РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эссе "Информационные технологии в обучении математике"

Эссе "Информационные технологии в обучении математике"

Автор: Суханова Галина Михайловна

Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня и я пойму.
(Китайская пословица)

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы.

В обучении математики среднего звена, я продолжаю эту «эстафету» на своих уроках. В преподавании математики компьютер может быть использован на различных этапах урока: объяснение нового материала, закрепление, повторение, контроль.

Объяснение нового материала.

На этом этапе наиболее эффективным является учебный тип деятельности. При изучении новой темы я практикую уроки-лекции с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
Особенностью применения компьютерных презентаций на моих уроках является наличие автоматического контроля и ограничение времени демонстрацией слайд-фильма. Всё это позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.

Закрепление.

На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а так же подсказки, алгоритмы и справочные материалы

Повторение.

На этом этапе я включаю материал в виде игр, ребусов, восстановления записей и пропусков. Обучающиеся на моих уроках очень любят решать нестандартные задачи, в которых надо применить знания не одного урока, а нескольких изученных ранее.

Контроль знаний.

При контроле использую тесты. Возможны две формы организации тестов. Их условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».

Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащихся особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.

Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя ПК. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ. Кроме того, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры.

Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение обучающихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбирать индивидуальный темп обучения учащихся.

Работая в данном направлении, мною разработано несколько математических разминок, таких как «Хоккей», «Футбол». Для отработки навыков счёта мною были созданы учебные игры – тренажёры. Например, благодаря индивидуальной игре – тренажёру «Остров сокровищ» можно проверить знания по математике. Во время увлекательного путешествия дети отрабатывают вычислительные навыки в решении примеров на сложение и вычитание. Готовясь к следующему уроку, я могу внести другие данные в базу – получится новый тренажёр.

Конечно, на первых порах работа по созданию уроков с компьютерной поддержкой достаточно трудоемка. Каждый урок требует при подготовке много времени, но не стоит забывать, что со временем образуется коллекция электронных уроков, которую можно применять в своей практике не раз, только изменяя некоторые детали. Вот тогда ИКТ и становится для каждого из нас незаменимым помощником. Времени на подготовку к уроку будет уходить гораздо меньше. Также существуют готовые компьютерные учебные программы, диски с тренажерами, которые идут в комплекте с учебником «Геометрия 7-9»Атанасян Л.С. 2014г.

Применение информационных технологий позволяет:

  • Индивидуализировать учебный процесс
  • Создать условия для развития самостоятельности учащихся.
  • Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, электронный носитель «Живая математика»: построение сечений многогранников, построение графиков т.д.)
  • Снять у учеников нервную нагрузку, сопутствующую контрольным работам, исчезает карающая роль оценки – ее всегда можно попытаться исправить, если все повторить.

Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения качества знаний и повышение познавательной активности обучающихся.

Обучающие компьютерные программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении математики. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса математики на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В основе заложено существенное повышение наглядности, активности познавательной деятельности ученика, сочетание механизма вербально – логического и образного мышления.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют учителю встать на более высокую ступень преподавания. Урок, организованный с помощью современных компьютерных технологий, поддерживает интерес учащихся к предмету и позволяет учителю активно вовлекать учащихся в процесс подготовки мультимедийных проектов, учебных программ и презентаций.

Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Суханова Галина Михайловна20.05.2015 8420 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar