РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Какие методы и подходы я буду использовать для преобразования школы?

Какие методы и подходы я буду использовать для преобразования школы?

Автор: Карюгина Марина Леонидовна

Без хорошего метода
не может быть хорошего учителя
Б. В. Беляев

К концу пятой недели первого этапа обучения, изучив 7 модулей Программы и размышляя о них, я поняла, что когда приду в свою школу на практику, буду применять в своей деятельности приёмы и технологии, рассмотренные в этих модулях. В мои функции входит разработка программы развития школы, предполагающей внедрение новых подходов в обучении и преподавании, в контексте конкретной школьной практики. Для успешной реализации данной деятельности мне предстоит выступить в качестве ментора одного коллеги, чтобы он смог реализовать процесс коучинга с другими учителями (Руководство для учителя. - Астана, 2014г. – с. 102).

В школу на практику я пришла с совершенно новым пониманием процесса обучения, с намерением донести приоритеты в образовании до своего коллектива и то, как мы должны действовать в связи с этим. Повышение мотивации к обучению у учеников школы явилось главной целью моей деятельности является. Ожидаемые результаты Программы первого уровня заключаются в подготовке учителей к обучению учеников тому, как учиться и формированию их как независимых самомотивированных, увлеченных, уверенных личностей с развитым критическим мышлением проявляющих компетентность в информационных технологиях.

Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеют ни столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешностей обучения учеников является учитель. В этой связи, школы должны быть более последовательны в обучении критическому мышлению учащихся, в комплексном решении проблем, касающихся индивидуальности каждого ученика (Руководство для учителя. - Астана, 2014г. – с. 114).

Проработав в школе 25 лет, очень часто переосмысливаю педагогический опыт в свете пройденного первого этапа курсов, и пришла к следующему выводу - быстрыми темпами движется современный мир в сфере развития информационных технологии, где не только ребенок, но и взрослый человек, в частности учитель тяжело и сложно ориентируются в жизни.

Девиз хорошего ученика: «Я хочу видеть это, я хочу научиться этому, я хочу это сделать сам». Девиз хорошего учителя: «Смотри, как я это делаю, давай сделаем это вместе, делай это лучше меня» (Дмитрий Лео). Именно эти высказывания будут отражать ту деятельность, которую я должна отразить на практике. Для её преобразования планирую применить такие формы работы, как семинар, коучинг, анкетирование, менторинг.

Перед собой я поставила следующие цели и хочу получить соответствующие результаты, планируя достижения в школе:

  • наиболее эффективным станет преподавание и обучение, используя новые подходы в образовании;
  • приведет к распространению опыта учителей внедрение суммативного и формативного оценивания;
  • к освоению и внедрению новых подходов в обучении приведет изучение и ознакомление с подходом Lesson Study учителей;
  • проведение коучингов и менторинга позволит вывести учителей на новый уровень в системе преподавания и обучения;
  • привлечение учителей в профессиональные сетевые сообщества, способствует их развитию и активное участие учителей в обсуждении злободневных вопросов в ПСШ.

Первым моим мероприятием была встреча с администрацией, члены которой помогли мне определиться с выбором менти и проведением анкетирования среди учителей, учащихся и родителями.

Необходимым в ходе практики является встреча с педагогическим коллективом. Тематика встреча была следующей: «Необходимость преобразования школьной практики. Современные идеи об обучении тому, как учиться». В ходе встречи провела анкетирование о знании 7 модулей Программы и применении их на своих уроках. Это анкетирование дало мне возможность определить темы коучинг – сессий в ходе прохождения своей практики. Учителя школы познакомились со стратегиями, необходимыми для активизации обучения. В конце совещания коллеги пришли к следующему выводу: учитель является стержневой фигурой в образовании, от него зависит процесс формирования ребёнка. Соответственно, учителям нашей школы необходимо изучать опыт других учителей и применять лучшее в своей практике.

Коучинг – сессия №1 ««Групповая работа в школе. Технология организации групповой работы на уроке». (См. Приложение 1). Целью коучинг – сессии является оказание поддержки коллегам в понимании необходимости групповой работы на уроке. Главной задачей сессии было знакомство с технологией организации групповой работы на уроке, выявления плюсов и минусов групповой работы. Это является и ожидаемым результатом сессии.

Критериями успеха данной сессии я считаю:

  1. вовлечение учителей в групповую работу, в которой они чувствовали себя очень нужными для своих коллег
  2. обмен опытом и знаниями по применению групповой формы работы;
  3. определение личного вклада каждого члена группы;
  4. взаимное уважение

В рефлексии коучинг – сессии коллеги выделили ряд своих действий, которые им особенно понравились и запомнились:

  1. положительные и отрицательные стороны групповой формы работы;
  2. способы комплектования групп;
  3. виды групповой работы;
  4. критерии эффективности групповой работы

Я считаю, что учителя получили пользу от этого занятия, они поняли, что групповое обучение основано на понимании обучения как естественного социального действия, в котором участники беседуют между собой, и посредством подобных разговоров осуществляется процесс обучения (Руководство для учителя. - Астана, 2014г. – с. 138).

Коучинг №2 «Оценивание обучения и оценивание для обучения». Целью коучинг – сессии является познакомить учителей с понятиями «формативное» и «суммативное» оценивание: с их характеристиками, целями и значением критериального оценивания для эффективного обучения.

Основными задачами, которые мы решали с коллегами в процессе коучинга - это обоснование необходимости разработки критериев для оценки знаний учеников и значимости оценивания для учителей и для учеников, а также научить разрабатывать критерии оценивания учебного задания. Ожидаемым результатом данного коучинга я определила заранее - это знание и понимание учителей о видах оценивания: формативном и суммативном; умение разрабатывать критерии оценки и понимать их необходимость в любом виде деятельности ученика на уроке.

Коучинг – сессия №3 «Лидерство и управление». Главной задачей сессии было формирование понятие о лидерстве и его качествах. Основной задачей, которую мы решали было установление понимания того, что лидерство является сложной деятельностью, которое включает в себя процесс оказания влияния участников как лидеров, так и последователей, рядом возможных результатов которого служит – не только достижение цели, но и приверженность людей этим целям, улучшения взаимодействия в команде.

В рефлексии коучинг – сессии учителя установили, что лидерство – это процесс направления поведения других людей с целью достижения общих целей и качества лидеров необходимо развивать в себе и в своих учениках.

Коучинг-сессия № 4 «ИКТ и учитель». Главной задачей сессии было выявление представления учителей о понятии «ИКТ», «информационные технологии»; необходимо было их научить составлять презентации и самое главное научить выделять положительные и отрицательные стороны применения ИКТ.

Критериями успеха данной сессии я считаю:

  1. вовлечение учителей в практическую работу по составлению презентации;
  2. смогли вызвать заинтересованность учителей к совместной работе при выработке основных направлений в освоении информационно-коммуникационными технологий.

В рефлексии коучинг – сессии учителя выделили ряд своих действий, которые им особенно понравились и запомнились, а это:

  1. работа в группах;
  2. высказывания и размышления над проблемой развития внедрения ИКТ в образовательный процесс;
  3. составление презентаций;
  4. саморефлексия проведенная в конце, в которой они высказали свои впечатления по данному коучингу.

Я считаю, что предложенные мною методы и приемы работы, а именно: групповая работа, практическая работа, рефлексия, позволили показать учителям разные способы владения аудиторией, детьми, как в группе, так и индивидуально.

Ресурсы, которые помогли нам при подготовке к коучинг – сессиям дали знания учителям школы о формах и методах оценивания, необходимости внедрения групповой формы работы, применения ИКТ и развития лидерства, которое является «ключевым элементом в достижении улучшения школьной системы» (Руководство для учителя. - Астана, 2014г. – с. 170).

В период практики мною были запланированы и проведены менторинги в 8 «А» классе, и серия последовательных уроков познания мира в 4 «А» классе с учителями начальных классов обсудила метод Lesson Study, который помог осуществить качественную подготовку к серии проведенных уроков. Целью менторинга в 8 «А» классе было применение 7 модулей и создание условий для коллаборативной образовательной среды. Целью проведения Lesson Study было развитие речи через групповую форму работы. Приятно было видеть, как от урока к уроку учащиеся 8 «А» класса становились все дружнее и дружнее, их сплотила групповая форма работы, они научились давать объективную оценку деятельности своим одноклассникам и рефлексировать по окончании уроков, обмениваться идеями и находить способы решения проблем, развивать практически значимые навыки и умения. Критериями успеха в 4 «А» классе стало незначительное улучшение речи, заинтересованность учащихся начальных классов к совместной работе, это было определено не только через листы обратной связи, но и через светящиеся лица учеников после уроков. Самое главное это то, что я смогла увидеть формы и методы работы учителей на уроках математики и познания мира, где были продемонстрированы ЗУН учащихся на уроках и сумели показать, как учащиеся могут самоанализировать и рефлексировать.

По высказываниям и действиям учителей могу сделать следующий вывод – коллеги, размышляя над проблемой развития речи и в организации работы с учащимися для получения максимального результата делают первые шаги в самооценивании и взаимооценивании своих результатов, для умелого проведение саморефлексии и саморегуляции. Все методы и приемы, которые я предлагала менти, были взяты из сборника «Lesson Study: руководство Пит Дадли» и сборника по проведению Lesson Study и оказались применимы к урокам в начальных классах, т.к. Lesson Study дает такие ключевые характеристики, как креативность и научность, работающими с целью разработки новых подходов, предполагает сбор данных об обучении учеников, которые будут подтверждать эффективность используемых подходов.

Даже если урок дает только один учитель, трое других принимают на себя ответственность за него и результаты оценивания процесса преподавания и учебного занятия, за которым они наблюдали относятся к работе всей группы учителей, а не отдельного учителя. Прием Lesson Study очень понравился моим коллегам, и они планируют использовать его и дальше, так как обеспечение результативности работы предопределяет уважительное отношение друг к другу, изучение дополнительной литературы, с целью дальнейшего использования ее в процессе планирования. Учителя высказались о проблемах, определенных трех учеников (сильный, средний, слабый), которые находились в центре внимания исследуемого урока, в рефлексии данного менторинга. Мы были рады тому факту, когда ученик С стал более активным и смело выходил к доске.

Ресурсы, которыми я воспользовалась (Руководство для учителя. - Астана, 2014г.) и опыт других учителей в преподавании, обучении и воспитании учащихся, собранный материал во время урока, показали, что уроки Lesson Study достигли своей цели – развитие речи через групповую форму работы, что и было отмечено во время наблюдения уроков. (см. Приложение 2).

Следующий менторинг я провела с учителем математики, как я уже говорила в 8 «А» классе. Учащиеся этого класса в основном со средними способностями. Цель менторинга состояла в комплексном применении 7 модулей Программы уровневых курсов. Я со своей стороны я проконсультировала менти не только с вопросом применения 7 модулей, но также с составлением ССП и КСП уроков. Мы провели встречи до и после проведения каждого урока об оптимальных формах работы с учащимися, определили модули при проведении серии последовательных уроков, так как основная идея обучения допускает комбинирование нескольких модулей: оценивание, совместная работа в группах, критическое мышление, использование ИКТ, диалогическое обучение, преподавание и обучение в соответствии с разновозрастными особенностями учеников.

Атмосфера доброжелательности, сотрудничества, постоянного диалога на всем протяжении менторской работы, дали всем нам возможность для успешного продвижения к цели. Но были трудности и проблемы, например, неустойчивость интереса подопечной, боязнь экспериментировать, неуверенность в себе, отсутствие опыта организации и проведения групповой работы. Размышляя над нашей дальнейшей совместной работой, мы приняли решение продолжить её и дальше. Немаловажным мы считаем и тот факт, что нужно все время рефлексировать о своем преподавании, делиться опытом с коллегами, таким образом расширится педагогическое сообщество, считаем необходимым продолжить практику видеосъемки уроков и их совместного анализа, привлекая к этому других учителей.

Немаловажным мероприятием также считаю проведение семинара среди руководителей методических объединений. Тема семинара «Каким должен быть современный учитель?». Целью мероприятия определила следующей: в связи с расширяющимся полем информационных технологий, побудить учителей задуматься о необходимости менять подходы в преподавании и обучении.

Ожидаемым результатом учителей является:

  • понимание необходимости изменений подходов в преподавании и обучении в соответствии с мировыми тенденциями
  • внесение изменения в работу методических объединений.
  • знание основных барьеров в преподавании и форм их преодоления.

Программы ЦПМ направлены на знание того, как добиться улучшений и как оценить произошли ли перемены в обучении детей, с целью их подготовки к становлению взрослого поколения 21 века (Руководство для учителя. - Астана, 2014г. – с. 102). Учитывая это, я провела также встречу с выпускниками школы. Мы обсудили тему: «Современный ученик: каким он должен быть?» Целью занятия: побудить учащихся задуматься о необходимости развития качеств личности современного человека, сравнить качества идеального и не идеального ученика. Итогом мероприятия стало понимание того, что современный ученик должен обладать такими качествами, как грамотность, толерантность, мобильность. Поблагодарив учащихся, мне было очень отрадно заметить, что все были активны, слаженно работали в группах, как единое целое.

Получить новые знания о методах и приемах преподавания и обучения позволят учителям критерии успешности внесенных изменений. Учащиеся должны быть вовлечены в более эффективные формы активного и конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и обретение независимости, чтобы стать успешными в современном информационном обществе. Педагогический коллектив должны знать, что сделать в классах для усовершенствования обучения учеников. Поэтому я считаю, что нам лидерам школы, необходимо владеть новыми подходами и методами для преобразования процесса преподавания, чтобы знать, как помочь учителям преобразовывать их практику посредством реализации процессов менторинга и коучинга, чётко понимать цель реализуемых преобразований. Эти преобразования в школе должны вооружить моих коллег новыми методами и подходами в преподавании и обучении, наладить связь между совместной работой учителей и успехами учеников.

Далее совместно с администрацией мы разработали план развития школы, с учетом необходимых действий для преобразования.

Карюгина Марина Леонидовна15.05.2015 26560 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar