РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблема применение ИКТ на уроках литературы

Автор: Украинская Зоя Александровна

Еще несколько лет назад, когда персональный компьютер еще не был обязательной принадлежностью каждого дома, отношение школьников к книге, чтению, стало заметно меняться. Ухудшилось восприятие и понимание литературных текстов, детям стало труднее воспроизводить прочитанное, рассуждать, стала теряться глубина осознания нравственных проблем.

Я долго пыталась понять, почему это происходит, чтобы выяснить причину, обращалась к разным источникам. Постепенно пришло понимание, что одной из основных причин является телевидение. На ТВ все реже стала звучать грамотная речь, оно переполнилось низкопробными фильмами и передачами, отучающими думать, рассуждать, сопереживать. Выдающиеся фильмы, снятые по произведениям литературной классики, стало возможным прервать кричащими яркими рекламами, которые оглушают нас даже в момент развития самых драматичных событий. О каком душевном напряжении, сопереживании, вживании в замысел автора фильма и произведения можно говорить, если в одном зрительном ряду может находиться смерть героя Великой Отечественной войны и реклама пива?

Вслед за осознанием причин проблемы, пришло понимание необходимости применения новых технологий на уроках литературы.

С появлением и распространением персональных компьютеров к имеющейся проблеме добавилась привычка у большинства детей видеть перед собой яркие, быстро меняющиеся, поражающие необычностью, готовые образы. У школьников стала пропадать фантазия, стремление к творчеству. Нет, образное мышление не исчезло совсем, но оно явно становилось бледнее, упрощенней, реже, и тенденция намечалась неутешительная.

Надо было срочно что-то предпринимать. Разумеется, как и многие мои коллеги, я использовала на уроках и личностно-ориентированные технологии, и игровые, и технологию проблемного обучения, и многое другое, что позволяло удерживать литературные знания, умения и навыки на уровне госстандарта, развивать нравственные качества моих воспитанников.

Однако настоящим открытием стала для меня возможность использовать на уроках информационно-коммуникативные технологии. Очень нравилось и мне, как педагогу, и детям, использование компьютерных презентаций. С их помощью можно было ярко оформить любой урок, вывести на экран упражнения, задания, портреты писателей и литературных героев, проиллюстрировать «Заочную экскурсию» по литературным местам и многое другое, приблизив зрительный ряд к привычному для детей миру ТВ и ПК. Был период чрезмерного перенасыщения уроков материалами презентаций, от которого к сегодняшнему дню сумела отойти и использовать данную технологию в меру.

Одной из проблем стало освоение Интернета. Возможности всемирной паутины открыли для учащихся доступ к любой информации, роль и значение чего для сельских школ, где в библиотеках порой не хватает художественных текстов для работы на уроках литературы, трудно переоценить. Радостно отправились мои ученики, и я вместе с ними, в плавание по интернет – океану. Не сразу я поняла, что, как любой океан, он скрывает в себе не только восторг открытий, но и опаснейшие информационные айсберги, способные потопить любой нравственный «Титаник».

На данный момент я пришла к следующим выводам.

Интернет и компьютерные технологии прочно вошли в жизнь людей и игнорировать их нельзя. На уроках ИКТ использовать необходимо. Поэтому каждый учитель должен в совершенстве владеть названными технологиями и учить детей культуре пользования всемирной сетью, критично относиться к любой информации.

Очень важна здесь направляющая и руководящая роль педагога, наставника.
Презентации – одна из возможностей сблизить современное восприятие мира школьниками и художественный мир писателей. Она может быть прекрасным помощником в развитии эстетического вкуса учащихся. Однако ни в коем случае нельзя перенасыщать урок иллюстративным материалом, музыкой, или отрывками из фильмов. Зрительные и музыкальные образы презентации должны помогать ученикам создавать свои собственные, помогать им осмыслить произведение, проблему, уточнять важную информацию. Ни в коем случае она не должна стать самоцелью.

Я стремлюсь на своих уроках совместить новые и традиционные подходы к образованию и воспитанию детей, сохранить и развить неповторимый творческий мир каждого ребенка. Стараюсь, чтобы одновременно с демонстрацией фотографий, иллюстраций, картин, выполненных мастерами, ученики видели рисунки своих сверстников. Считаю, что рисунки, развешенные на стенах, производят более сильное эмоциональное впечатление на детей, чем «отформатированные». Стараюсь, чтобы одновременно с музыкой, звучащей из колонок, на уроке звучали и песни в исполнении учащихся, так как это всегда создает особо теплую атмосферу. Показ отрывков из кинофильмов перемежаю хотя бы короткими инсценировками.

Существует мнение, что скоро ИКТ полностью заменят «древнего» учителя, и что традиционный урок себя уже изживает. Однако стоит вспомнить, что в стае волков из человеческого детеныша вырастает волк, среди обезьян – обезьяна. Кого может вырастить бездушный компьютер? Что может заменить урок, когда общение между педагогом и учеником происходит «глаза-в глаза», «из души – в душу», «от сердца – к сердцу»?

Только через непосредственное общение учитель может заразить учеников своей влюбленностью в красоту слова, научить их мыслить, сопереживать, помочь им проникнуть в глубину авторского замысла, увлечься исследовательской работой и удивиться собственным открытиям. А информационные технологии должны быть, хоть и необходимыми, но все же помощниками.

Всего комментариев: 1
avatar
1 Elenaostr • 17:30, 23.02.2015

Спасибо ,Зоя Александровна, тема затронутая Вами актуальна сегодня как никогда . Согласна с Вами , что душой урока всегда был и будет учитель .
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены