РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приоритеты современной системы образования и проблемы в обществе

Приоритеты современной системы образования и проблемы в обществе

Обучение и его эффективность

Животные могут обучаться только тому, что нужно для удовлетворения их потребностей.

У человека мотивы обучения более сложны. Например, изучая в 11 классе производную от функции 90% учеников, вряд ли когда их применят в практической жизни. Но примерно 50% применят эти знания в институте, как база для получения высшего образования. А приблизительно 20% в качестве базовых знаний в производственных расчетах. Но ученик, усваивая эти (возможно бесполезные для него жизни) знания, исполняет свою роль ученика, удовлетворяет мотив достижения (если он выражен) и реализует свою познавательную активность. Т.е. обучение (усваивание знаний и умений) у человека может сильно отличаться от того, что ему действительно необходимо в жизни, что он может применить на практике.

Это явление (некоторой независимости обучения от практики) ставит перед обществом вопрос эффективности системы обучения. Это с одной стороны. С другой – предоставляет возможность манипулировать, подстраивать систему образования под свои (создателей и чиновников) представления о мире. Если принимать за критерий оценки эффективности применение полученных знаний и умений на практике, то систему образования становится возможным сделать «прозрачной» и тогда ее эффективность можно легко измерить. Например, достаточно провести тесты на знания и умения у тех, кто закончил школу через 1,5,10,20 лет. Если же критерий эффективности лежит в области чьих-либо представлениях о мире, то сложность измерения эффективности и ее «непрозрачность» гарантированы. В первом случае система образования будет корректироваться со временем (т.е. развиваться) в зависимости от требований практики, изменений в мире и самих людей, во втором – в зависимости от представлений о ней и ее эффективности самого ее создателя (авторов учебников, методистов, чиновников от образования и прочих субъектов).

Многие чиновники от образования утверждают, что полученные знания не только важны для применения на практике, но и формируют целостную систему знаний. Например, понимание в математике производной от функции обогащает мышление и логику, которые являются базовыми навыками успешности человека в нашем мире. Следовательно, развив мышление и логику ученика, мы полностью выполняем свою задачу. Нравственная сторона обучения личности и ее формирование вообще в таком подходе специально не выделяются, т.к. не вполне понятно, каким именно знаниям здесь можно обучить. Религии? Тогда какой и как?

Достоинства и недостатки такого подхода

Основные достоинства – гибкость мышления при оперировании с абстрактными величинами, приспособляемость к окружающему миру путем нахождения альтернативных активностей.

Основной недостаток – это ее оторванность от практики, производства, созидания.

В результате имеем:

  • отсталая экономика. Заработать миллион и сделать что-то полезное для общества – это две совершенно разных вещи;
  • разваливающиеся предприятия. Умение реализовывать себя в низкоэффективных социальных институтах, хорошо зарабатывать на разваливающихся предприятиях, быть успешным среди неудачников и т.п. (в народе это называется – «уметь крутиться»);
  • приоритет власти и засилие бюрократии. Наличие «непрозрачных правил игры» в большинстве гос. организаций. Такие правила легко придумываются людьми, склонными к гибкости мышления и нахождению альтернативных активностей для личного успеха.
  • «утечка мозгов». Молодой человек, стремящийся достичь успеха «прямым путем», часто наталкивается на непреодолимые препятствия в виде «непрозрачных правил игры» в большинстве организаций, где бесталанные чаще выигрывают у талантливых.
  • уход от реальности (наркомания, виртуальная реальность). При неудачах в реальной жизни происходит легкий переход к альтернативной реальности (база для этого уже есть).

Исследовательский подход к окружающему миру

Мы живем в мире вещей. Они окружают нас повсюду. Оглянитесь вокруг себя – попробуйте найти хотя бы 2-3 объекта, не являющихся изделием (хотя бы частично) людей. А теперь попробуйте сосчитать, те вещи (искусственного происхождения), которые вас окружают. Многим это будет сделать очень непросто. Для современного человека природа – это дополнение к их жизни, а не основа ее. Каждая вещь (вещью здесь будем называть объект искусственного происхождения) служит нам для чего-то и любая из вещей из чего-то и как-то сделана. Любая из вещей заключает в себе набор знаний и указывает нам на умения, которые у нас должны быть, чтобы этой вещью пользоваться.

Например: обыкновенный простой карандаш состоит из обработанного и подготовленного дерева определенных сортов, графита, каолина, связующего их вещества, воска, клея и краски на его поверхности. Каждый из этих материалов так же получается искусственно, с применением множества других материалов и технологий их изготовления. В каждом из материалов и технологий заключены знания из областей: химии, физики, математики, биологии и др. Сам карандаш указывает нам на умения, которые требуются от нас, что бы его использовать (заточка, удержание пальцами, движения руки).

Практика людей и их жизнь заключается в использовании всех этих вещей для своих целей и создание новых для иных целей (новые цели образуются при развитии общества и изучении природы). Акцент должен делаться на изучении природы, создании и использовании вещей, а не на запоминании математических и химических формул. Именно этим путем идет развитие человечества: создание компьютеров, баз знаний и возможности их использования. В то время, как использование, создание вещей и исследование природы остается за человеком.

Почему же тогда наша система образования ориентирована на усвоение знаний? Сейчас это называют компетентностный подход, но сути это не меняет, если на деле мы видим, что изучив, например, закон притяжения в рамках физики, ученик сидит дома и решает задачки на этот закон, а не идет исследовать его «работу» в реальном мире и составляет после отчет об этом. Раз научился правильно решать задачки – значит, понял принцип работы закона – это и есть понимание компетенции. Компетенция в мышлении – да, а вот в реальном мире (с точки зрения его освоения и преобразования) –нет. Успешное осваивание правила не дает достаточной мотивации для дальнейшего изучения и (тем более) преобразования окружающего мира. Конечно, есть исключения. Некоторым ученикам исследовательский подход и мотивацию созидания передают родители, учителя. Но это скорее помимо или вопреки, а не благодаря нашей системе образования.

При исследовательском подходе становится возможным и нравственно-этическое развитие. Формирование личности уже не будет просто словом. Его содержание – это все богатство и глубина исследованного учеником мира как физического, так и духовного.

Кроме того, развитое абстрактное мышление без достаточного обращения (мотивации) к реальному опыту способно сильно возбуждать, «захватывать» эмоциональную сферу человека просто в результате получения и обработки какой-либо абстрактной информации. Это может приводить к нарушениям в восприятии мира отдельным человеком и к массовой истерии. Подавляющее большинство из нас это бывшие выпускники УЗ – результат системы образования. Это когда более половины всех школьных (ВУЗовских) знаний забыты, а все полезные знания и умения для достижения успеха в жизни получены от родителей, друзей, знакомых и самообразования.

Т.е. основные наши умения, направленные на освоение мира и созидание являются отсталыми в научном понимании, основаны на предрассудках и верованиях и только самообразование позволяет нам в отдельных аспектах (т.к. не системно) их как-то совершенствовать в течение жизни. Следовательно, проявляющаяся в настоящее время эмоциональная зависимость общества от СМИ и другой информации вполне закономерна. И полностью устранить ее можно только сменив сам подход к системе образования.

Владислав Малышев22.02.2015 5150 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar