РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инклюзивное образование в России

Инклюзивное образование в России

Зайцева А. А.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Ростова-на-Дону лицей №27 им. А. В. Суворова


Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей - инвалидов.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом "Об образовании", федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Данный закон позволяет осуществлять образование детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования, наделяя родителей ребёнка правом выбора образовательного учреждения.

Только с согласия родителей возможно направление детей с нарушениями в развитии в специальные образовательные учреждения (заключения медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогической комиссии носят рекомендательный характер). Но на практике добиться принятия ребенка с серьезными физическими нарушениями в общеобразовательную школу можно в основном только через суд. Родители неохотно отстаивают права подобным образом, понимая, что если они определят ребенка в школу через решение суда, долго он там учиться вряд ли сможет.

Развитие инклюзивного образования в России - обязанность социального государства, взявшего на себя ряд обязательств по отношению к детям-инвалидам. Успешность реализации этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями вообще и к образованию этих детей-инвалидов, в частности.

До сих пор в РФ предпочтение отдаётся традиционной системе образования детей - инвалидов в специализированных учебных заведениях. Прежде всего, стоит отметить, что целью инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно статистикой фиксируется рост числа детей с различными заболеваниями. Многие из них, в том числе инвалиды, имеют ограничения для занятий в массовой общеобразовательной системе. Такие дети на основании медицинских документов обучаются на дому при школах по месту жительства, что нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию у ребенка замкнутости, нежелания и боязни общения с другими людьми, поэтому осуществляется попытка интегрировать детей с ограниченными возможностями в массовую школу в полном объеме. Но не всех детей с ограниченными возможностями можно включать в образовательный процесс в обычный класс. Это связано со спецификой заболевания каждого отдельно взятого ребенка. Кроме того, включение в образовательный процесс таких детей в массовой школе, требует дополнительных материальных ресурсов.

В развитых странах Запада взят курс на инклюзивное образование детей-инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество.

Вопрос об инклюзивном образовании в последние годы стал достаточно актуальным, а внедрение его в массовые школы - модным. Можно ли говорить о моде, когда речь идёт о столь хрупких, ранимых и самых дорогих для нас созданиях - детях? Веяние «заграничной моды»… Не стоит забывать о менталитете европейца и русского человека, об оснащении наших школ и подготовке педагога в целом. Готовы ли наши родители видеть в своих рядах детей с особыми образовательными потребностями? Готовы ли наши дети быть другом такого ребёнка? Готовы ли сами учителя? Будет ли комфортно ребёнку, имеющему особые образовательные потребности в массовой школе? Помогут ли педагоги, работники образовательных учреждений, осуществить мечту этого ребёнка? Смогут ли создать такие условия, при которых ребёнок будет радоваться каждому дню, проведённому в школе, а родители будут счастливы от того, каких успехов добивается их любимое дитя? Если смогут, то однозначно стоит сказать, что инклюзивное образование не просто может, а должно быть в наших школах.

Как у любой медали две стороны, так и у системы инклюзивного образования есть свои плюсы и минусы.

Как отмечалось выше, необходимо определённое ресурсное обеспечение при применении данной образовательной системы, которое включает в себя:

  1. Возможность организации различных форм обучения (индивидуально, в паре, в группе) и варианты условий обучения (в школе, на дому, комбинированно).
  2. Техническое оснащение образовательных учреждений. Обучение в обычной массовой школе может привести к возникновению определенных серьезных проблем, связанных с длительным пребыванием ребенка на лечении, с систематическими пропусками занятий по состоянию здоровья, поэтому необходимо оснащение современными компьютерными классами, имеющими возможность использовать ИКТ при работе с учеником дома или возможности дистанционного обучения. Необходимо техническое оснащение не только ИКТ, но и оснащение техническими средствами обучения. Если в школу поступает ребёнок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, необходимо переоборудование не только отдельных кабинетов, но и школы в целом для безопасного и беспрепятственного передвижения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в стенах учебного заведения. Если это незрячие дети, то им должен быть обеспечен доступ к литературе, напечатанной шрифтом брайля, а также должен быть предоставлен компьютер, оборудованный специализированным программным обеспечением. Не все дети с инвалидностью смогут и захотят пойти обучаться в общую школу. Дети с тяжелыми ментальными или мультинарушениями вряд ли смогут освоить программу даже при наличии индивидуального учебного плана и вспомогательных средств.
  3. Образование в современных условиях требует подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний умений и навыков в области инклюзивного образования, а так же творческим потенциалом. Педагог должен не только вовлечь учащихся в творческую деятельность, но и научить развивать их собственный творческий потенциал. Стремление педагога найти диалог с каждым учащимся является основой профессионального успеха. Важным фактором в подготовке будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования является соответствие их личностных качеств требованиям, предъявляемым данной работой с учащимися.
  4. Разработка специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Разработка специальных программ, направленных на облегчение процесса адаптации детей в общеобразовательном учреждении, а также программ коррекционно-развивающих занятий.
  6. Дополнительная служба сопровождения учащихся с ограниченными возможностями. В современной школе под дополнительной службой сопровождения подразумевают медиков, логопедов, психологов и т. д. Но не стоит забывать и о тех специалистах, которые нужны определённой категории детей. Например, неслышащему нужен сурдопереводчик или сам учитель должен владеть языком дактиля и жестов; незрячему - необходим тифлопедагог, который будет направлять, помогать, или, опять же, сам учитель должен знать шрифт Брайля. Учитель должен быть компетентен во многих областях знаний. Об этом уже излагалось выше, когда речь шла о подготовке специалистов.

Таким образом, инклюзия в образовании - это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии, образования. Причём, изменения при инклюзии, затрагивают в значительно, большей степени массовые школы, нежели специальные.

Однако при всей важности идеи инклюзивного образования надо понимать, что в существующих условиях оно вряд ли станет доступным для всех детей с нарушениями: прежде всего, оно вряд ли коснется детей с нарушениями в тяжелой форме. Эта категория детей с сенсорными нарушениями в тяжелой форме являются перспективной группой, и они способны и должны получать образование наравне со здоровыми сверстниками при наличии необходимых средств реабилитации. Дети с тяжелыми физическими нарушениями (незрячие, неслышащие и дети, перемещающиеся при помощи; инвалидной коляски) должны иметь право выбора места получения образования, и это право должно быть закреплено в системе федерального законодательства и регламентировано на уровне практики.

По результатам опроса абсолютное большинство, как родителей, так и учителей (в среднем три четверти) убеждены, что с помощью инклюзивного образования дети-инвалиды лучше подготовятся к жизни в обществе и адаптируются в нем. Обучение таких детей в общей школе существенно облегчит их дальнейшую социальную интеграцию, а также повысит уровень мотивированности и комфорта при получении ими послешкольного образования, а также позитивным образом скажется на воспитании толерантного отношения среди здоровых учеников.

Зайцева Анна Александровна10.05.2015 17310 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar