РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование метода-интеллект карт на уроках литературного чтения

Использование метода-интеллект карт на уроках литературного чтения

С каждым годом обучения количество информации необходимой для усвоения ребенком в школе растет. Для того, чтобы полученная информация была эффективной, необходимо ее качественно обрабатывать. В обработке большого объема информации сегодня незаменим метод интеллект-карт. Основоположником данного метода был американский психолог Тони Бьюзен.

Сегодня в России изучением этого метода занимается Санкт-Петербургский университет. Доказано, что эффективность карт связана с работой головного мозга при обработке информации. Учащиеся, усваивая информацию используют только левое полушарие мозга, которое отвечает за анализ и логику. При этом правое полушарие, отвечающее за восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения находится в покое. Такое восприятие информации получается неполным, не дает ученику видеть целостную картину и мыслить ассоциативно. Интеллект-карты помогают, задействовать оба полушария.

Таким образом, этот метод является важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи. В начальной школе на уроках литературного чтения полезно использовать метод интеллект-карт при анализе прочитанного произведения или конкретного литературного героя.

С примером возможности использования интеллект-карт можно познакомиться на примере конкретного урока в 3 классе на тему: В.В. Бианки «Мышонок Пик».

Литературное чтение. «В.Бианки «Мышонок Пик».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

Учитель: Ребята, давайте прочитаем скороговорку, которую я вам сегодня приготовила.

Шли сорок мышей.
Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
 

Учитель: Прочитайте скороговорку медленно.

- Прочитайте тихо.

- Прочитайте, сделав логическое ударение на числительные.

- Прочитайте очень быстро друг другу.

По правилам работы в группе один говорит, другой слушает. Сначала 1 вар читает скороговорку 1 раз быстро 2 вар. Оцените свою пару.

3. Постановка темы и целей урока

Учитель: Подумайте, как эта скороговорка связана с нашим сегодняшним уроком? (Мы будем сегодня продолжать работать со сказкой В. Бианки «Мышонок Пик»).

Сегодня мы не только проанализируем произведение, но и дадим характеристику главному герою сказки. Ребята, на уроках литературного чтения мы уже давали характеристику различным литературным героям, использую при этом интересный метод. Кто из вас вспомнит, как он называется? (метод интеллект карт) Кто автор нашей сказки? (В.В. Бианки) -Расскажет нам о жизни и творчестве В.В.Бианки наша умница Попова Алина. Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». А чем занимаются ученые орнитологи? Главная тема его произведений – лес и его обитатели. Бианки говорил: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отечеству и фамилии. …И вот я пишу рассказы, повести, сказки – про зверей и птиц, про охоту, про лес, мою радость!». - Он написал такие замечательные произведения как…(Лесные происшествия, лис и мышонок, лесные домишки и многое другое)

Давайте, посмотрим на экран, там представлена выставка книг. - Ребята, кто из вас заметил среди книг, то произведение, которое мы изучали на прошлом уроке и будем изучать сегодня? - А есть ли среди книг знакомые вам? - На сколько глав разделён наш рассказ в учебнике? (на 5) - Посмотрите внимательно на экран.

В правильном ли порядке они расположены? - Главы перепутались местами. Давайте расставим их в правильном порядке. (ученик у доски)

  1. Как мышонок Пик попал в мореплаватели.
  2. Кораблекрушение.
  3. Страшная ночь.
  4. Хвост-цепляка и шёрстка невидимка.
  5. «Соловей-разбойник».

– Сегодня мы отправляемся в путешествие с мышонком Пиком на своем корабле. Как у каждого путешественника у нас будет карта путешествия. Только что мы ее с вами создали. Каждая глава будет остановкой, на которой мы будем вспоминать содержание произведения т.е. то о чем в нем говорилось. За правильные ответы на мои вопросы вы будите получать жетоны. Кто к концу урока наберет 3 и более жетонов получит оценку. 4.

Закрепление и обобщение знаний.

Фронтальный опрос.

А начнем мы с проверки вашей памяти. Проведем словарную работу. Поможет нам это сделать наша умница Березовская Лена. Она подготовила кроссворд, в котором будут отгадками словарные слова.

Вопросы:

  1. Транспорт, на котором мышонок Пик отправился в своё первое путешествие. (кораблик)
  2. Помещение, для хранения различных запасов. (кладова́я)
  3. Эта птица напала на Пика и перевернула кораблик. (скопа́)
  4. Колющее оружие, разновидность копья. (пика)
  5. Очень быстро кинуться, убежать прочь. (опрометью)
  6. Броситься в разные стороны. (порскну́ть)
  7. Соловей-разбойник, которому не удалось поймать мышонка. (жула́н)

А мы причаливаем к 1 остановке, которая называется «Мореплаватель».

Давайте подберем слова-синонимы к названию нашей главы и остановки. (моряк, корабельщик, мореход)

Начнем нашу викторину:

  • С какими героями нас знакомит автор с самого начала рассказа? (с братом, сестрой и с мышонком)
  • Где начинаются действия рассказа? (на берегу реки)
  • Что ребята делали на берегу реки? (пускали по реке кораблики)
  • Как мышонок попал к ребятам? (брат пошел искать сучок для мачты на самый большой кораблик и нашел в кустах целую кучу мышей, которые бросились от него в рассыпную и поймал одного мышонка)
  • Какое имя ребята дали мышонку и почему именно такое?
  • Что брат хотел сделать с мышонком?

Найдем в учебнике диалог ребят и прочитаем по ролям. Стр. 73-74

  • Почему мальчик хотел убить мышонка? (он хотел его убить, потому что мыши портили и воровали хлеб)
  • Как вы думаете, почему сестра не разрешила убить мышонка? (ей стало его жалко, ведь он был очень маленьким и беззащитным)
  • Что она придумала, чтобы его спасти?
  • Давайте подведем итог по данной главе сказки.
  • Автор говорит, что ребята сыграли с мышонком злую шутку. А как думаете вы?
  • А вы бы отправили мышонка в такое путешествие?

Мы благополучно преодолели 1 остановку и плывем дальше.

  • Как называется 2 глава рассказа? (Кораблекрушение)
  • Объясните, что обозначает слово кораблекрушение. (Крушение, гибель корабля в море).

– Проверим знания главы «Кораблекрушение».

- Сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из одноименного мультфильма, а вы подумайте, какие враги ждали мышонка в самом начале путешествия.

  • Итак, кто же хотел погубить мышонка? (чайки, которые кружили над кораблем и боялись разбить свои клювы о твердую кору)
  • Всех ли врагов мы увидели в мультфильме? Перечислите остальных. (щука)
  • Умел ли Пик защищаться от врагов? (Пику было всего 2 недели от роду. Он не умел ни искать себе пищи, ни защищаться от врагов).
  • Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки? (Хищная птица рыболов-скопа, она поймала щуку и распугала чаек).

Расскажет нам об этой птице наш умник.

Скопа, является одной из самых красивых и редких птиц на планете, занесена в Красную книгу Российской Федерации. Питается пернатый хищник исключительно живой рыбой. Семейная пара этого вида вместе с птенцами съедает до 1 килограмма рыбы в сутки. Ест в основном больную рыбу, является «санитаром» водных просторов. Во время охоты она способна нырять на глубину до полутора метров.

- Подведем итоги.

  • Чему научился мышонок в данной главе?
  • Какие эмоции вы испытывали во время чтения этой главы? (Было очень страшно за мышонка и жалко его. Мы очень переживали.)

ФИЗКЛЬТМИНУТКА (Просветов, Коновалова)

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо,).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

Продолжаем путешествие с нашим героем. Следующая остановка называется “Страшная ночь”. Здесь нас ждет тест, с помощью которого я проверю ваши знания об этой главе. У каждого из вас на столе лежит бланк с тестом. Сейчас каждый самостоятельно ответит на вопросы теста, а затем мы все вместе сделаем проверку. - Проверим ваши тесты. Напротив правильного ответа ставим + , неправильного -.

Тест 1.

1. Кого первым повстречал мышонок Пик, когда ночью после кораблекрушения искал пищу на берегу?

  • А. Лису
  • Б. Лягушку
  • В. Белку

2. Мышонок усаживался, поднимал стебель передними лапками, как руками, и быстро съедал _________.

  • А. колосок
  • Б. молоко мыши – матери
  • В. тёплый сок

3. Плюх – шлёп! – ударилось что – то о землю недалеко от мышонка. Кто это был?

  • А. красивая птичка с розовой грудью
  • Б. гибкое тело серебристо – чёрной змеи
  • В. пучеглазый маленький лягушонок

4. Какого страшного врага встретил мышонок на берегу?

  • А. Коршуна
  • Б. Змею
  • В. Кота

5. Где провел остаток ночи мышонок Пик?

  • А. В норке
  • Б. На кораблике
  • В. На ветке куста

6. Чему научился Пик во время страшной ночи?

  • А. Управлять корабликом
  • Б. Побеждать врагов
  • В. Находить себе пищу

Сегодня каждый сможет сам оценить свои результаты. Поставьте себе оценку. Мы все вместе преодолели остановку страшная ночь. Наступило утро, и мы продолжаем путешествие.

  • Как называется 4 глава? (Хвост-цеплялка и шерстка-неведимка)
  • Почему Пик боялся спускаться на землю? (на земле было много змей и они были врагами мышонка)
  • Что помогало мышонку передвигаться по веткам? (хвост)

Перечитаем жужжащим чтением эту главу и подчеркнем в тексте ответ на вопрос.

  • Какие прилагательные употребил Бианки, описывая хвост мышонка? (длинный, гибкий, цепкий)
  • Как настоящие мореплаватели, вы должны быть очень внимательными и сказать: «Какую цель поставил перед собой мышонок Пик, чтобы выжить?» (Двигаться дальше и найти других мышей)

Да, одному путешествовать нелегко.

  • А нам, ребята, легко путешествовать? Почему? - А важно ли нам в жизни иметь друзей? Мы приближаемся к последней станции.
  • Как она называется? (Соловей –разбойник)
  • Какой враг чуть было не лишил Пика жизни в данной главе? (певчая птица сорокопут-жулан)
  • Почему автор прозвал эту птицу соловьем разбойником?
  • Почему Пик не испугался и решил подойти ближе к врагу? (потому что раньше певчие птицы никогда не трогали Пика)
  • Как мышонку удалось перехитрить соловья-разбойника? Как ему помогла при этом внешность? (шерстка-невидимка)
  • Как вы думаете, чему научился мышонок в этой главе? (быть более осторожным и не доверять тем, кого не знаешь).

- Ребята, а чему вы вместе с мышонком научились за время путешествия?

5. Работа в парах

Вместе с мышонком мы преодолели испытания. А теперь давайте поговорим о нашем главном герое более подробно. Работать будем в паре. Сегодня мы дадим характеристику маленькому путешественнику и воспользуемся для этого методом интеллектуальных карт т.е. мы нарисуем и расскажем. Этот метод для нас новый, поэтому будем работать все вместе. В середине листа бумаги мы заранее изобразили главного героя произведения – мышонка Пика. Вокруг мышонка мы располагаем 5 главных слов, которые помогут нам раскрыть героя, рассмотреть его с разных сторон. Внешний вид, характер, приключения, домик, пища. Начнем работу с характера мышонка.

Посмотрите на доску и выберите из перечисленного те черты характера, которые можно отнести к мышонку. (Добрый, осторожный, смелый, глупый, умный, злой, находчивый, самостоятельный).

Следующим пунктом опишем внешность мышонка. Подумайте в паре и вспомните, как он был описан автором в тексте? (Малюсенький, розовый ротик, порезанное ушко, жёлтый, худенький, хвостик) Начало нашей интеллект карты заложено.

К следующему уроку вам необходимо будет заполнить оставшиеся пропуски. Карта поможет вам на следующем уроке дать характеристику главному герою т.е. рассказать о нем. Дома можно будет карту красочно оформить.

5. Подведение итогов

- Когда я прочла данную сказку, то вспомнила пословицу. - Прочитайте ее. Подходит ли она нашему главному герою мышонку? «Невелика мышка, да зубок острый». - Как вы ее понимаете? - Чему нас хотел научить автор, показав, в сказке именно такого главного героя? -Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться. - Люби живое, бережно относись к окружающему миру, помогай слабым. А наш урок подходит к концу. Ребята, скажите, пожалуйста, в нашем учебнике 5 глава последняя, а заканчиваются ли на ней путешествия мышонка? (нет, у нас в учебнике произведение дано в сокращении) –Если хотите узнать чем закончилось путешествие мышонка, возьмите в библиотеке книгу В.Бианки и прочтите до конца. Очень интересно!

6. Рефлексия

- Мы подводим итоги нашего урока. Мне хочется, чтобы каждый из вас оценил сегодня свою работу на уроке. -На столе у каждого из вас заготовлено 3 кораблика.

  1. Если у вас сегодня все получилось на уроке, то поднимите вверх кораблик с белым парусом.
  2. Если у вас возникали трудности, но в целом все получилось, то поднимите кораблик, у которого один парус белый, а другой серый.
  3. Если работать было трудно и все было непонятно, то выберите кораблик с серыми парусами.
Пивоварова Мария Владимировна22.05.2015 20590 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar