РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская деятельность первоклассников

Исследовательская деятельность первоклассников

Исследовательская деятельность первоклассников (из опыта работы)
О.И.Познахирина,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №1 г.Тамбова


- Почему Луна меняет свою форму? Сколько человек живет на Земле? Откуда берутся названия улиц?

Подобные вопросы учитель постоянно слышит от первоклассников. Конечно, на многие из них можно ответить. Но надо ли это делать? В условиях современного обучения, требований новых стандартов учитель просто обязан дать детям возможность самостоятельно искать сведения, наблюдать и экспериментировать.

Обучение исследовательской деятельности уже с 1 класса дает возможность развивать самостоятельное и творческое мышление.

Проведение исследований вызывает интерес у каждого ребенка, но максимальный эффект исследовательская деятельность дает в работе с одарёнными детьми.

Ведь любознательность, стремление к экспериментам, жажда новых впечатлений, желание докопаться до истины являются признаками детской одарённости.

Именно исследовательская деятельность предоставляет широкие возможности для развития тем детям, которым тесно в рамках стандартной учебной программы.

Исследовательская деятельность учащихся может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. Наиболее благоприятный материал для организации исследований имеют уроки окружающего мира, литературного чтения, трудового обучения. Обширное поле деятельности предоставляют занятия по краеведению.

Рассмотрим организацию исследовательской деятельности в процессе работы над проектом «Дом, улица, город» (презентационное название «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную…»).

Выбор темы проекта обусловлен общей тематикой работы проектной мастерской «Открытие» МАОУ СОШ №1 в первом полугодии 2014/2015 учебного года «Тамбовщина – наш край родной».

История родного края – материал благоприятный, дающий возможность выбора из широкого круга тем, однако многие из них позволяют провести работу реферативного характера, ограничиться сбором теоретического материала, тогда как наша тема предполагала проведение и практических исследований.

В классе сразу выделилась группа детей, проявивших заинтересованность в исследовательской деятельности. Так как их опыт в подобного рода деятельности практически отсутствовал, была создана «группа поддержки» родителей. Первоочередной задачей учителя было скоординировать работу этих групп так, чтобы помощь взрослых не заменяла деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла учащихся по нужному пути.

Итак, на первом этапе работы была сформирована группа исследователей и выбрана тема исследования. Важно, что тема заинтересовала учащихся, не оставила их равнодушными. Этому способствовало то, что работа не требовала долговременных исследований.

На втором этапе была сформулирована проблема, над которой учащиеся и работали в ходе исследования. Основополагающий вопрос звучал так: «Откуда берутся названия улиц?» После первоначального обсуждения ребята предположили, что названия улицам дают случайно.

Именно на этом этапе особенно важна помощь учителя. Формирование умения осознать и сформулировать проблему требует достаточно продолжительного обучения. Этому тренировочные занятия и упражнения из курса А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”.

Далее была организована непосредственная работа над выбранной темой, которая осуществлялась под руководством учителя и при помощи консультантов-родителей.

В процессе работы над темой исследования дети прошли следующие этапы:

  • планирование работы по исследованию;
  • работа с различными источниками информации (книги, справочный материал, беседы со взрослыми людьми, просмотр теле– и видеофильмов, работа с данными компьютера) и отбор нужной для данного исследования информации;
  • проведение наблюдений, формулировка соответствующих выводов;
  • проведение анкет и обработка их данных.

Для того, чтобы работа не осталась на уровне теоретического исследования, творческая группа провела опрос одноклассников, взяв в качестве материала названия улиц, на которых проживают учащиеся класса. Исследователи провели систематизатию информации, в первую очередь изучая те улицы, на которых проживает большее количество одноклассников. Была создана «карта класса», где отмечены все адреса учащихся.

Изучая названия улиц микрорайона, учащиеся сумели выделить несколько групп и дали каждой определенную характеристику. Условные названия групп: растительный-животный мир, в честь знаменитых людей, архитектурно-топографические, эмоционально-эстетическая сфера. Например, названия группы растительного мира: Ромашковая, Васильковая, Ягодная, Хвойная, Еловая, Цветочная, Тополиная, Липовая, Соловьиная, Дроздовая.

Ребята выделили группу улиц, названных в честь известных и заслуженных людей нашего края: Гиляровского (актер, журналист, писатель), Рыбакова (известный актер провинциальной сцены), Марии Мордасовой, Бабарыкина (первый воевода, основатель города), Рязанова (летчик, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации).

В процессе этой работы были и свои маленькие открытия. Одно из них сделал Батищев Гриша: «Сначала я думал, что моя улица названа в честь изобретателя лампы накаливания, А.Н.Лодыгина. Но оказалось, что на самом деле моя улица названа в честь поэта Николая Ивановича Ладыгина. Он жил и работал в нашем городе начиная с 1950-х годов».

А вот результат исследования Кати Мягкоход: «А я живу не на улице, на бульваре! На бульваре Энтузиастов. Название моей улицы относится к четвертой группе нашей классификации, эмоциональной сфере. Энтузиасты – это люди, которые делают какое-то значимое для общества дело по собственной инициативе, в силу внутренних убеждений, без получения прямой выгоды. К этой группе относятся улицы микрорайона – Радостная, Веселая».

Важным этапом исследовательской деятельности является представление работ. Не все первоклассники могут легко и уверенно выступить перед большим количеством людей. Поэтому сначала участники проекта имеют возможность представить свою работу в классе. Так как в работе проектной мастерской принимает участие весь класс, то в роли выступающего рано или поздно побывает каждый. Поэтому учащиеся с интересом относятся к отчету каждой творческой группы. Они задают множество вопросов, вступают в споры с выступающими. Поэтому и авторы исследований практикуются в общении с аудиторией, отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения. В обсуждении обязательно участвуют и родители.

Наконец, результатом исследовательской деятельности учащихся становится представление лучшего классного проекта на школьной конференции учебно-исследовательских работ «Открытие», которая проводится в конце каждого полугодия. Презентация проекта «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную» в секции «Юные почемучки» получила заслуженную награду: проект был признан лучшим среди исследовательских работ учащихся 1-х классов. Разумеется, первый успех стал отличным стимулом к дальнейшей работе в этом направлении.

Можно с уверенностью утверждать, что вовлечение детей в исследовательскую деятельность уже с первого класса, способствует активному формированию у учащихся универсальных учебных действий всех видов. Умения и навыки исследователя переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Особенно важно, что самые эти знания получены самостоятельно, в ходе собственных изысканий, а не усвоены путем заучивания.

Познахирина Ольга Иановна11.03.2015 11520 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar