РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование ЭОР в процессе обучения основной школы.

Использование ЭОР  в процессе обучения основной школы.

Древняя китайская мудрость гласит:
« Расскажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
вовлеки меня – и я пойму».


Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе или вузе, он становится непрерывным. Система непрерывного образования - веление времени.

Образование, разумеется, должно шагать в ногу со временем. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет ,в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные интернет-ресурсы.
ЭОР– совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети.

Образовательные ресурсы сегодня - это, в первую очередь, цифровая среда, в которой учитель может, ориентируясь в электронных каталогах и пользуясь поисковыми системами, найти тот материал, который ему необходим для проведения урока или организации внеурочной деятельности учащихся.

Виды ЭОР

  • информационные
  • практические
  • контрольные
  • комбинированные
  • информационные
  • ЭОР может быть использован на уроках объяснения нового материала
  • Практические
  • ЭОР может быть использован на уроке закрепления изученного материала как индивидуальное задание или для фронтальной проверки. Позволяет проверить базовые понятия.
  • Выделяется такими понятиями, как мультимедийность, наглядность
  • Комбинированные
  • ЭОР может быть использован на этапе объяснения нового материала и закрепления.
  • Позволяет проверить базовые понятия.
  • Выделяется такими понятиями, как мультимедийность, наглядность, логичность.
  • контрольные ЭОР
  • может быть использован на уроке закрепления изученного материала или контрольной работе как индивидуальное задание или задание для фронтальной проверки. Позволяет проверить базовые понятия.
  • Выделяется такими характеристиками, как наглядность и мультимедийность, логичность

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы.

Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники математики, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

Уроки алгебры и геометрии Кирилла и Мефодия позволяют учащимся самостоятельно разобрать материал, используя подсказки, звуковое сопровождение и текстовые справочники; провести самоконтроль; ликвидировать пробелы в освоении какой-либо темы.

Одна из трудоемких проблем школьного учителя - отработка с учащимися навыков решения однотипных, несложных примеров.

  • Во-первых, скорость восприятия учебного материала у разных учеников существенно отличается.
  • Во-вторых, в процессе повторения и закрепления знаний требуется большое количество похожих примеров.
  • В-третьих, нужны ответы и образцы решений, которые ученик может самостоятельно просмотреть.

Так при изучении темы «Квадратные уравнения» в 8 классе можно дать такое задание: Из предложенных уравнений выберите квадратные.
При изучении темы «Дроби» в 5 классе в качестве закрепления используется вот такой слайд:

Запишите, какая часть фигуры закрашена?
Тренажер «Рисуем по координатам» позволяет по заданным координатам создавать рисунки.

С помощью этой программы учитель может создавать различные карточки- задания. 

Презентация урока не должна быть «книжкой на экране». Она должна дополнять учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая презентация должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, давая простор для воображения учащегося.

Иллюстрированные учебники, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, разноуровневые вопросы и задачи, справочники и поисковая система мультимедийных дисков позволяют применять на уроке математики различные виды учебной деятельности.
Анимация, звук помогают сделать работу зрелищной, а тему урока простой и доступной для понимания. Ломаются представления о том, что математика – скучная, «сухая» наука.

На уроках математики презентации использую при:

  • объяснении новой темы; 
  • работе с устными упражнениями; 
  • при повторении пройденного материала; 
  • демонстрация условия и решения задачи; 
  • демонстрация геометрических чертежей; 
  • проведении тестов; 
  • проведение физкультминуток; 
  • демонстрация портретов математиков и рассказов об их открытиях; 
  • создание учащимися компьютерных презентаций к урокам; 
  • внеклассная работа: математические игры и вечера.

В выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа с интернет-ресурсами. Это, прежде всего, веб-сайты для подготовки к ЕГЭ, а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы.

Тренировочные задания на этом сайте полностью соответствуют структуре ЕГЭ. При каждой загрузке страницы ученик получает новое задание. При выполнении задания можно отключиться от Интернета.

Сайт дает возможность дистанционного обучения «ЕГЭ: математика».

На сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru я использую контрольные измерительные материалы и открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий. Открыв небольшой тренировочный тематический «зачет», ученик получает возможность ознакомиться с условиями всех входящих в него заданий, выполнить каждое из них и проверить результаты выполнения зачета в целом. После завершения зачета выдается страница с указанием процента выполнения заданий в целом и процентов выполнения по каждой теме, по которой в зачете были задания. На странице с результатами также дается перечень заданий, щелкнув на каждое из которых, ученик может посмотреть свой вариант ответа по этому заданию и правильный ответ.

На портале информационной поддержки ЕГЭ  можно узнать спецификации ознакомительных вариантов ЕГЭ по всем предметам.
Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции http://www.school-collection.edu.ru помогают сделать учебный процесс в  школе интересным и эффективным.

Типы модулей в коллекции ФЦИОР

  • И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности
  • П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач)
  • К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты)

Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Можно самостоятельно провести лабораторную или практическую работу по математике и тут же проверить свои знания.

Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.

Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку.  Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.

Результаты использования образовательных электронных ресурсов для учащихся – это мотивация к учению и существенное расширение возможностей самостоятельной работы, возможность участия в различных конкурсах; для учителя – значительное увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен. 

Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду.

Уроки геометрии в 7-11 классах проходят с применением мультимедийных презентаций.

Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. 

Применение электронных учебных пособий на уроках математики показало: 

  • повышение интереса к урокам математики, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, делает его увлекательным и ярким, разнообразным по форме; 
  • эффективное решение проблемы наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для учащихся;
  • эффективную индивидуализацию процесса обучения, за счет усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, разноуровневых заданий, формирует положительные учебные мотивы.

Интерактивные средства обучения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий: 

  • выводят процесс обучения на качественно новый уровень;
  • соответствуют способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников;
  • компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти много и использовать их многократно;
  • благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Активное внедрение и использование ЭОР нового поколения в образовательной деятельности в значительной мере повысит качество школьного образовательного процесса; заинтересованность обучающихся, а значит – повышение их успеваемости; поднимет уровень профессионализма учителя.

Электронно - образовательный ресурс

  • способствует проявлению познавательной активности и стимулирует творчество обучающихся;
  • развивает логическое мышление, память и другие значимые качества личности обучающихся;
  • развивает умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
  • способствует развитию самостоятельной творческой исследовательской деятельности учителя и обучающихся.

Цифровой образовательный ресурс для учителя-предметника:

  1. Позволяет организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному обучению и представлению знаний.
  2. Создает условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых.
  3. Позволяет достичь более высокий уровень усвоения учебного материала учащимися за наименьший промежуток времени, чем с использованием традиционных методов обучения; это ведет к экономии учебного времени.
  4. Предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
  5. Способствует развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учителя и обучающихся.

Литература:

  1. Молочков В.П. Компьютерные инновации на уроках. М 2009.-стр.65-68. 
  2. Старцева Н.А. Электронные пособия на уроках математики С - Пб.,–2008
  3. Уроки геометрии с применением информационных технологий.7-9 классы. Методическое пособиесэлектронным приложением/Е.М. Савченко.-2-е изд.,стереотип.-М.: «Планета», 2012
Плужникова Ирина Юрьевна11.03.2015 11080 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar