РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии

Автор:
учитель биологии МБОУ СОШ № 57
Бут Галина Михайловна

Введение

Сейчас идет переход человечества в информационное общество, определяющими в нем являются умение человека оперировать информацией, самостоятельно ее добывать и обрабатывать, а так же анализировать. Важно уметь самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Остро эта задача стоит перед учителем, именно он должен организовать такую деятельность учащихся. Помощь в этом учителю оказывает компьютер, который повышает эффективность образования.

Из-за высоких темпов развития науки и техники, ростом потребности общества в людях, которые способны быстро приспосабливаться к изменениям в обстановке и мыслить и анализировать самостоятельно, которые способны отходить от стереотипов, проблема подготовки выпускников, хорошо ориентирующихся в компьютерных технологиях, приобретает очень важное значение.

Мировой образовательный процесс развивается в русле современных тенденций, а именно применение в обучении современных информационных технологий.

В современных школах компьютерная техника и другие информационные технологии все чаще используются в образовательном процессе в различных дисциплинах. И биология не является исключением.

По классификации педагогических технологий Селевко Г.К.: «информационные технологии (ИТ) относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников». [7]

Использование компьютерных технологий в процессе обучения дает доступ к различным информационным ресурсам и расширяет содержание обучающего материала, обеспечивает его логическим и поисковым характером, позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, развивать творческое мышление, а так же является стимуляцией умственной деятельности.

Актуальность данной работы заключается в том, что с этого учебного года мы все перешли на новые стандарты обучения (ФГОС). Главная задача, которую мы должны поставить перед собой по новым образовательным стандартам, - научить ребенка мыслить и учиться самостоятельно, помочь ученику как личности адаптироваться в окружающем мире. С учетом современного развития и распространенности компьютерных технологии поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые могут быть использованы учителями при организации творческой познавательной учебной деятельности учащихся в процессе изучения различных предметов. Современный мир информационных технологий открывает учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяет использовать новые формы и методы обучения, ввести ребенка в активный познавательный процесс.

Цель: выявление методов применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе с целью повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей.

Задачи, которые я перед собой ставлю:

  1. Провести анализ литературы и определить уровень проблемы использования компьютерных технологий в процессе обучения;
  2. Провести систематизацию электронных образовательных ресурсов, внедрить их в процесс обучения, составить презентации по дисциплине «Биология».
  3. Расширить творческие способности учащихся, повысить уровень их знаний;
  4. Обобщить опыт использования информационных компьютерных технологий на уроках биологии.

Значимость работы состоит в том, что проанализированные и разработанные электронные ресурсы могут быть использованы учителем биологии на уроках с целью повышения эффективности образовательного процесса.

1. «Информационные технологии»

«Информационные технологии – это способы получения, обработки, хранения и распространения информации с помощью современных компьютеров и программных средств». Для себя из большого количества проанализированной литературы я выбрала именно это определение и придерживалась его.
Из понятия видно, что информационная технология обучения предполагает использование компьютерной техники и необходимого программного обеспечения. Программное обеспечение (ПО) учебного назначения - это ПО, в котором отражается необходимая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПО называются педагогическими программными средствами (ППС).

По методическому назначению ППС разделяются на:

  • компьютерные учебники (уроки);
  • программы-тренажеры (репетиторы);
  • контролирующие (тестовые оболочки);
  • информационно-справочные (энциклопедии);
  • имитационные;
  • моделирующие;
  • мультимедийные энциклопедии;
  • демонстрационные (слайд-или видео-фильмы);
  • учебно-игровые.

В методической литературе предложены несколько вариантов применения информационных технологий в обучающем процессе. На сегодня одни из наиболее востребованных: как средство контроля знаний; лабораторный практикум с помощью компьютерного моделирования; мультимедиа-технологии, как визуализация нового материала; персональный компьютер для самообразования учащихся.

Педагогические цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности:

  • экспериментально-исследовательская деятельность;
  • информационная подготовка в определенной области;

2. Интенсификация педагогического процесса:

  • активизация познавательной активности учащихся
  • построение межпредметных связей с помощью интеграции информационной и предметной подготовки.

Методические задачи:

  • Визуализация знаний
  • Моделирование объектов, процессов и явлений
  • Создание и использование информационных баз данных, динамических схем и таблиц
  • Обучение навыку обработки информации при работе с компьютерными материалами
  • Самоподготовка
  • Развитие творческого и логического мышления
  • Формирование культуры учебной деятельности
  • Распределение учебной деятельности и необходимого на подготовку времени

Компьютер на уроке дает:

  • взаимодействие, возможность управлять процессом получения и предоставления информации;
  • мультимедиа (фото, видео, графика, анимация, звук);
  • коммуникативность (автоматизацию нетворческих, рутинных операций);
  • производительность.
  • возможность многократного использования;
  • более четкая детализация изучаемых объектов и их частей;
  • восприятие материала на всех уровнях (зрительном, слуховом и эмоциональном).

Применение на уроках электронных материалов вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.

2. Виды уроков с использованием ИКТ и ППС

По способу использования информационных технологий (по классификации А.Г. Козленко) [6] выделяют следующие типы уроков:

  • уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор.
  • уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме, урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
  • уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме, – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет;
  • уроки, когда в классе несколько компьютеров, за каждым работает одновременно несколько учащихся. Групповые уроки;
  • уроки с использованием интерактивной доски.

Классификация ППС

1. Использование собственных программных продуктов.

Пакет программ из стандартного набора "Microsoft Office". Важным примером является "MS Power Point" – программа для создания презентаций, что позволяет широко использовать визуальный канал. Разнообразие цветовой палитры, анимационные и звуковые эффекты - всё это позволяет гораздо дольше удерживать внимание учащихся на уроке. Программа позволяет быстро «путешествовать» по подготовленному заранее материалу, неоднократно и без проблем возвращаясь при необходимости на предыдущие слайды с целью повторения или более детального изучения материала.

2. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). К ним относятся:

  • Учебное электронное издание (УЭИ)
  • совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя.

Оно может быть представлено на электронном носителе - магнитном, оптическом (CD, DVD), либо опубликовано в электронной компьютерной сети. На своих уроках я использую:

  1. Электронное приложение. Биология 6 класс. Живой организм. Сферы. Просвещение
  2. Электронное приложение. Биология 7 класс. Разнообразие живых организмов. Сферы. Просвещение
  3. Мультимедийное приложение к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. Биология 7 класс. Многообразие живых организмов
  4. Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина. Биология 6 класс. Живой организм
  5. Экология 10-11. 1С. Под редакцией А. К. Ахлебинина, В. И. Сивоглазова
  6. Электронные уроки и тесты Биология в школе. Растительный мир. – Просвещение. Медиа, 2008 г.
  7. Электронные уроки и тесты Биология в школе. Жизнедеятельность животных. – Просвещение. Медиа, 2008 г.
  8. Электронные уроки и тесты Биология в школе. Генетическая изменчивость и эволюция. Взаимное влияние живых организмов. – Просвещение. Медиа, 2008 г.
  9. Мультимедийное учебное пособие. Биология. Зоология беспозвоночных. 7 класс.– Просвещение. Медиа, 2008 г.
  10. Бактерии. Грибы. 6 класс. – ООО “Кирилл и Мефодий”, 2008 г.
  11. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 8 класс
  12. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9 класс
  13. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 10 класс
  14. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 11 класс

Но электронные пособия данного вида часто не удовлетворяют моим требованиям, и требованиям учеников. Компакт-диски, при частом их использовании, быстро приходят в негодность, а готовый ресурс может не устраивать меня своей структурой, цветовым решением, размером шрифта. Также важно отметить, что в этих материалах не всегда есть в наличии информация, которая важна при изучении новой темы. Следовательно, актуальным становится создание пособий по разным темам, с учетом индивидуальных особенностей учеников. Все это дает возможность использования электронного материала на разных этапах урока, для групповой или индивидуальной работы учащихся, для самостоятельной внеклассной работы, для повторения пройденного материала, а также заполнения пробелов в знаниях, или для самостоятельной работы сильных учеников на уроке, накопления опыта решения задач, дистанционного обучения учеников.

Учебное электронное издание – содержит в себе систематизированный материал по соответствующей научно-практической области, обеспечивает творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Так же оно должно отличаться высоким уровнем оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
- Электронный учебник (ЭУ) - основное УЭИ, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

3. Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроке биологии

Отличительной чертой преподавания биологии в средней общеобразовательной школе является важность демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при проверке домашнего задания (опросе), при объяснении нового материала, а так же в процессе закрепления новых знаний. По данным работ многих авторов при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает 65 %.

Вначале я применяла компьютер на уроках частично, используя готовые электронные ресурсы и презентации. Позже, после освоения пакета программного обеспечения "MS PowerPoint", самостоятельно готовила презентации к урокам. После освоения большого количества электронных ресурсов по биологии научилась отбирать необходимые материалы для каждого этапа урока. На сегодня не только я использую компьютерные технологии на своих уроках, но и сами учащиеся, которые используют свои презентации, для иллюстрации своих ответов, презентации сообщений.

В настоящее время я провожу уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + мульти-медийный проектор.

Компьютер применяю на различных этапах урока:

  • при объяснении нового материала (цветные рисунки и фото, динамические схемы, таблицы, слайд-шоу, видеофрагменты, анимации, интерактивные модели и рисунки, вспомогательный материал);
  • для закрепления пройденного материала (тестовые задания, тренажеры, ситуационные задачи, биологические лабиринты, лабораторное моделирование);
  • для контроля знаний (компьютерное тестирование).

Так же компьютер незаменим для проведения внеклассных мероприятий по предмету.

Для расширения кругозора учащихся, их творческого и логического мышления, а так же для упрочения знаний и развития большего интереса к предмету учащимся даются творческие задания, например:

  1. составление кроссворда по теме;
  2. составление опорных схем и таблиц;
  3. подготовка сообщений и докладов, исследовательских работ;
  4. изготовление презентаций и др.

3.1 Этап объяснения нового материала

Здесь я использую несколько видов учебной деятельности, а именно:

Цветные рисунки и яркие фото. Это позволяет расширить визуальный ряд, увеличивает эмоциональность, дает приближенность к реальной жизни. Все это помогает учащимся лучше усваивать новый материал.

Я приведу пример из своей практики.

На уроке в 6 классе по теме: «Внешнее строение листа» я использую следующие рисунки и иллюстрации:

  • Строение листа.
  • Строение побега (рисунок)
  • Строение почек.
  • Разновидности почек растений.
  • Развертывание побега из почки.
  • Почки.

Фрагмент урока «Внешнее строение листа»

Задачи урока:

  • cформировать понятия: «лист», «листовая пластинка», «черешок», «листья черешковые и сидячие», «листья простые и сложные», «жилкование сетчатое, параллельное, дуговое»;
  • познакомить учащихся c типами листорасположения, с разновидностями жилкования листовой пластинки, строением листа и видом листьев;
  • научить распознавать части листа, тип его жилкования, показать роль листа в жизни растительного организма.

При объяснении нового материала мы вместе с учащимися формулируем новое для учащихся понятие и записываем его в рабочую тетрадь. По этой теме первое понятие «лист». После чего я рассказываю о строении листа с использованием схемы «Части простого листа» (рисунок 1), после демонстрирую фото «Строение листа монстеры» 

После этого разбираем простые и сложные листья «Простые и сложные листья» (рисунок 3). Разбираем количество устьиц на листе (Рисунок 4).

Далее при объяснении жилкования листа демонстрирую «Разновидности жилкования листа». После ввожу понятия «сетчатое», «дуговое» и «параллельное» жилкование листа. 

Я составила таблицу, которая показывает несколько примеров использования иллюстративного материала на отдельных уроках при объяснении новой темы.

Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование визуального и звукового сопровождения нового материала позволяет более наглядно проиллюстрировать новый материал, заинтересовать учащихся. Наиболее полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, они иллюстрируют богатый живой мир.

Например, на уроке в 7 классе по теме «Многообразие класса Костные рыбы», я демонстрирую учащимся следующие слайд-шоу [2]:

  • Многообразие отряда Осетрообразные.
  • Многообразие отряда Сельдеобразные.
  • Многообразие отряда Лососеобразные.
  • Многообразие отряда Карпообразные.
  • Многообразие отряда Окунеобразные.

Такой подход к подаче нового материала дает возможность для меня сэкономить время на уроке и наглядно показать многообразие класса Костные рыбы.
Так же как и с иллюстрированным материалом, я составила таблицу, в которой приведены примеры слайд-шоу, используемые на уроках.

Видео – использование учебных кино- и видеофильмов дает возможность в подробностях показать необходимый материал, заострить внимание учащихся на важных моментах, обеспечивает помощь в лабораторно-исследовательской деятельности.

Например, в 6 классе при изучении темы «Органы растений» использование видеофрагментов «Развитие ростка» и «Прорастание семени», позволяет учащимся увидеть процесс прорастания семени и развитие ростка в короткие сроки, а так же правильно систематизировать выполнение их лабораторной работы по проращиванию семени пшеницы и проращиванию картофеля.

А возможность использования паузы, копирование кадра, увеличение отдельного фрагмента, сопровождение видео текстом, звуком – все это позволяет учащимся лучше воспринимать, четко систематизировать новый материал, расширяет их кругозор, а также качественно поднимает уровень творческого мышления.

На сегодня очень большой видеоматериал представлен в интернете.

В своей практике я так же использую такие видеоматериалы как:

  1. Паразиты в теле человека (тема: паразитические черви).
  2. Великая тайна воды (тема: химический состав клетки).
  3. Чернобыльская авария («Экология»).
  4. Жизнь млекопитающих (1-9 части) («Млекопитающие»).
  5. Мимикрия. (Среда обитания).

Анимации - аналоги «мультфильмов», включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе и микромира. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В них существенно облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, а за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно объяснение с важными визуальными акцентами.

Больше всего мне нравится использовать видеофрагменты из цикла короткометражных видеоматериалов «Жизнь клетки», где хорошо показаны различные органеллы клетки и процессы, проходящие в клетке. Так же данный видеоролик можно использовать в помощь учащемуся при ответе на поставленный вопрос о синтезе белка, попросив его прокомментировать все происходящее на экране.

Приведу еще несколько примеров. На уроке «Биосинтез белка» можно наглядно показать учащимся анимации процессов синтеза и-РНК и синтеза белка, что облегчает процесс понимания этих сложных процессов, позволяет проиллюстрировать важные этапы синтеза белка.

Еще несколько сложных для понимания учащимися тем – это фотосинтез, деление клетки, эволюция. Для всего этого так же могут быть использованы демонстрационные материалы: «Процессы световой фазы фотосинтеза», «Митоз», «Образование планеты Земля».

Интерактивные модели и рисунки, динамические схемы.

Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Они могут быть использованы для имитации биологических процессов. К ним можно отнести интерактивные таблицы, фрагменты которых могут «оживать» в короткие анимации или увеличиваться для визуализации мелких деталей.

Созданные объемные интерактивные модели позволяют облегчить процесс понимания строения, структуры сложных систем, органов, частей и др. Например, учащимся очень сложно объяснить строение органов человека, имея только плоские изображения. Поэтому на своих уроках в восьмом классе я использую интерактивные модели и рисунки:
«Строение головного мозга», «Головной мозг в черепе» - данные модели демонстрируют в трехмерном пространстве расположение и строение головного мозга; «Строение сердца», «Строение легких».

Преимущество такого вида таблиц перед плоскими рисунками и фотографиями, состоит в их объемности, наглядности и динамичности. Все это помогает правильному формированию образных представлений об организации живых организмов.

Мультимедийные презентации. Так же на этапе объяснения нового материала важно использовать мультимедийные презентации, они сделаны лично мною или другими учителями- биологами и учащимися.

Создание уроков-презентаций требует навыка использования компьютерной техники и большого количества времени, но оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету.

В своей практике для создания мультимидийных презентаций я, наряду с другими программами, использую ранее описанную мной программу - Power Point. Она не сложна в использовании, дает возможность создавать интерактивные пособия: тренажеры, обучающие игры, задачники, словари и образовательные модули.

Использование ярких реалистичных рисунков, фотографий в них дает дополнительную возможность для запоминания материала учениками. А также они осуществляют помощь при ответе на вопросы, так как многие дети испытывают трудности при решении задачи из-за того, что не видят перед глазами условия или не могут представить себе группу упомянутых в ней предметов. Помимо этого, яркие иллюстрации, которые могут быть использованы в пособии такого рода, расширяют визуальный ряд, который представлен в печатных материалах, повышая, таким образом, наглядность урока, и делает этот материал незаменимым, при объяснении нового материла. Также презентация является незаменимым помощником в самостоятельном изучении нового материала, помогает ребенку сразу получать систематизированные знания, с акцентированным вниманием на важнейших моментах изучаемой темы достаточной для создания целостной картины.

Важно отметить, что самостоятельная работа учащихся с пособиями такого рода повышает их активность, дает возможность работать в индивидуальном темпе.

Для школьников это создает ситуацию успеха, а учитель доводит свои навыки до автоматизма и активизирует мыслительную деятельность ребенка. Так же это важно для подготовки ребят к итоговым тестированиям.

Презентация позволяет представить новый материал как систему ярких опорных, систематизированных образов, которые будут представлены в соответствующем структурированном порядке. Таким образом, мы активируем различные каналы восприятия учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.

Я составляю презентацию по следующим требованиям

  • Не допускать перегрузки слайдов текстом, оставляем короткие, основополагающие тезисы, даты;
  • Важно использовать реалистичные иллюстрации;
  • Необходимо использовать цветовое выделение важного материала для того, чтобы активировать ассоциативную память;
  • При большом количестве новой информации важно включить в презентацию для релаксации заставку с изображением природы, тихую музыку;
  • Для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся именно на информации важно не перегружать слайды анимацией.

В ходе работы над темой я лично составила электронные презентации к различным урокам. Например, урок-лекция «Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения» в 10 классе сопровождается показом мультимедийной презентации. Презентация содержит опорные точки урока, красочные иллюстрации, фотографии, сделанные на электронном микроскопе и демонстрируется при объяснении нового материала.

3.2 Этап закрепления пройденного материала

На этом этапе я использую индивидуальные или групповые задания и задачи разного типа. Это могут быть тестовые задания; теоретические вопросы и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями теоретического материала. Сложность этого этапа заключается в том, что необходима тщательная подготовка дифференцированных заданий и бланков для оформления отчетов о проделанной работе, так как на «ручную» работу у учащихся может не остаться времени или желания. Необходимо также продумать эффективную, доступную для учащихся систему оценивания результатов их работы, и донести ее до учеников до начала выполнения работы.

Виды учебной деятельности, которые я использую на этом этапе:

  1. Тестовые задания с выбором ответа – компьютерные технологии дают возможность проводить анализ, архивировать, обрабатывать задания такого рода. Такие тесты кроме текста могут содержать рисунки, фотографии, видео- и анимационные фрагменты. Выполнение данного вида заданий позволяет закрепить полученные знания по новому материалу. ЭОР для закрепления материала позволяет сделать этот этап более интересным для учащихся и удобным для меня.Выполнение таких тестовых заданий дает возможность учащимся закрепить знания и отработать умения в определении органов живых организмов, части клеток, хорошо активирует зрительную память.
  2. Работа с тренажерами. Тренажеры позволяет закрепить новый материал и отработать умения определять части и органы живых организмов. Например, при изучении темы «Обмен веществ» в 8 классе на этапе закрепления полученных новых знаний можно использовать тренажеры «Расщепление белков», «Расщепление жиров», «Расщепление углеводов», что позволяет закрепить основные этапы расщепления органических соединений
  3. Выполнение виртуальных лабораторных работ дает возможность, кроме закрепления пройденного материала, еще и отработать методики и умения, значительно сократив время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.Например, лабораторную работу «Изучение особенностей строения мхов» можно проводить с помощью электронного приложения «Биология 6 класс. Разнообразие живых организмов». Первый слайд содержит в себе тему, цель и оборудование лабораторной работы, и основное задание, которое ставится перед учащимся.


Ученики самостоятельно оформляют первую часть работы в тетрадях для лабораторных работ, после чего приступают к выполнению работы. Так как в нашем кабинете биологии только один компьютер – у учителя, то мы проводим лабораторную работу в демонстрационном режиме. На каждом следующем слайде содержатся задания, которые учащиеся записывают в тетради, рисунки (или фото), которые они должны перенести в тетради, вопросы, на которые они отвечают письменно.

Поле выполнения всего перечисленного, каждый учащийся самостоятельно может сравнить свои ответы с правильными ответами и сделать вывод по работе. Проведение демонстрационной лабораторной работы такого вида дает возможность учащимся быстро и правильно оформить ее в тетради и самостоятельно сформулировать вывод по проделанной работе.

Использование электронных образовательных ресурсов по биологии позволяет проводить виртуальные лабораторные работы по многим темам.

3.3 Этап контроля знаний

На своих уроках я использую компьютер и на этапе контроля знаний учащихся.

Это дает возможность мне решить ряд задач:

  • повышает объективность оценки ответов;
  • позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;
  • сокращает время проверки знаний учащихся.

Для контроля знаний я использую: тесты (вопросы с вариантами ответов; вопросы, на которые необходимо самостоятельно дать ответ). Использование ЭОР позволяет практически каждый урок завершить тестированием. Тестирование учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях, тест демонстрируется на доске. В случае группового варианта выполнения тестового задания – группа учащихся выполняет тест у компьютера. Также можно организовать и самостоятельную работу учащихся за компьютером.

Компьютерные тесты ориентированы на запоминание, понимание и систематизацию новых полученных знаний или знаний полученных ранее. Они могут содержать текстовый, графический материал, а также при необходимости видеофрагменты. Для правильного выполнения работы учащемуся необходимо анализировать все виды представленной информации.

Удобны в использовании и тесты, созданные в программе Microsoft Office Excel. Тесты такого образца также дают возможность выбрать ответ из предложенных вариантов и сразу получить оценку.

4. Заключение

Включение в образовательный процесс компьютерных технологий на уроках биологии позволило мне повысить активность образовательного процесса, обеспечить заинтересованность учащихся новым материалом, сделать изучение биологических объектов более наглядным. Все это способствовало повышению качества обучения по предмету биология.

Для субъективной оценки отношения учащихся к внедрению компьютера в учебный процесс было проведено анкетирование учащихся, в нем приняли участие 50 учащихся 6-11 классов.

Всем опрашиваемым были заданы три вопроса:

1. Какой вид работы на уроке вы предпочитаете? Что нравится делать?

  1. Групповая работа
  2. Работать в паре
  3. Работать одному
  4. Слушать учителя
  5. Ставить опыты
  6. Смотреть документальные образовательные фильмы
  7. Готовить и выполнять проекты
  8. Изучать материал с помощью компьютерных технологий
  9. Изучать материал с помощью учебника
  10. Работать с дополнительной литературой
  11. Другое (указать что именно)

2. Какой вид проверки знаний вы предпочитаете:

  1. устно
  2. письменно
  3. с помощью компьютера

3. Новый материал тебе более понятен, если учитель его объясняет с помощью:

  1. дополнительной литературы
  2. таблиц, учебника
  3. видеофильма
  4. компьютера

Результаты опроса показывают, что использование компьютера на различных этапах урока помогает детям в освоении и систематизации новых полученных знаний.

Я считаю, что важным результатом моей работы лично для меня стало развитие навыков использования новых компьютерных технологий, повышение моей компетентности в компьютерной области.

Из проделанной мною работы я могу сделать выводы, что обучение, основанное на использовании ИКТ, способствует:

  • решению задач, которые ставятся на каждом этапе урока,
  • повышению качества знаний учащихся,
  • развитию творческих способностей учащихся,
  • повышению ИКТ компетентности учителя и учащихся.

Список использованной литературы, электронных и интернет-ресурсов.

  1. Электронное приложение. «Биология 6 класс. Живой организм. Сферы». Издательство «Просвещение», 2007 год
  2. Электронное приложение. «Биология 7 класс. Разнообразие живых организмов. Сферы». Издательство «Просвещение», 2007 год
  3. Мультимедийное приложение к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. Биология 7 класс. Многообразие живых организмов. ООО «Дрофа», 2006 год
  4. Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина. Биология 6 класс. Живой организм. ООО «Дрофа», 2007 год
  5. Экология 10-11. 1С. Образовательный комплекс под редакцией А. К. Ахлебинина, В. И. Сивоглазова. Фирма «1С», 2004
  6. А. Г. Козленко «Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии» Газета «Биология», № 17-24, 2008 год. Издательский дом «Первое сентября»
  7. Г. К. Селевко Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  8. http://bio.1september.ru/urok/ Сайт «Я иду на урок биологии»
  9. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  10. http://www.openclass.ru/ Сайт «Открытый класс»
  11. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Бут Галина Михайловна22.05.2015 11730 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar