РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование мотивационной сферы к занятиям физической культурой у младших школьников.

Формирование мотивационной сферы к занятиям физической культурой у младших школьников.

Автор: Е.С. Зехов
МАОУ СОШ №14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска.

Мотивационная сфера — это иерархическая концепция мотивов личности. Устройство мотивационной сферы весьма непростое. При этом мотивация выстраивается в некоторую иерархию не только в глубине каждого вида деятельности, но и случается ранжирование мотивации всевозможных видов деятельности.
Следовательно, мотивационная сфера, как и остальные структурные образования личности, выявляется в большом количестве качеств. От свойств преобладающих мотивов зависит, именно какие собственно свойства и качества личности станут сформировываться легче и быстрее, а какие — с трудностями, медлительнее [2].

Одной из самых старых проблем школьного обучения считается формирование мотивации. Данная проблема рассматривается разными именитыми педагогами и психологами, такими как Л.И. Божович А.Н. Леонтьев, и т.п. Ими был поднят вопрос: как поднять у школьников интерес к учению, другими словами сформировать мотив.

Также необходимо решать проблемы формирования потребности к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой основываясь на создание понятий о ЗОЖ. Получение этих знаний содействует изменению отношения учеников к физической культуре, склоняя становиться физически развитыми и сильными [3].

Дети 7-10 лет отличается меньшей заболеваемостью и большим накоплением сил для перехода к последующему этапу. Продолжается активное становление органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, мышечной ткани, костей скелета и нервной системы. Частота дыхания в данный период может быть от 20 до 22 раз, ЧСС примерно 85-90 ударов в минуту. ЖЕЛ достигает до 2000 мл. Наступает процесс улучшения движений, рабочих движений пальцев и кисти. Позвоночник все еще подвижен и мягок, потому легко поддается различным искривлениям под действием односторонней нагрузки или неверным положения тела в течение долгого времени.

Данный возраст подходящий для формирования кондиционных и координационных способностей, скоростно-силовых качеств и выносливости к небольшим нагрузкам. В связи недостаточным развитием ЦНС ребенка его организм не может работать в долгом мышечном напряжении, следственно у детей стремительно наступает утомление. В младшем школьном возрасте нельзя допускать переутомление [1].

Впервые же дни в школе, у учеников появляются позиция общественно оценивающей и общественно значимой деятельности. Хотя такая обширная мотивация, характеризуемая новой общественной позицией, не имеет возможность поддерживать интерес к обучению в течение долгого периода и со временем теряет свое значение.

Уроки физической культурой дают лишь возможность поддерживать оптимальное физическое состояние, но не могут улучшить физическое развитие учеников. Для этого нужна большая физическая нагрузка и большее количество занятий. А проделать это можно лишь с помощью привлечения учеников к самостоятельным занятиям физической культурой и к занятиям в спортивных секциях.

Учитель должен совершенствовать у обучающихся необходимость самостоятельно заниматься физическими упражнениями и физической культурой основываясь на создание у учащихся представлений о ЗОЖ. Получение этих знаний изменяет позицию учеников к физической культуре и побуждая их становиться хорошо физически развитым и сильными [3].

Мотивация учения формируется в нескольких направленностях. Большие познавательные мотивы имеют все шансы реорганизоваться в учебно-познавательные мотивы. А такие мотивы как мотив самообразования представлены наиболее простейшей формой - интересом к вспомогательным источникам знаний. В 1-ых и 2-ых классах ученики делают волевые действия по указанию старших, однако уже в третьих классах ученики обретают способность делать волевые действия в соответствии с своими мотивами. Ученики могут проявлять упорство в учебной деятельности. Общественные мотивы в данном возрасте представлены желанием ученика получить одобрение педагога. Младшие ученики показывают активность только, чтобы быть хорошими исполнителями для того, чтобы добиться расположение к себе старших, в том числе педагога. Мотивы коллективной работы и сотрудничества присутствуют у учеников, но в общем проявлении. Активно формируется в данном возрасте целеполагание в учении. Школьники учатся понимать и принимать цели, идущие от учителя, сдерживать эти цели в течение долгого периода, выполняет действия по указанию [2].

Огромная роль в формировании потребности самостоятельно заниматься физической культурой относится к родителям. Дети с родителями или самостоятельно занимаются, но делают это иногда, лишь в выходные или на каникулах, а некоторые вовсе не занимаются. Главной задачей учителя считается сделать данные занятия постоянными. Это может осуществиться лишь тогда, когда у обучающихся будет сформирована нужда в регулярных самостоятельных занятиях физической культурой. Или, другими словами, если у детей будет сформирована привычка к активной двигательной деятельности и к физической нагрузке [3].

Нами было проведено исследование, которое проходило на базе средней школы №14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска. В эксперименте приняли участие учащиеся 2-х классов в количестве 45 человек.

В ходе работы нами исследована и проанализирована методическая литература, проведено тестирование уровня мотивационной сферы к занятиям физической культуры и проведены контрольные испытания.

В эксперименте были сформированы две группы: контрольная - учащиеся 2 «А» класса (20 школьников) и экспериментальная – учащиеся 2 «Г» класса (25 школьников). Нами было проведено исследование уровня мотивационной сферы к занятиям физической культуры и уровня физической подготовленности.

Исследования показали что, у учащихся с более высокой мотивационной сферой к занятиям физической культуры более лучшая физическая подготовка. При подсчете процентного соотношения между всеми видами мотивов в экспериментальной группе, можно четко выделить, что преобладающими мотивом для группы является мотив - удовольствие от движений и положительные эмоции. Меньше всего детей интересует мотив - оценка окружающих (внешняя стимуляция).

Для учащихся контрольной группы ведущими мотивами являются - положительные эмоции, игра и развлечения. Так же, как и в первом случае меньше всего детей контрольной группы интересует мотив - оценка окружающих (внешняя стимуляция).

В ходе эксперимента выявилось что, практически у половины школьников экспериментальной группы в исследовании наблюдается средне-выраженный и малозначимый уровень мотивационной сферы. Что говорить о низкой мотивационной сферы в общем, у группы. В отличие от контрольной группы где мотивационная сфера более выше.

При оценке физических качеств используются количественные и качественные показатели.

Контрольные испытания показали что, в контрольной группе учащиеся с более высоким уровнем физической подготовленности. Следовательно, из полученных результатов можно сделать вывод то что, у учащихся с более высокой мотивационной сферой к занятиям физической культуры более лучшая физическая подготовка.

В данной работе была исследована мотивационная сфера обучающихся вторых классов, ее особенности, выявлена взаимосвязь между мотивационной сферой к урокам физической культурой и уровнем физической подготовленности школьников.

Специфичность физических упражнений раскрывает огромные вероятности для воспитания и формирования у детей важных волевых качеств.

Изучив психологические и анатомо-физиологические особенности, нужно устремить внимание на верный способ организации и разработку дополнительных занятий физической культурой с детьми младшей школы. Упражнения обязаны подаваться с учетом физической подготовленности учащихся. Нагрузка не должна быть излишней. Обучение проводится не чаще 1-2 раз в неделю с учетом того, что дети три раза обучаются на уроках физкультуры. Занятие должно носить наглядную форма с несложным и отчетливым объяснением.

Список используемой литературы:

  1. Анатомия и возрастная физиология : учебник для бакалавров / А. О. Дробинская. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 527 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - СП.: 2011.- 890 с.
  3. Сырвачева И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И.С. Сырвачева - Владивосток, 2003. – 111 с.
Зехов Евгений Сергеевич25.04.2015 10490 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar