РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Формирование универсальных учебных действий в процессе практико-ориентированного обучения в классах с углубленным изучением математики»

«Формирование универсальных учебных действий в процессе практико-ориентированного обучения  в классах с углубленным изучением математики»

(из опыта работы учителя математики В.В. Тюпина)

Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, окружающий мир изменяется с огромной скоростью. И то, насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность.

Конечно, знания в современном мире важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания. Именно эти способности востребованы в современном обществе. Современная школа реализует компетентностный подход в образовании, а именно, формирует и развивает образовательные компетентности, обобщает предметные умения, направляет школьников на подготовку к жизни в обществе. Для управления современным производством нужен человек, обладающий глубокими знаниями, научным складом ума, творческим мышлением и умением принимать решение в зависимости от возникшей ситуации.

Практико-ориентированное обучение способствует реализации системно-деятельностного, компетентностного подходов в образовании, развивает и формирует все виды компетентностей.

Современное общество, как и образование, характеризуется динамичностью процессов, протекающих между ними. Поток информации постоянно меняется, расширяется и углубляется, требует совершенствование технологий для работы с ним.

Системно-деятельностный подход предлагает новые педагогические технологии. Это использование ИКТ – технологий для анализа и синтеза информации, научно – исследовательская деятельность с обучающимися и работа с одаренными детьми

Данное направление работы выбрано неслучайно и представляется актуальным, так как практико-ориентированная составляющая обучения, как уже отмечалось выше, выходит на первый план. Важно не просто дать детям некий объем знаний, а помочь им сориентироваться в окружающей действительности, помочь им понять предмет «Математика» не как отвлеченную науку, доступную в полной мере только тем, кто занимается ею профессионально, а как науку прикладную, важную и необходимую.

Важными для меня, как учителя, являются вопросы: как повысить мотивацию к учению; интегрировать теоретические и практические задания; сделать значимым для учащихся результат их труда; эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогические технологии, способствующие повышению качества образования; использовать компетентностный подход в обучении; обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

Все эти вопросы стали основой для обобщения представленного опыта работы. Чтобы сформировать ключевые компетенции учеников и соответствовать современным потребностям общества, необходимо решить проблему: изучить и реализовать в своей педагогической практике такие подходы в обучении информатике, которые позволят усилить практико-ориентированную составляющую.

Цель работы – создание условий для формирования универсальных учебных действий через реализацию содержания практико-ориетированного обучения математике.

Задачи:

  • развитие способности и умений самостоятельной познавательной деятельности;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
  • подготовка к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности;
  • формирование опыта индивидуальной и коллективной деятельности;
  • формирование навыков оценивания собственных результатов в учебной и практической деятельности.

Первые шаги в этом направлении в гимназии №19 были сделаны ещё в начале 90-х годов. Первые классы с углубленным изучением математики в гимназии № 19 существуют с 1994 года, а с 2001 года преподавание математики в этих классах ведётся мною.

Углубленное обучение математике в МБОУ - гимназии №19 осуществляется в три этапа:

  • первый этап – 5-7 классы – пропедевтический, подготовительный. В этот период ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им;
  • второй этап - 8-9 классы – основной. На данном этапе происходит значительное углубление и расширение границ изученного материала в 5-7 классах, направленное на развитие творческой активности, способности составления многоуровневых систем решения задач повышенной трудности и задач олимпиадного типа;
  • третий этап – 10-11 классы – исследовательский. В старшей школе перед учениками ставятся задачи исследовательского характера, для решения которых необходим синтез полученных знаний по предметам технического и естественно – научного цикла.

Одна из главных, на мой взгляд, целей создания таких классов- воспитание личности, способной использовать универсальные учебные действия в различных учебных и жизненных ситуациях.

На пути достижения данной цели мы сталкиваемся с рядом сложностей:

  1. не всегда высокоинтеллектуальный ученик проявляет себя как творческая личность;
  2. творчески мыслящий, незаурядный ученик не всегда способен выполнить требования нормативов, стандартов и контрольных работ.

В реализации поставленной цели я исхожу из следующих положений, подтвержденных как в научно-педагогической литературе, так и моей педагогической практикой:

  1. необходимо при работе с учащимися применять личностно – ориентированный подход к обучающимся, обеспечивая им зону ближайшего развития, приучая их быть устремленными в своем дальнейшем развитии;
  2. необходимо как можно чаще в ткань урока встраивать нестандартные задачи, которые помогут раскрыться каждому ребёнку индивидуально.

Большую пользу в достижении поставленных целей приносят практико-ориентированные задачи насыщенного содержания, задачи на построение, задачи с параметрами на необходимые и достаточные условия.
Формирование умения применять полученные знания для решения конкретных задач.

Задача. Определить длину бордюра, потребуется для ограждения клумбы, имеющей форму круга с диаметром, равным 6м.
Применение прогрессии в жизни и быту.

Задача. При хранении брёвен строевого леса их укладывают в форме пирамидки. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в её основании положено 12 брёвен?
Решение:

Абстрактная задача может быть моделью практической задачи.

Абстрактная задача.  Решить уравнение

Практическая задача. Имеется материал для построения забора длиной 116 м. Можно ли загородить этим забором загон для уток на птицефабрике площадью 4,8 а. Определить стороны этого загона.

Такой подход к решению задач показывает учащимся реальную необходимость применения получаемых знаний для достижения стоящих перед ними практических целей.

Актуальность математического образования заключается в максимальной социализации выпускника. Выпускник заинтересован не столько в получении знаний, сколько в использовании их для адаптации в обществе.

Успешное развитие общества во многом зависит от творчески мыслящих, находящихся в поиске нового людей. Одним из методов стимулирования интереса к творческому познанию является организация познавательной деятельности через научное математическое общество.

В 2011-2012 учебном году была создана инициативная творческая группа учащихся и учителей математического цикла, поставившая перед собой цель по разработке и реализации проекта НМОУ «Вектор».

Основное направление работы творческой группы педагогов – выявление и поддержка способных, талантливых и одарённых учащихся, развитие их интеллектуальных способностей, поддержка научно – исследовательской деятельности в гимназии.

Для реализации поставленной цели педагогическим коллективом на основе ежегодного планирования была осуществлена следующая деятельность:

  1. Создана технологическая цепочка выполнения научно – исследовательской работы и определены её основные этапы: диагностический, теоретический, практический, рефлексивный.
  2. Разработан метод последовательной адаптации учащихся к проведению исследований. Процесс исследования проводится по определённому алгоритму и обуславливает логическую взаимосвязь выполнения научно – исследовательской работы. [2]

Независимый экспертный совет оценивает качество выполненной работы, и один из критериев – чёткое соблюдение алгоритма.

Выделим виды научно исследовательских работ:[3]

  1. Информационно-описательные.
  2. Проблемно-реферативные.
  3. Проблемно – поисковые.
  4. Натуралистическая – описательная.
  5. Опытно – экспериментальная.
  6. Проектно – экспериментальная.

Итоги работы НМОУ «Вектор» оформляются в виде ежегодного журнала «Математический калейдоскоп», на страницах которого содержатся основные тезисы научных работ учащихся, например: «Математика в музыке», выполненная учащимися 7 класса, «Математика в экономике» (8 класс), «Математическое моделирование в экономической географии» и «Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга» (10 класс), «Биоритмы», (11 класс), «Применение прикладной среды Delphi при решении геометрических задач» (9 класс).

В качестве приемов работы можно использовать групповые формы. Например, при изучении тригонометрии ученикам выдаются два больших домашних задания: “Тригонометрические преобразования” и “Решение тригонометрических уравнений”. При этом класс разбивается на группы по пять человек и ученики получают инструкцию, как может быть выполнена работа, в какие сроки и в какой форме должен быть сдан отчет и, самое главное, в какой форме будет проходить зачет по этой теме. Главная цель этого домашнего задания – научить учащихся сотрудничать между собой, поскольку отношения в классах, где собрано много одаренных детей, часто сдобрены конкуренцией в достаточно высокой степени ее развития. Ни для кого не секрет, что для многих творческих личностей работа в команде кажется ущемляющей его интересы, его “Я”. Основная задача обучения математике – обеспечить прочное и созидательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования” - говорится в объяснительной записке программы по математике.

Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор знаний по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Наша школа ставит своей целью развитие всесторонне развитой личности и конечный результат деятельности учителя – новообразования в личности учащегося. К.Д.Ушинский писал: “Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики” [1].

Компьютер здесь стал хорошим помощником учителя для развития образного, вербального, интуитивного вида деятельности, логического и алгоритмического мышления. Мною ведётся постоянная работа по использованию ИКТ на уроках математики, проводятся интегрированные уроки информатика + математика.

Регулярно в учебном процессе применяются Интернет - технологии, материалы различных учебных сайтов в on-line режиме используются при проведении самостоятельных и контрольных работ, для рассылки домашнего и индивидуального задания каждому обучающемуся, проверки учителем полученных заданий и выставлении оценок.

Такой способ применения информационно – коммуникационных технологий значительно экономит время для подготовки и проведения различных форм контроля знаний обучающихся и учит детей использовать современные технологии в обучении.

Обучающиеся в классах с углубленным изучением математики показывают стабильно высокие результаты в обучении.

Графический анализ качества знаний

  • Дружный и здоровый коллектив, который потом сохраняется на долгие годы и после школы
  • Призовые места на муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады по математике.
  • Результативность работы НМОУ «Вектор» представлена печатными работами на 1-й Всероссийской молодёжной научно – практической конференции Орловского государственного университета «МИФ-2013»
  • 100% поступление в престижные Вузы: МГТУ им. Баумана, МФТИ (государственный университет), Московская высшая школа экономики, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», НИУ ИТМО г. Санкт – Петербург, Академия ФСО, на престижные факультеты ГУ УНПК город Орел и др. Наши выпускники не только достойно учатся там, но некоторые из них оканчивают университет с отличием, что свидетельствует о высоком уровне базового образования, полученного в стенах школы.

Развитие и формирование универсальных учебных действий способствует процессу социализации учащихся, так как вхождение в жизнь требует становление креативно думающей личности, умеющей ставить цели, решать задачи, добиваться жизненно важных ориентиров.
Современное общество повышает требование к выпускникам и педагогам общеобразовательных учреждений, что требует дальнейшей интеграции знаний и продолжение работы по освоению практико–ориентированного подхода в обучении математики. [4]

Список литературы

  1. Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики", "Просвещение", Москва, 1982 г.
  2. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
  3. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
  4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,1998, №7.
Тюпин Владимир Владимирович16.04.2015 24050 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar