РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приемы постановки учебной проблемы на уроках открытия новых знаний

Приемы постановки учебной проблемы на уроках открытия новых знаний

Исупова И. В. 
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6» г.Лысьва

Постановка учебной проблемы осуществляется на этапе актуализации знаний учащихся. Наиболее любим детьми такой способ как « яркое пятно». С помощью его привлекаю внимание детей к новым знаниям, вызываю желание активно работать на уроке, что бы узнать что-то новое. Так, например, при изучении темы «Суффиксы имён существительных» в 3 классе, я рассказываю детям историю о происхождении слова « миллион», которое придумал Марко Поло, чтобы передать восхищение несметными богатствами Китая. Я поясняю, что это слово состоит из итальянского «милли», что означает «тысяча» и «оне», что соответствует русскому суффиксу – ищ. Таким образом, дети заинтересованы  ролью и  значениями  суффиксов в русском языке. Отрывок мультфильма «В стране невыученных уроков», тот момент, когда мальчику нужно разобраться в правописании суффиксов –ик-, -ек- использую при изучении этой темы «Правописание суффиксов –ик-, -ек»

Привлекают внимание учащихся и стимулируют их активную познавательную деятельность различные истории из жизни известных людей. Например, история про английского короля Эдуарда II, которую  рассказываю им при изучении темы «Знаки препинания» в 4 классе. « Во главе заговора против короля стояла его жена Изабелла, отправившая тюремщикам послание без запятых «Эдуарда убить не смейте бояться». Тюремщики поняли уловку королевы, прочитав письмо так, как хотелось ей. Получилась «кровавая» запятая. Далее в ходе диалога с учащимися выясняется роль знаков препинания в языке и происходит мотивация детей на осознанное изучение ими темы.  При изучении этой темы можно использовать отрывок мультфильма «В стране невыученных уроков», а, именно, тот момент, когда главному герою нужно поставить знаки препинания в предложении «казнить нельзя помиловать»

В других случаях проблемная ситуация может возникнуть в результате осознания противоречивости фактов. Например, при изучении темы по русскому языку в 3 классе « Неопределённая форма глагола»  вниманию учащихся предлагаю разные мнения лингвистов по поводу того, какой частью слова является -ить в неопределённой форме глагола и прошу их высказать своё мнение. В соответствии, с выводом строим дальнейшую работу на уроке. Такой подход не только учит детей рассуждать, но и вовлекает их в активный творческий поиск, а это повышает интерес к познанию, формирует мотивацию. Часто при ознакомлении со словарными словами использую прием «Смешные ценники»- это фото с ценниками, на которых допущены ошибки в правописании

Невозможность выполнить задание в данный момент также влечёт за собой проблемную ситуацию. С этим приёмом мои ученики сталкиваются уже в первом классе, при изучение темы «Правописание имён собственных». Детям предлагаю записи « Вот село высокое. Место тут высокое» или « Люда рыбина поймала огромную рыбину», в написании, которых намеренно делаю ошибки, затем предлагаю детям их исправить. Невозможность пока выполнить задание  привлекает внимание детей и вызывает интерес к изучаемой теме.  Аналогичный приём постановки проблемы я использую при изучении темы по русскому языку « Сложные слова».  Записав на доске слова «рыба» и «ловить», я прошу детей написать под этими словами однокоренные слова.  Учащиеся испытывают затруднение при размещении слова  «рыболов». Аналогичный приём использую  и на уроке математики при изучении темы «Умножение». После выполнения ряда заданий, связанных с заменой суммы одинаковых слагаемых умножением, предлагаю детям практическим путём решить, сколько пуговиц нужно для 250 пальто. Выполнить это практическим путём в данной ситуации  невозможно. Такая система работы позволяет учащимся не просто заметить трудность, а вызывает у них желание её преодолеть, что  ведёт к поиску новой информации. Ведь «ужасно интересно всё то, что неизвестно». Это способствует постепенному формированию устойчивой мотивации к учению.             

Немаловажную роль в формировании внутренней мотивации играет используемый мною частично-поисковый метод обучения. Например, при изучении темы «Знаки препинания в конце предложения»  предлагаю детям запись на доске «оставаться в школе не разрешаю  никому покинуть помещение» в ходе поисковой деятельности, путём подбора  учащиеся расставляют знаки препинания, в соответствии со смыслом предложения. Затем, рассуждая, останавливаемся на нужном варианте. При обобщении знаний по теме «Предложение» в ходе совместного поиска с детьми находим главные и второстепенные члены в  предложении « Глокая куздра штеко будланула бокрам и кудрячих бокрёнка». Такая организация работы на уроке даёт возможность детям не только получить прочные знания, но и мотивирует их стремление к получению знаний. Изучая в первом классе по математике  тему «Знаки -,  +», отправляемся с детьми на древнерусскую ярмарку.

Детям предлагаю придумать знаки, которыми они будут отмечать проданные бочки с медом и купленные мешки с зерном. В результате практической деятельности появляются знаки «-», «+».

Развивая исследовательские способности, предлагаю угадать и перевести отрывок перевести сказки на русский язык (найти совпадающие слова, похожие, отсутствующие в русском языке)

«Приказка за рыбаря и рибката
Никого живели край морето
Край синьото море, старик и баба
Те живели в схлупена землянка
Цели тридесят и три годони.
Старецът ловял със мрежа риба,
Баба си прела свойта и прежда»

Как оценить результаты использования проблемного обучения? Самое главное - мои ученики с желанием учатся. Они стали более самостоятельны, работоспособны.  Ребята уверенно и активно включаются в работу, задают вопросы, выдвигают гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Они активные участники учебного процесса.

Исупова Ирина Валерьевна15.05.2015 9800 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar