РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование сохранных анализаторов в развитии творческого потенциала учащихся с нарушением зрения среднего школьного возраста.

Использование сохранных анализаторов в развитии творческого потенциала учащихся с нарушением зрения среднего школьного возраста.

Автор: Кубанская Наталья Владимировна

Зрительная система развивается в тесной взаимосвязи с другими сенсорными анализаторами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Нарушение функции зрения, которое занимает у зрячих детей основную роль, у незрячего ребенка выдвигает на первый план другие анализаторы.

Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и зрительные ощущения подробно информируют об окружающем мире.
Ребенку с нарушением зрения необходимо подключения всех сохранных анализаторов, чтобы создать целостный образ предмета.
Осязание, обоняние, слух, вкусовые ощущения дают полное и правильное представление о предметах.

Целостное восприятие предметов обеспечивает накопление жизненного опыта, так как образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти для развития внутреннего воображения. При нарушении зрения активируется деятельность сохранных анализаторов т. е. повышается острота восприятия сохранившихся видов чувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно-суставной).

Развитие творческого потенциала учащихся являются еще одним эффективным средством использования этих сохранных анализаторов для развития внутреннего воображения у незрячих детей среднего школьного возраста. Творчество не только развивают уровень познания, но и формируют психологический мир личности, развивают его внутреннее воображение.

Рисование является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку и в развитии внутреннего воображения, а так же способствует в деле общего развития ребенка.

Что такое воображение? Это способность видеть в своем сознании мысленные образы того, что существует, а так же мысленно представлять объекты, ситуации или обстоятельства.

Внутреннее воображение использует все сохранные анализаторы, чтобы воображаемое представить более реально.

Рисование приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу предмета и тем самым подготавливает незрячего к дальнейшей учебной работе.

Целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т.д. Если незрячий на уроках рисования научился правильно изучать и пользоваться рисунком, то он гораздо легче будет усваивать учебный материал на уроках, где используются рисунки и карты для обучения.

Учебный процесс рисования является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя незрячий ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета.

При рисовании развиваются суждения и умозаключения о предмете, становятся все более конкретными и ясными его формы, ибо изучаемый предмет теперь становится доступен внутреннему зрению или воображению незрячего, а так же его осязанию, измерению и сравнению.

Использование сохранных анализаторов в развитии творческого потенциала учащихся с нарушением зрения позволяют правильно пользоваться рисунком выполненном в форме доступной для чтения прикосновением пальцев, получения информации и передачи этой информации на пленку т. е. создание графического рисунка. Это способствует обучению учащихся с нарушением зрения сравнивать, обобщать, анализировать, мыслить и мысленно представлять, а тем самым развивать свое внутреннее воображение используя свой творческий потенциал.

Кубанская Наталья Владимировна13.02.2015 7000 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar