РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профессиональная ориентация на рабочие профессии учащихся вечерней общеобразовательной школы на уроках физики

Профессиональная ориентация на рабочие профессии учащихся вечерней общеобразовательной школы на уроках физики

Автор: Ефименко Александр Александрович

Прогресс любого государства, в том числе и России, во многом определяется научной и трудовой подготовкой выпускников школы, способных после её окончания работать в промышленности, сельском хозяйстве.

Как выяснила компания Manpower в результате исследования в настоящее время 44% компаний, работающих в России, испытывают нехватку рабочих специалистов. Россия занимает 11 место в мире по дефициту квалифицированных рабочих кадров. Это не только российская проблема.
Во всём мире за первую половину 2011 года порядка 40 тыс. предприятий в 39 странах испытывают кадровый голод.

«Дефицит квалифицированных кадров в России связан, прежде всего, с отсутствием системы профессионального образования, дальнейшего трудоустройства и мотивацией персонала для работы на той или иной позиции. Рыночные условия привели к беспорядку в системе образования», - констатирует Заринэ Карапетян, руководитель проектов Consulting Group [1, С.3].

В Томской области сегодня дефицит квалифицированных рабочих кадров составляет в машиностроении - 83%, в лёгкой промышленности - 75%, в строительстве - 53% [2].

Как одну из причин сложившейся ситуации президент России Д. А. Медведев отмечает, что в стране заметно снизилась профессиональная подготовка выпускников школы, которая ощущается в острой нехватке кадров рабочих профессий [3].

Разрешить в какой-то мере ситуацию возможно через профессиональную ориентацию и практическую подготовку в процессе обучения физике выпускников вечерней школы пенитенциарных учреждений, которые в большей степени, чем выпускники общеобразовательной школы могут быть настроены на получение рабочих профессий.

В настоящее время в Томской области находятся восемь пенитенциарных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), из них две колонии для несовершеннолетних, количество осужденных составляет 5200 человек, из них обучаются в вечерних школах около 1100, что составляет 23% от общего числа осужденных [4].

Однако при обучении физике учащихся вечерней школы возникают свои проблемы. Это проблемы самих учащихся: частые пропуски, крайне разнородный по предметной подготовке и возрасту состав обучающихся, низкая мотивация к обучению, несформированность коммуникативных умений, необходимых в обучении.
Проблемой обучения физике в вечерней школе пенитенциарного учреждения для учителя физики является недостаток учебного и дидактического материала для вечерних школ; недостаточная оснащённость приборами и физическим оборудованием, недостаточность методических разработок для обучения учащихся вечерней школы по профориентации и профобучению, отсутствие компьютерной грамотности обучающихся, вследствие запрета по режимным соображениям предмета информатика в пенитенциарных учреждениях.

Изучение теоретического материала с использованием компьютерных презентаций, позволяет включать материал, способствующий подробному рассмотрению сложных технических процессов и устройств.

Разработка планирования учебного материала с учётом профориентации и профессиональной подготовки на рабочие профессии: автослесарь, слесарь механосборочных машин, электрик позволяет включить профессиональные знания в процесс обучения физике, а физическими знаниями дополнить профессиональную подготовку.

Увеличение объёма практических знаний на основе заданий и упражнений, предлагаемых в рабочей тетради, активизирует познавательную деятельность учащихся и ориентирует на овладение определёнными профессиями [8].

Усиление практической составляющей курса физики на основе компьютерных лабораторных работ, симуляторов физических процессов и явлений, которые за счёт имитации на экране монитора физические процессы и явления позволяет включая учащихся в совместную учебную деятельность развивать у них коммуникативные умения и первичные умения пользования компьютера, необходимые в современной профессиональной деятельности [9].

Применение данной модели позволило получить следующие результаты:

  • на основе анкет выявлено, что у учащихся появился интерес к изучению физики, значительно уменьшились пропуски занятий предмета физики (в среднем на 26%);
  • проведённые контрольные срезы показали, что повысилась качественная успеваемость (в среднем на 17%);
  • повысилось число учащихся, выбравших конкретную профессию (выбор 2010 года – 23 человека; выбор 2011 года – 40 человек);
  • получена первичная компьютерная грамотность, учащиеся овладели знаниями, позволяющие им работать с физическими лабораторными программами (количество учащихся, получивших первичные умения пользования персональным компьютером увеличилось в среднем на 80%).

Таким образом, предложенная модель построения учебного процесса по физике в вечерней пенитенциарной школе, показала свою состоятельность и может быть использована преподавателями вечерних и общеобразовательных школ, осуществляющих профессиональную и практическую подготовку учащихся на уроках физики.

Список литературы:

  1. Лапин, Д., Григоренко, Д. / Д. Лапин, Д. Григоренко // "Российская газета" - Федеральный выпуск №175 (5551).
  2. http://tomsknews.com.
  3. Medvedev-da/ru.
  4. Щёголев, А. А. / А. А. Щёголев // "Российская газета" - Федеральный выпуск №4922 (98).
  5. Атутов, П. Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы / П. Р. Атутов. Москва: Педагогика, 1986. С. 312.
  6. Косононов, В. Выбор жизненного пути / В. Косоногов // Классное руководство и воспитание школьников. Газета изд. Дома «Первое сентября», 2010, №10. С. 27-29.
  7. Усова, А. В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: курс лекций / А. В. Усова. Санкт-Петербург, 2002. С. 202.
  8. Ефименко, А. А., Румбешта, Е. А. Особенности обучения физике учащихся вечерней школы / А. А. Ефименко, Е. А. Румбешта // Вестник ТГПУ. Выпуск 10 (88). Серия: Методика обучения. – Томск: ТГПУ, 2009. – С. 129 – 133.
  9. Пушкина, О. В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения / О. В. Пушкина // Вестник ТГПУ. Выпуск (1). Серия: Педагогика. – Томск, 2009. С. 29-32.
Ефименко Александр Александрович01.03.2015 9730 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar