РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Рассылка портала

Рассылка для учителей

Профессиональная ориентация на рабочие профессии учащихся вечерней общеобразовательной школы на уроках физики

Профессиональная ориентация на рабочие профессии учащихся вечерней общеобразовательной школы на уроках физики

Автор: Ефименко Александр Александрович

Прогресс любого государства, в том числе и России, во многом определяется научной и трудовой подготовкой выпускников школы, способных после её окончания работать в промышленности, сельском хозяйстве.

Как выяснила компания Manpower в результате исследования в настоящее время 44% компаний, работающих в России, испытывают нехватку рабочих специалистов. Россия занимает 11 место в мире по дефициту квалифицированных рабочих кадров. Это не только российская проблема.
Во всём мире за первую половину 2011 года порядка 40 тыс. предприятий в 39 странах испытывают кадровый голод.

«Дефицит квалифицированных кадров в России связан, прежде всего, с отсутствием системы профессионального образования, дальнейшего трудоустройства и мотивацией персонала для работы на той или иной позиции. Рыночные условия привели к беспорядку в системе образования», - констатирует Заринэ Карапетян, руководитель проектов Consulting Group [1, С.3].

В Томской области сегодня дефицит квалифицированных рабочих кадров составляет в машиностроении - 83%, в лёгкой промышленности - 75%, в строительстве - 53% [2].

Как одну из причин сложившейся ситуации президент России Д. А. Медведев отмечает, что в стране заметно снизилась профессиональная подготовка выпускников школы, которая ощущается в острой нехватке кадров рабочих профессий [3].

Разрешить в какой-то мере ситуацию возможно через профессиональную ориентацию и практическую подготовку в процессе обучения физике выпускников вечерней школы пенитенциарных учреждений, которые в большей степени, чем выпускники общеобразовательной школы могут быть настроены на получение рабочих профессий.

В настоящее время в Томской области находятся восемь пенитенциарных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), из них две колонии для несовершеннолетних, количество осужденных составляет 5200 человек, из них обучаются в вечерних школах около 1100, что составляет 23% от общего числа осужденных [4].

Однако при обучении физике учащихся вечерней школы возникают свои проблемы. Это проблемы самих учащихся: частые пропуски, крайне разнородный по предметной подготовке и возрасту состав обучающихся, низкая мотивация к обучению, несформированность коммуникативных умений, необходимых в обучении.
Проблемой обучения физике в вечерней школе пенитенциарного учреждения для учителя физики является недостаток учебного и дидактического материала для вечерних школ; недостаточная оснащённость приборами и физическим оборудованием, недостаточность методических разработок для обучения учащихся вечерней школы по профориентации и профобучению, отсутствие компьютерной грамотности обучающихся, вследствие запрета по режимным соображениям предмета информатика в пенитенциарных учреждениях.

Изучение теоретического материала с использованием компьютерных презентаций, позволяет включать материал, способствующий подробному рассмотрению сложных технических процессов и устройств.

Разработка планирования учебного материала с учётом профориентации и профессиональной подготовки на рабочие профессии: автослесарь, слесарь механосборочных машин, электрик позволяет включить профессиональные знания в процесс обучения физике, а физическими знаниями дополнить профессиональную подготовку.

Увеличение объёма практических знаний на основе заданий и упражнений, предлагаемых в рабочей тетради, активизирует познавательную деятельность учащихся и ориентирует на овладение определёнными профессиями [8].

Усиление практической составляющей курса физики на основе компьютерных лабораторных работ, симуляторов физических процессов и явлений, которые за счёт имитации на экране монитора физические процессы и явления позволяет включая учащихся в совместную учебную деятельность развивать у них коммуникативные умения и первичные умения пользования компьютера, необходимые в современной профессиональной деятельности [9].

Применение данной модели позволило получить следующие результаты:

  • на основе анкет выявлено, что у учащихся появился интерес к изучению физики, значительно уменьшились пропуски занятий предмета физики (в среднем на 26%);
  • проведённые контрольные срезы показали, что повысилась качественная успеваемость (в среднем на 17%);
  • повысилось число учащихся, выбравших конкретную профессию (выбор 2010 года – 23 человека; выбор 2011 года – 40 человек);
  • получена первичная компьютерная грамотность, учащиеся овладели знаниями, позволяющие им работать с физическими лабораторными программами (количество учащихся, получивших первичные умения пользования персональным компьютером увеличилось в среднем на 80%).

Таким образом, предложенная модель построения учебного процесса по физике в вечерней пенитенциарной школе, показала свою состоятельность и может быть использована преподавателями вечерних и общеобразовательных школ, осуществляющих профессиональную и практическую подготовку учащихся на уроках физики.

Список литературы:

  1. Лапин, Д., Григоренко, Д. / Д. Лапин, Д. Григоренко // "Российская газета" - Федеральный выпуск №175 (5551).
  2. http://tomsknews.com.
  3. Medvedev-da/ru.
  4. Щёголев, А. А. / А. А. Щёголев // "Российская газета" - Федеральный выпуск №4922 (98).
  5. Атутов, П. Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы / П. Р. Атутов. Москва: Педагогика, 1986. С. 312.
  6. Косононов, В. Выбор жизненного пути / В. Косоногов // Классное руководство и воспитание школьников. Газета изд. Дома «Первое сентября», 2010, №10. С. 27-29.
  7. Усова, А. В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: курс лекций / А. В. Усова. Санкт-Петербург, 2002. С. 202.
  8. Ефименко, А. А., Румбешта, Е. А. Особенности обучения физике учащихся вечерней школы / А. А. Ефименко, Е. А. Румбешта // Вестник ТГПУ. Выпуск 10 (88). Серия: Методика обучения. – Томск: ТГПУ, 2009. – С. 129 – 133.
  9. Пушкина, О. В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения / О. В. Пушкина // Вестник ТГПУ. Выпуск (1). Серия: Педагогика. – Томск, 2009. С. 29-32.
Ефименко Александр Александрович01.03.2015 10290 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Презентации на 23 февраля