РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование ценностного мира ребенка - фактор, способствующий духовному росту.

Формирование ценностного мира ребенка - фактор, способствующий духовному росту.

Современная школа не стоит на месте: не имеет права… Проблемы. Поиски. Решения… На мой взгляд, принципы гуманизма, демократии, национального самосознания, приоритета общечеловеческих ценностей сегодня являются определяющими. Конечно, как и у всякого предмета, у нас, словесников, есть своя специфика. Однако, я в этом убеждена, какой бы она ни была, что бы ни отличало её, основное - духовность. « Душа обязана трудиться», - сказал поэт. Труд души… Сегодня это в дефиците. В наше время существует немалая категория людей, лишенных чувства Отечества или, как говорил В.В.Розанов, «мечты своей Родины». Это определяет их «духовное сиротство, душевное беспамятство, творческое бесплодие». Сами того не замечая, превращаются они в манкуртов, иванов, не помнящих родства… Практика показывает, что к сожалению, у нового поколения, как правило, нет нравственных ориентиров: Павка Корчагин - «фанатик», Семен Давыдов «коммунист», Данко «инопланетянин». Поэтому, именно возрождению души каждого ученика стараюсь способствовать. Урок литературы и русского языка, нельзя в этом не согласиться с Е.И.Ильиным, должен быть уроком человековедения. Для меня это принципиально. 

Урок - тот же сценарий, в котором есть и завязка, и развитие действия, кульминационный момент, развязка. 

Получается, что мы, словесники, пишем не план урока, а литературное произведение. Накануне продумываю цели (особое внимание - формированию ценностного мира ребенка): 

  • формирование культурного фонда личности; 
  • формирование мыслящей личности; 
  • развитие эмоциональной культуры и эстетического вкуса; 
  • помочь найти ценностные ориентиры; 
  • сформировать ценностный мир ребенка; 

Всегда трудно начать. Извечный вопрос: что делать? 

Изучая в 9 ом классе вопрос общественного конфликта в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума», разговор о духовности, духовных ценностях начинаю вопросом: 

- Какие ассоциации возникают у вас в связи со словом «ценность»? 

Привожу ответы большинства учащихся: 

  • Богатство! 
  • Деньги! 
  • Машина! 
  • Дача! 

К счастью, некоторые ребята все-таки назвали как ценность дружбу. 

Далее предлагаю подумать над вопросом: 

- Назовите ценности (слово «духовные» пока не произношу) Фамусова? 

Реплики: 

  • Деньги! 
  • Богатство! 
  • Чины! 

Далее прошу назвать ценности Чацкого (конечно же, на эти вопросы учащиеся отвечают, аргументируя ответы текстом пьесы). 

Ответы учащихся: 

  • Долг, честь 
  • Любовь к Софье 
  • Любовь к Отечеству 
  • Достоинство 
  • Ум (образованность) 

И вывод, который ребята непринужденно делают сами: 
- Как ничтожен и мелок Фамусов и т.д. 
- Как мы пали! 

Далее серьезный разговор о том, что общественный конфликт пьесы зиждется на различных нравственных ориентирах: каждая сторона имеет четкое представление о ценностях духовных в жизни. 

Заключительный урок по творчеству А.С.Грибоедова проводила на фоне двух его вальсов. Главный вопрос урока: духовные ценности Грибоедова. Ребята осознанно и с гордостью определяют их: духовность, патриотизм, любовь… А музыка звучит. И совсем не формально воспринимается Грибоедов, а как Личность. 

На дом: сочинение. Одна из тем - «Духовные ценности А.С.Грибоедова». 

Аналогично можно провести уроки и при изучении творчества других поэтов и писателей: Пушкина, Толстого, Есенина, Цветаевой, Высоцкого. В 10 м классе, анализируя пьесу А.Н.Островского «Гроза», я активно использовала приемы формирования ценностного фонда учащихся, что на мой взгляд, способствовало и активизации деятельности ребят, и их взрослению, пониманию сути духовности и т.д. 

У Л.Н.Толстого ребята отметят как высшую духовную ценность - семью, женщину-мать; у С.Есенина - мать, любовь к женщине, свободу, молодость; у М.Цветаевой - Москву, Божий дар, любовь; у В.Высоцкого - дружбу… 

В конце года проводится заключительный урок литературы в старших классах в форме «круглого стола». Очищение через литературу или духовность и я. Ребята имеют право выговориться не на отметку. Оценку поставит жизнь. 

Сентябрь. Прозвучал звонок на первый урок нового учебного года. Первый урок русского языка в 9 классе на тему: «Роль русского языка в жизни общества». Лекция. Все сказано: и о многофункциональности русского языка, и о его авторитете. 

И вдруг: 
- А зачем он мне он нужен? Я - осетин, осетинский язык - мой родной язык. Я его знаю и люблю. А русский язык мне не нужен! Пускай на нем говорят русские! 
…Пауза. Всего несколько мгновений. 

Перед дебатами: две стороны, и аргументов у каждой - достаточно: 

  • Меня в Москве «чуркой» обозвали, мы для них - «лица кавказской национальности», а я должен на их языке говорить? 
  • Не все ведь нравственные, моральные уроды! Это не норма жизни! 
  • А как люди поймут друг друга, если у них не будет знания русского языка? 
  • А ты экзамены в Москве на осетинском будешь сдавать? 
  • А Пушкина, Достоевского как читать? В переводе? Оригинал! 

Конечно, ребята - максималисты. Они открыто и пылко отстаивают свою точку зрения. Стараюсь выслушать каждого, но в подходящий момент говорю о национальном самосознании и о национализме. Рассказываю о том, что первопричиной войны на многострадальной земле Южной Осетии стало нежелание народа ассимилироваться , забыть свой язык и культуру. 

Родной язык - первооснова. Но русский язык - язык мира и дружбы. Он позволяет людям многих наций свободно общаться. «Найти общий язык» - эта крылатая фраза и о нем. 

Далее говорю о богатстве русского языка. Привожу высказывания великих людей о «великом, могучем, правдивом, свободном…» . Затем предлагаю пересказать содержание прослушанной публицистической статьи Д.С.Лихачева из «Заметок о русском». Нелегко? Вывод? 

Необходимо овладеть в должной мере русским языком. Это наше достояние, наша духовная ценность. На дом задаю сочинение - рассуждение «Я русский бы выучил только за то…» 

Готовясь к изложению или диктанту, стараюсь подобрать текст с высоким нравственным накалом. Стараюсь «дать» тот фрагмент текста, который бы заинтересовал ребят и позволил познакомиться с тем или иным произведением в целом, помог бы ученикам осознать смысл духовной красоты человека. Так, после написания подробного изложения о подвиге Сергея (В .Титов «Всем смертям назло»), я говорю: «Сергей лишился обеих рук. Калека. Жизнь потеряла смысл. Так думал и Сергей… И кто знает, как бы сложилась его жизнь, не окажись рядом Таня…» Ребята сделали вывод, что любовь Тани сотворила чудо, что любовь - это высшая ценность и т.д. 

Ценностный подход можно осуществлять одновременно на уроках русского языка и литературы. Здесь важно определить общую духовную тему. 

Итак, задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке,- формирование ценностного мира ученика. Дает ли она результат? Безусловно. 

Многие ребята научились «вычислить» в герое произведения истинную душевную красоту и мнимую, показать своё неравнодушие к проявлению алчности, к стяжательству. 

К сожалению, как и всякий другой преподаватель, я не всегда довольна своими учениками. Я очень огорчаюсь, когда животрепещущие вопросы не трогают их за живое, а глаза - ленивые и неискренние… 

Но не будем отчаиваться. Будем работать и надеяться…

Койбаева Лариса Викторовна26.02.2015 6260 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar