РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология ТОГИС и универсальные учебные действия на уроках кубановедения

Технология ТОГИС и универсальные учебные действия на уроках кубановедения

Кубановедение обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к достижениям и событиям, происходящим в родном крае. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное включение педагогики ТОГИС (Технология образования в глобальном информационном сообществе ) в преподавание кубановедения.

Какую роль играет роль играет технология ТОГИС и кубановедение в духовном и нравственном становлении личности?
Формирование универсальных учебных действий в технологии ТОГИС происходит в процессе решения деятельностно - ценностной задачи, которая является главным элементом учебного процесса.

Деятельностно-ценностная задача имеет трехкомпонентную структуру:

  • собственно познавательная задача;
  • информационная задача, нацеленная на поиск и обработку информации;
  • коммуникативная задача, нацеленная на коллективнуюмыследеятельность.

Шаблон задачи ТОГИС включает в себя следующие части: справочные данные (имя задачи, автора, тему); собственно - текст задачи, включающий список заданий, подводящих к решению и к выводам; возможные информационные источники, ими могут быть книги, компакт-диски, Web-сайты, небольшое количество которых указываются явно; культурный образец; методический комментарий.

Обучающимся предъявляется текст задачи с алгоритмом её решения:

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните ваши выводы с выводами известных людей (с культурным образцом)

Культурный образец – это ценностный ориентир, объект материальной и духовной культуры, принятый в качестве нормы в науке или в обществе. Культурные образцы, хотя и представляют собой часть задачи, но предъявляются не одновременно с ней, а по окончании решения. Способы предъявления разнообразны. Это может быть презентация фрагментов с устным комментированием, распечатанные тексты, демонстрация опытов, экспериментов, фильмов, аудиозаписей с устным комментированием.

Полная структура деятельностно-ценностной задачи довольно сложная и включает следующие элементы:

  1. Начало урока. На этом этапе формируются группы, для решения задачи, эффективнее их формировать заранее. Учитель мотивирует учащихся на поисковую, исследовательскую деятельность с учетом возрастных особенностей детей.
  2. Предъявление задачи. Учитель инициирует и поддерживает детские вопросы до полного понимания содержания задачи. Важно не спешить на данном этапе.
  3. Поиск, отбор и систематизация информации. На начальном этапе использования ТОГИС учителю рекомендуется инициировать поисковую деятельность, поддерживать самостоятельность, держать позицию консультанта.
  4. Тур слушаний. На данном этапе учитель мотивирует учащихся на слушание.
  5. Предъявленье культурного образца.

Данная структура урока обеспечивает повышение познавательной и социальной мотивации учащихся, формирование умений применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, творчески преобразуя их, развитие интеллектуальных способностей.

Давайте посмотрим эту технологию на примере.

Просмотр видео.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (о войне)

В календаре много дат и событий, о которых мы вспоминаем, когда подходит их время. Но есть среди них одна, о котором мы обязаны помнить всегда, это дата начала Великой Отечественной войны.

Когда началась ВОВ (22 июня 1941 года).

22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны, нарушив договор о ненападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная Война

Какую дату, связанную с ВОВ в этом году будет отмечать вся Россия? (70-летие Великой победы).

В 2015 году вся Россия будет отмечать славную дату - 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Помни войну! Пусть далека она и туманна.
Годы идут. Командиры уходят в запас.
Помни войну! Это, право же, вовсе не странно -
Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.

А кто вносил свой вклад в дело Великой Победы? (люди)

Как называют людей, которые рискуя своей жизнью, ковали Победу? (герои).

Назовите кто мог стать героем? (обычные граждане: мужчины и женщины, военные, дети)

Сегодня вам предоставляется возможность побывать в роли экскурсоводов и познакомить нас с военной историей Кубани. Исследовать следующие рубрики:

  1. Воины – герои
  2. Граждане – герои
  3. Дети-герои

У вас на столах в файлах лежат документы, 5 вопросов к ним, иллюстрации. Ваша задача прочитать текст, проанализировать, ответив на вопросы.

Эти ответы оформить в буклет, прикрепить иллюстрации. В конце каждая группа защищает свою работу.

Пока выполняют проект, Я рассказываю членам жюри.

На первом этапе подбираются задания, которые помогают учащимся осознать цели учебной деятельности, что, в свою очередь, влияет на формирование её положительных мотивов.

Учебная проблема реализуется в двух основных формах: как тема урока и как не совпадающий с темой вопрос, ответом на который будет новое знание.

К учебной проблеме я подвожу учеников двумя путями: создав проблемную ситуацию, или с помощью мотивирующих приемов.

Итак, первое задание “О ком? О чем?”

Второй этап. Предъявление. На данном этапе применяем задания, которые позволяют презентовать задачу. Дети задают уточняющие вопросы по содержанию задачи. На этапе презентации задачи можно использовать фотографии, картины, фильм, музыкальное произведение, модель, загадка и т.д. Для данного этапа эффективными являются такие методы как «Пересечение тем», «Синхронистическая таблица», карта идей, проблем, открытий и ролевые игры «Сотрудничество мастеров и гостей», «Диалог», «Последствия».

Третий этап предполагает самостоятельную работу по предложенным темам (к работе могут привлекаться не только учащихся, но и их семьи).
Здесь я применяю: «Расколи парадокс», «Кабы да не бы…», «Фрейм», «Тендер». На мой взгляд, самой интересной формой деятельности является «Тендер» для выполнения которого ученики вместе с родителями берут семейный подряд. Я предлагаю семье или группе семей выбрать задания, затем они готовятся и представляют какую – либо выставку, например, «Наша семейная реликвия».
На данном этапе целью является формирование творческой деятельности: выполнение исследований, проведение экспертиз, составление прогнозов, разработка проектов. В процессе самостоятельной творческой работы учащиеся, как правило, самостоятельно, без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.
В работе с учениками удачно используется другой методический прием, который формирует у учащихся способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства, представления в нескольких словах. В игре "Три предложения" ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание решения задачи тремя простыми предложениями.

И последний – один из самых важных – это самоанализ урока и подведение учениками итогов собственной деятельности, предъявление культурного образца. На этом этапе происходит соотношение полученных результатов с поставленной целью деятельности, фиксация успешности работы и вывод о следующих шагах. Это может быть печатный вариант, демонстрация его в наглядной форме, если это предусмотрено задачей, можно читать текст. Если культурный образец большой, можно представлять его в разных допустимых формах: в виде схемы, таблицы, интеллект-карты.

Защита проектов.

…. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле

Мчит планета-земля бороздою извечной орбиты, -
Что несет, голубая, повитая в розовый дым?
На дорогах войны греет солнце курганы и плиты…
Павшим – память о них, а живое – живым.
И.Ф.Варавва

Итак, в чем преимущества технологии конструирования ТОГИС на уроках кубановедения?

  • ребята учатся самостоятельно работать и преодолевать трудности
  • всемерно развивать творческие способности учащихся,
  • ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности,
  • оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, в самореализации своих возможностей через опору на положительное, на успех.
  • уменьшается зависимость ученика от учителя.

Именно поэтому я в своей работе применяю технологию ТОГИС.

Во многом ТОГИС ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами. Дополнительный результат – умение свободно работать с информацией. Хорошие предметные знания – побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции.

Лихуто Анна Витальевна14.04.2015 14600 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar