РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль самооценивания и взаимооценивания на уроках истории

Роль самооценивания и взаимооценивания на уроках истории

Автор: Ерофеева Ксения Сергеевна

Учебный процесс не может существовать без оценивания, ведь все мы, взрослые и дети, всегда ждем оценку нашей деятельности, так как для всех это очень важно. Оценка для многих является стимулом, показателем и результатом.

Оценивание - это понятие, используемое для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. (Руководство для учителя, стр. 161). Раньше на своих уроках я использовала суммативную оценку, т.е. просто в конце урока ставила определенную отметку ученику, объясняя ее его активностью. Но со временем педагогической практики я задумалась над тем, что эффективно и правильно было бы оценивать ребенка на всех этапах урока, а так же объяснять свою оценку, тем самым показывая ему все плюсы и недочеты его работы. Я пришла к выводу, что на протяжении своей педагогической деятельности, я не давала самим ученикам проанализировать свои итоги и ответы, не говоря уже о том, чтобы дать им самим продумать дальнейшие действия для исправления ошибок. При выставлении оценок за урок, я старалась давать краткие комментарии, часто не задумываясь о том, что этих комментариев, для отдельных учеников может быть не достаточно.

Ознакомившись с «Руководством для учителя» я узнала много разных способов формативного оценивания. И в своей статье я хотела бы показать, как именно я смогла использовать приобретенные знания по формативному оцениванию. Применение «Оценивания для Обучения», дает возможность ученику и учителю осуществлять обратную связь, мотивировать учащихся, прогнозировать результаты его деятельности, проанализировать результаты своей учебы. Именно благодаря самооценке, у учеников есть возможность предугадать и скорректировать свои следующие шаги в обучении, спрогнозировать свои успехи, а благодаря взаимопроверке, дети учатся оценивать друг друга.

На своих уроках я использую разные формы оценивания, это как самооценивание, так и взаимооценивание. При взаимооценке, на уроках я предлагаю детям разработать критерии взаимооценивания и поднять розовую карточку с пятью баллами если ответ отличный, последовательный, доступный, интересный, есть выводы и .т.д, поднять карточку с 4-мя баллами, если есть не большие замечания, поднять карточку с 3-мя баллами , если в ответе практически одни факты, нет анализа и т.д. Меня удивиляет и радует то, что дети честно оценивают работу друг друга, но я заметила, что практически все учащиеся не очень хорошо воспринимают критику друг друга в свою сторону и все хотят получить только высокую оценку, но я думаю, что такая реакция детей на взаимооценивание друг друга была потому что они не привыкли, что в роли оценивающего человека, может быть их ровесник, т.к. в этой роли учащиеся привыкли видеть только учителя.

При анализе собственных недочетов и достигнутых успехов, учащиеся намечают для себя пути их исправления и пытаются оценить самого себя, что дает им возможность увидеть сильные и слабые звенья своих работ.

На уроках истории использование взаимооценки помогло мне получить именно те результаты, которые я и хотела. Такой вид оценивания ребятам очень понравился. Оценивание по критериям, тоже позволяет оценить не только групповую работу, но и работу каждого ученика. На каждом уроке я выбираю учащихся-наблюдателей, которым раздаю листы оценивания с прописанными критериями, задача наблюдателя наблюдать за работой учащихся в течении урока и оценить каждого по предложенным критериям, так же если есть какие либо дополнения записать. После такой работы этого дети могут увидеть, за что они получили наибольший балл, а за что наименьший. Таким образом ребята могут понять на что им нудно обратить особое внимание, чтобы повысить свой результат и перейти к следующему уровню.

Конечно же бывает и такое , что ученики-наблюдатели, которые затрудняются с выставлением баллов за работу своим одногруппникам, боясь их обидеть . Но я думаю, что со временем для детей 7-го класса, такая работа станет привычной и не будет представлять сложностей. Я надеюсь, что в дальнейшем мы с учениками подберем такие критерии, по которым они уже сами, без помощи одноклассников смогут точно определить свои результаты и свой уровень знаний.

Ерофеева Ксения Сергеевна14.04.2015 20070 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar