РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблема применение ИКТ на уроках литературы

Проблема применение ИКТ на уроках литературы

Автор: Украинская Зоя Александровна

Еще несколько лет назад, когда персональный компьютер еще не был обязательной принадлежностью каждого дома, отношение школьников к книге, чтению, стало заметно меняться. Ухудшилось восприятие и понимание литературных текстов, детям стало труднее воспроизводить прочитанное, рассуждать, стала теряться глубина осознания нравственных проблем.

Я долго пыталась понять, почему это происходит, чтобы выяснить причину, обращалась к разным источникам. Постепенно пришло понимание, что одной из основных причин является телевидение. На ТВ все реже стала звучать грамотная речь, оно переполнилось низкопробными фильмами и передачами, отучающими думать, рассуждать, сопереживать. Выдающиеся фильмы, снятые по произведениям литературной классики, стало возможным прервать кричащими яркими рекламами, которые оглушают нас даже в момент развития самых драматичных событий. О каком душевном напряжении, сопереживании, вживании в замысел автора фильма и произведения можно говорить, если в одном зрительном ряду может находиться смерть героя Великой Отечественной войны и реклама пива?

Вслед за осознанием причин проблемы, пришло понимание необходимости применения новых технологий на уроках литературы.

С появлением и распространением персональных компьютеров к имеющейся проблеме добавилась привычка у большинства детей видеть перед собой яркие, быстро меняющиеся, поражающие необычностью, готовые образы. У школьников стала пропадать фантазия, стремление к творчеству. Нет, образное мышление не исчезло совсем, но оно явно становилось бледнее, упрощенней, реже, и тенденция намечалась неутешительная.

Надо было срочно что-то предпринимать. Разумеется, как и многие мои коллеги, я использовала на уроках и личностно-ориентированные технологии, и игровые, и технологию проблемного обучения, и многое другое, что позволяло удерживать литературные знания, умения и навыки на уровне госстандарта, развивать нравственные качества моих воспитанников.

Однако настоящим открытием стала для меня возможность использовать на уроках информационно-коммуникативные технологии. Очень нравилось и мне, как педагогу, и детям, использование компьютерных презентаций. С их помощью можно было ярко оформить любой урок, вывести на экран упражнения, задания, портреты писателей и литературных героев, проиллюстрировать «Заочную экскурсию» по литературным местам и многое другое, приблизив зрительный ряд к привычному для детей миру ТВ и ПК. Был период чрезмерного перенасыщения уроков материалами презентаций, от которого к сегодняшнему дню сумела отойти и использовать данную технологию в меру.

Одной из проблем стало освоение Интернета. Возможности всемирной паутины открыли для учащихся доступ к любой информации, роль и значение чего для сельских школ, где в библиотеках порой не хватает художественных текстов для работы на уроках литературы, трудно переоценить. Радостно отправились мои ученики, и я вместе с ними, в плавание по интернет – океану. Не сразу я поняла, что, как любой океан, он скрывает в себе не только восторг открытий, но и опаснейшие информационные айсберги, способные потопить любой нравственный «Титаник».

На данный момент я пришла к следующим выводам.

Интернет и компьютерные технологии прочно вошли в жизнь людей и игнорировать их нельзя. На уроках ИКТ использовать необходимо. Поэтому каждый учитель должен в совершенстве владеть названными технологиями и учить детей культуре пользования всемирной сетью, критично относиться к любой информации.

Очень важна здесь направляющая и руководящая роль педагога, наставника.
Презентации – одна из возможностей сблизить современное восприятие мира школьниками и художественный мир писателей. Она может быть прекрасным помощником в развитии эстетического вкуса учащихся. Однако ни в коем случае нельзя перенасыщать урок иллюстративным материалом, музыкой, или отрывками из фильмов. Зрительные и музыкальные образы презентации должны помогать ученикам создавать свои собственные, помогать им осмыслить произведение, проблему, уточнять важную информацию. Ни в коем случае она не должна стать самоцелью.

Я стремлюсь на своих уроках совместить новые и традиционные подходы к образованию и воспитанию детей, сохранить и развить неповторимый творческий мир каждого ребенка. Стараюсь, чтобы одновременно с демонстрацией фотографий, иллюстраций, картин, выполненных мастерами, ученики видели рисунки своих сверстников. Считаю, что рисунки, развешенные на стенах, производят более сильное эмоциональное впечатление на детей, чем «отформатированные». Стараюсь, чтобы одновременно с музыкой, звучащей из колонок, на уроке звучали и песни в исполнении учащихся, так как это всегда создает особо теплую атмосферу. Показ отрывков из кинофильмов перемежаю хотя бы короткими инсценировками.

Существует мнение, что скоро ИКТ полностью заменят «древнего» учителя, и что традиционный урок себя уже изживает. Однако стоит вспомнить, что в стае волков из человеческого детеныша вырастает волк, среди обезьян – обезьяна. Кого может вырастить бездушный компьютер? Что может заменить урок, когда общение между педагогом и учеником происходит «глаза-в глаза», «из души – в душу», «от сердца – к сердцу»?

Только через непосредственное общение учитель может заразить учеников своей влюбленностью в красоту слова, научить их мыслить, сопереживать, помочь им проникнуть в глубину авторского замысла, увлечься исследовательской работой и удивиться собственным открытиям. А информационные технологии должны быть, хоть и необходимыми, но все же помощниками.

Украинская Зоя Александровна16.02.2015 5601 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо ,Зоя Александровна, тема затронутая Вами актуальна сегодня как никогда . Согласна с Вами , что душой урока всегда был и будет учитель .
avatar