РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профилактика неуспеваемости учащихся в начальной школе

Профилактика неуспеваемости учащихся в начальной школе

МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»
учитель начальных классов: Сысоева Н.П.
I квалификационная категория

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала.

«… Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие её. У каждого отстающего ученика своя причина, но в то же время есть и общие причины для определенного круга школьников. Можно выделить две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К числу внешних относятся причины социального плана, а также такие, как несовершенство организации учебного процесса (отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности; несформированность приёмов познавательной деятельности).

Одной из главных причин неуспеваемости являются дефекты здоровья школьников. К внутренним причинам относятся: низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации учения и слабо развита волевая сфера.

Психологи выделяют определенные типы неуспевающих учеников. В основе классификации лежит два признака: первый характеризует особенности мыслительной деятельности, второй — направленность личности, её отношение к учению.

В итоге выделяется следующая типология:

  • Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.
  • Второй: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
  • Третий: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Одна из наиболее распространённых мер преодоления неуспеваемости — это организация дополнительных занятий с остающимися учащимися во внеурочное время. Этот вид работы можно отнести к учащимся второй группы, так как они дома к урокам не готовятся. Но как сюда попали школьники из первой группы? Ведь они добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они по другой причине, следовательно нуждаются в другой форме коррекционной работы. Она должна заключаются главным образом в формировании приёмов познавательной деятельности.

Взывать к чувству долга. Совести, в лени. Приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даст. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними — учить учиться.
Учащиеся из второй группы изменят свое отношение к обучению, как только резко возрастает продуктивность их деятельности.

У каждого ребёнка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которые чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки»

В работе для решения возникших проблем использовать следующие виды работ:

  1. При проверке письменных работ, выполненных вне класса, анализировать ошибки, допускаемые учащимися, выявлять типичные для класса и уделять внимание для устранения их в классе. (Включать упражнения, задания при планировании следующего урока и указываю способы на их устранения, подбирать задания по осознанию к исправлению ошибок).
  2. При проверке устных работ затруднение вызывает передача изученного раннее материала. (На первых стадиях работы составлять план пересказа. Готовить опорные таблицы, вопросы с вынесением их на доску, что облегчит учащимся воспроизвести изученный материал. Затем, учить детей делить текст на части, выделять главное, составлять план и пользоваться им).
  3. Проводить контроль над усвоением материала учащимися, пропустившими занятия, и оказывать индивидуальную помощь, проводить дополнительные занятия.
  4. Учить учащихся планировать свою работу, выполнять её и осуществлять контроль. (Работая с детьми, сталкиваешься с проблемой, что дети не понимают смысл задания к упражнению, при самостоятельной работе, как в классе, так и дома). Для решения этой проблемы предложить детям выделять в заданиях упражнения слова — действия (спиши, выдели, укажи и т. д.). Этот вид работы даёт положительный результат.
  5. Для самостоятельной работы, учащимся подбирать доступные задания, по сложным разделам учебного материала, стремиться меньшим числом упражнений, но в определённой системе для достижения большего успеха.
  6. Включать разноуровневые по степени сложности выполнения задания.
  7. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу доброжелательности, создается ситуация успеха.
  8. Включать развивающие упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, развитие речи.
Сысоева Наталия Петровна14.02.2015 11530 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar