РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование вербальной наглядности при формировании связного высказывания у обучающихся 9-х классов на уроках трудового обучения

Использование вербальной наглядности при формировании связного высказывания у обучающихся 9-х классов на уроках трудового обучения

Учитель высшей категории
по профессионально-трудовому обучению
О.Л.Морозова

Я работаю учителем по профессионально-трудовой подготовке в МКС(К)ОУ школе-интернате VIII вида № 71 четырнадцать лет. Обучение девочек по предмету «швейное дело» начинается с пятого класса и направлено на создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процесса, на развитие продуктивной обработки информации, что обеспечит успешное овладение ЗУН по профессионально-трудовому обучению – швейное дело. По окончании 9- го класса обучающиеся сдают экзамен по профессионально - трудовому обучению, который состоит из двух этапов: первый этап – ответы на теоретические вопросы, второй этап – практическое задание (пошив изделия по готовому крою). Более подробно остановлюсь на первом этапе, так как именно здесь проверяется не только теоретические знания обучающихся, но и их умение связно строить ответ. Так что же представляет собой теоретический этап аттестационного экзамена в девятом классе?

Теоретический этап - это ответ на билет, который включает в себя десять вопросов. Первые девять вопросов представлены в виде тестовых заданий, где нужно выбрать правильный ответ из пяти предложенных вариантов ответов. Сложность состоит в том, что количество правильных ответов варьируется от одного до четырех, в зависимости от вопроса. Кроме этого ученица должна грамотно построить ответ.

Например: вопрос №1 – сколько ткани необходимо для пошива наволочки с клапаном размером 60 на 60 см?

варианты ответов

  • 1м20см;
  • 1м40см;
  • 1м 50см;
  • 1м70см;
  • 1м80 см.

Ученица должна построить правильный ответ следующим образом – Для пошива наволочки с клапаном размером 60 на 60 см необходимо один метр пятьдесят сантиметров ткани(в этом вопросе заложен только один правильный ответ). Вопрос №2 – какие мерки необходимы для построения чертежа прямой юбки? Варианты ответов – Ст; Ди; Сг; Дст; Сб. правильный ответ на этот вопрос звучит следующим образом – Для построения чертежа прямой юбки необходимы следующие мерки – Ст (полуобхват талии), Ди (длина изделия), Дст (длина спины до талии), Сб (полуобхват бедер). Для этого вопроса заложено максимальное количество правильных ответов – четыре, кроме того, ученица должна правильно расшифровать название каждой мерки.

Но большие трудности возникают у девочек при ответе на десятый вопрос билета. Почему? Да потому, что во-первых – здесь нет вариантов ответов, а во-вторых – основная часть вопросов составлена по Трудовому законодательству РФ и включает вопросы, связанные с трудовым договором: заключение и расторжение трудового договора, продолжительность рабочего времени для работников моложе восемнадцати лет, оплата труда, перевод на другую работу, основные права и обязанности рабочих и служащих. Изучение отдельных вопросов Трудового законодательства РФ проходит также на уроках обществознания, но эта тема сложна для обучающиеся сама по себе, так как они еще не приходилось устраиваться на работу на государственные предприятия.

Изучение вопросов Трудового законодательства РФ на уроках профессионально-трудового обучения провожу с опорой на вербальную наглядность. Для примера рассмотрим процесс запоминания ответа на вопрос «Трудовой договор».

Первый этап – ученицы переписывают ответ на вопрос в тетрадь и пытаются его выучить. Для обучающихся коррекционной школы VIII вида очень трудно заучивать текст, а тем более его правильно воспроизвести, так как у них нарушена аналитико-синтетическая деятельность.

Второй этап – располагаю на доске листы, на которых полностью напечатаны все предложения, используемые для ответа на этот вопрос, но располагаю их не линейно, а по кругу, в центре которого два слова – Трудовой договор.

Предложения пронумерованы по порядку построения ответа:
1 – это соглашение между работодателем и работником.
2 – заключается в устной или письменной форме.
3 - ОФОРМЛЯЕТСЯ ПРИКАЗОМ РАБОТОДАТЕЛЯ, где работник расписывается.
4 – вступает в силу с момента его подписания
5 – заключается

  • НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК;
  • НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК НЕ БОЛЕЕ 5 ЛЕТ. ТАКОЙ ТРУДОВОЙ ДОГОВОР НАЗЫВАЕТСЯ СРОЧНЫМ.

6 – при заключении трудового договора устанавливается испытательный срок. Для работников старше восемнадцати лет испытательный срок составляет три месяца, для работников моложе восемнадцати лет испытательного срока нет.

Третий этап – расположение листов на доске остается прежним, но количество слов на них уменьшается, либо само слово сокращается до одной буквы. Например, первое предложение будет выглядеть так – это соглашение между Р и р, где большая буква обозначает – работодатель, а маленькая – работник. Второе предложение будет выглядеть так – заключается в У и П форме и так далее все остальные предложения по этому же принципу.

На следующих этапах происходит постепенное уменьшение вербальной информации и остается либо одно слово, либо несколько букв.

Например:

  • Третье предложение сокращается до одного слова – приказ;
  • Пятое предложение сокращается до слова – заключается;
  • Шестое предложение будет выглядеть так – испытательный срок.

Такая методика работы при изучении вопросов по Трудовому законодательству РФ помогает девочкам хорошо запомнить последовательность ответа на эти сложные для них вопросы и получить высокую оценку при ответе на итоговой аттестации.

Морозова Ольга Леонидовна28.03.2015 6180 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar