РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческого мышления школьников в процессе изучения техники квиллинг на уроках изобразительного искусства

Развитие творческого мышления школьников в процессе изучения техники квиллинг  на уроках изобразительного искусства

Автор: Веретенникова Елена Сергеевна

Одной из целей Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творческого мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Особая роль в решении данной проблемы отводится предмету изобразительное искусство, при изучении которого дети познают окружающую действительность. С помощью педагога они учатся видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика.

Задачей учителя является обогащение мировосприятия ребенка, т.е. развитие его творческой культуры. А это означает развитие творческого нестандартного подхода к выполнению заданий, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Способность к творчеству это индивидуальная психологическая особенности ребёнка, которая не зависит от умственных способностей и проявляется в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Понятие "творчество" составляет неотъемлемую часть самого учебного процесса.

Развить творческое мышление школьника можно разными способами – в частности в работе над бумажной пластикой. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор воображению. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная бумага - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажных полосок шириной несколько миллиметров, моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки) и создании при помощи полученных форм различных композиций, очень нравится детям. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие желания. Дети от природы любознательны, творчески активны и изначально талантливы. Ребенка интересует сам процесс создания композиционной формы и проектирование пространства, включая множество предметных мелочей.

Предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие ребенка. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей настойчивости, умения доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий), усидчивости и аккуратности. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика). Многие декоративные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло. Выполненные коллективно декоративные панно могут стать хорошим украшением интерьера школы.

В процессе обучения приемам техники квиллинга удается реализовать следующие задачи:

Обучающие:

  1. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  2. Обучать различным приемам работы с бумагой.
  3. Формировать умения следовать устным инструкциям.
  4. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
  5. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  6. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  3. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  4. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  5. Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  4. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Форма занятий квиллингом предусматривает как фронтальную, так и индивидуальную работу. Объяснение педагога относится ко всем обучающимся и воспринимается ими одновременно. Каждое занятие состоит из теоретической и практической части. Преподавание нового материала проводится в форме бесед, инструктажей, демонстраций. Для закрепления теоретического материала применяется метод фронтального опроса. Практическая работа занимает большую часть занятия, где педагог осуществляет контроль за работой каждого ученика, оказывает детям индивидуальную помощь.

Бумагопластика на сегодняшний день является перспективным направлением как дизайнерского, так и педагогического формообразования, влияющим на развитие проектной культуры. В этой области заключен вековой опыт, и, тем не менее, формотворческий потенциал бумагопластики не исчерпан. Освоение формообразования из бумаги предполагает развитый уровень абстрактного мышления, который необходим в художественном творчестве и который, в свою очередь, продвигается по мере овладения бумагопластикой. Техника квиллинг способствует развитию творческих способностей, мелкой моторике рук, развивать фантазию, эстетический и художественный вкус, развивать художественно-образное мышление, а так же воспитывает трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.

Бумагопластика в контексте современной педагогики становится своеобразным лабораторным творческим полигоном. Развитие художественного мышления школьников происходит от восприятия и понимания смысла и функции объектов проектирования к пониманию их культурного содержания и эстетического значения.

Список использованных источников:

  1. Букина. С. Ю. Квиллинг: мастерство бумажных завитков. – М.: Феникс, 2010.
  2. Быстрицкая. А. И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-Пресс, 2010.
  3. Выготский. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Жердев. Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. – М.: 1993.
  5. Зайцева. А. А. Квиллинг: новые идеи для творчества. – М.: Эксмо-Пресс, 2010.
  6. Озерова. О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. – М.: Феникс, 2005.
  7. Рубина. Н. В. Программа и методические разработки по курсу развития творческого мышления средней школы. – М.: Просвещение, 1996.
  8. Тамберг. Ю. Г. Развитие творческого мышления детей. – СПб.: Речь, 2002
Веретенникова Елена Сергеевна10.03.2015 10140 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar