РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательной активности на уроках информатики

Развитие познавательной активности на уроках информатики

Информатика, как и любой другой предмет, требует применять личностно-ориентированный и дифференцированный подходы. В классе могут встретиться ученики как одаренные, так и слабо воспринимающие материал. Кроме того, каждый человек имеет разного типа мышление. Некоторые имеют образно-логическое восприятие, а некоторые легче воспринимают четкую математическую картину. Поэтому объяснение и изложение материала должно ориентироваться на все перечисленные группы.

Предмет «Информатика» по своей специфике выделяет 3 группы учащихся, на которых следует обращать внимание на уроках. Это группы, связанные с восприятием техники:

  1. нажимают сразу на все клавиши;
  2. боятся нажать клавиши;
  3. нормально воспринимают технику.

Ученики с замедленной и ускоренной реакцией на персональный компьютер требуют особого внимания на уроке. Они затратят больше времени на выполнение задания, чем нормально реагирующие обучающиеся. Одна группа будет долго думать, и переспрашивать, какую клавишу нажать, другая приблизительно столько же времени будет исправлять последствия нажатия лишних клавиш.

При первом знакомстве с предметом информатики учитель должен заинтересовать обучающихся, включить весь класс в работу. Из этого не следует, что на первом уроке необходимо запускать игровые программы или разрешить обучающимся использовать программные возможности персонального компьютера по своему усмотрению. Одним из примеров "как привлечь и заинтересовать учеников на уроках информатики" может служить иллюстрация практического применения возможностей персонального компьютера, например, графические программы.

Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности - психологический фактор, который обеспечивает достижение остальных целей обучения.

Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной активности на уроках информатики позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательной активности обучающихся. К ним можно отнести следующие противоречия:

  • между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки обучающихся к познавательной деятельности;
  • между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке) и теоретической сложностью предмета;
  • между разным начальным уровнем подготовки и едиными требованиями программы обучения.

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Наличие большого количества интересных готовых программ снизило стремление учащихся к теоретической информатике (теория информации, основы логики, аппаратное обеспечение компьютера, программирование). Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих детей иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке. С другой стороны, необходимость изучения информатики после окончания школы при дальнейшем получении образования, является положительным внутренним мотивом.

Учитывая, что мотивы обучающихся формируются через их потребности и интересы (Потребность —> Интерес —> Мотив), все усилия преподаватель должен направить на развитие познавательных интересов учеников. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного интереса - процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого, ко все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу, который становится свойством личности.

Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью. Профессиональные статьи и практические рекомендации позволяют мне организовывать разные по содержанию и форме уроки: деловые игры, исследовательские проекты, практикумы, викторины и т.д.

При изложении нового материала привожу яркие примеры-образы, которые обязательно останутся в памяти учащихся своеобразным опорным сигналом.

Примером метода стимулирования является метод опоры на жизненный опыт учеников. Например, оперативную память - можно сравнить с камерой хранения в супермаркете, простое электронное письмо - с открыткой, вложенное - письмом в конверте и т.д.

Самостоятельная работа учащихся - один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации обучающихся.

При организации самостоятельной работы необходимо уделять особое внимание созданию стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность - интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер).

Одним из видов занимательной проверочной работы может быть кроссворд, составленный из понятий, терминов и определений информатики. Кроссворд можно использовать следующим образом: на одного ученика, на парту, на ряд (группу), на весь класс. Кроссворд можно составлять или заполнять. Составленными кроссвордами (незаполненными) ученики могут обмениваться. В этом случае учителем оценивается и составитель и заполняющий. Составлять кроссворды можно с использованием учебников или тетрадей.

При построении системы заданий я ориентируюсь на самостоятельное выполнение обучающимися заданий. Это формирует способности принятия решения и ответственности за его последствия. Исходная информация о задаче активизирует мыслительную деятельность обучающегося, тем самым, мотивируя его на самостоятельную познавательную деятельность.

Принципы построения системы задач:

  • соблюдение внутренней логики курса, принципа последовательного нарастания сложности;
  • широкое применение проблемного подхода;
  • контроль понимания обучающимися условия, а затем и решения;
  • взаимосвязь учебных задач как внутри одного раздела, так и между отдельными разделами и компонентами курса;
  • опора на прочные знания учащихся, их бытовой опыт;
  • использование задач, имеющих нетривиальное решение: задача должна быть, на первый взгляд, трудной и, в идеале, разрешимой лишь с помощью компьютера.
  • решения задач (заданий), должны быть оптимальны, и служить образцом для подражания

Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий:

  • составление задач обучающимися; конструирование обратных задач;
  • творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний);
  • реферат; доклад;
  • составление кроссворда по теме;
  • разгадывание ребусов по информатике.

Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:

  • уровень мотивации обучающегося;
  • оригинальность метода решения;
  • творческая фантазия;
  • оригинальность оформления;
  • уровень использования межпредметных связей;
  • умение осуществлять самоанализ своей деятельности,
  • выявление примененных способов и оценка результатов.

У человека с самого детства развивается как критическое, так и творческое мышление, и нужно заботиться о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой, необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к преподавателю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста.

Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.

Доева Мадина Руслановна13.04.2015 9250 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar