РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в начальной школе

Автор: Крюкова Татьяна Викторовна

Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческих сил природы.

Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его, как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы природы, а физики пытались подражать ему, как недостижимому образцу оптических приборов.

Доказано, что 90 % знаний об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. В настоящее время характерным является увеличение детей с различными зрительными нарушениями. С такими детьми я работала 19 лет. У всех этих детей встречаются трудности в восприятии предметов: замедленность восприятия, фрагментарность, страдает полнота обозрения, наблюдательность и т.д. Работу в 1 классе я начинала с обследования детей: сведения об остроте зрения, нарушениях зрения и других отклонений здоровья я узнавала из медицинских карт, проводила диагностику по методике Г.В.Никулиной. Затем намечала содержание коррекционной работы и средства ее реализации.

Я стараюсь дифференцировать трудности восприятия и строить урок, соблюдая следующие правила:

  • темп и скорость ученик выбирает сам;
  • задания усложняются постепенно;
  • вводится алгоритм использования различных видов чувствительности в работе с природоведческим материалом;
  • подкрепляется каждый правильный шаг ученика в использовании всех сохранных анализаторов;
  • перед выполнением каждой операции, каждого задания ученик должен объяснить ,что он должен сделать и как.

Предмет «окружающий мир» является одним из занятий, на котором одним из средств познания окружающего мира является зрительное восприятие. В своей работе по данному предмету я опираюсь на программу начальных классов О.Н. Федотовой, но модифицирую и адаптирую её для детей с нарушением зрения. При работе на уроке опираюсь на таблицу

К.Б. Тупоногова « Офтальмоэргономичные рекомендации при обучении детей с нарушением зрения». По возможности занятия стараюсь проводить в форме наблюдений и экскурсий в живую природу. Для проведения наблюдений использую средства оптической коррекции зрения ,специальные фоновые экраны, приспособления для ориентировки в пространстве. Важное значение для сознательного усвоения знаний по окружающему миру имеют опытнические занятия на школьном участке. Дети под моим руководством высаживают различные растения, наблюдают за ними, выясняют, какие условия благоприятно влияют на их рост и развитие ,учатся за ними правильно ухаживать. Также учащиеся участвуют в исследованиях, экспериментах. С каждым годом эксперименты усложняются.

Например, при изучении темы «Вода» в первом классе выясняется, как изменяется уровень воды в сосуде с помощью предметов, во втором классе-какие свойства имеет вода, в третьем классе-как происходит круговорот воды в природе. Важным моментом в экспериментальной деятельности является то, что окружающий мир познается детьми в совместной продуктивной деятельности учащихся и учителя. На уроках приходится тщательно подходить к отбору материала. Ряд наглядных пособий для детей с нарушением зрения использую выборочно. Отбираю только те пособия, которые имеют достаточную величину объектов .развешиваю их на видном месте, на уровне глаз учащихся. Во время их демонстрации разрешаю подходить к доске. В своей работе использую рельефно-графические и барельефные пособия.

В процессе обучения использую все общедидактические методы и приемы, направленные на формирование способа восприятия.

Особенностью образовательного процесса современной школы является информатизация. В коррекционно-педагогической работе широко использую современные технологии с использованием компьютера с мультимедийной установкой. Мной составлена картотека видео-материалов по темам урока окружающего мира. Также использую телевизионный канал Animal planet для расширения кругозора детей о животном мире. Учащиеся учатся составлять презентации по теме урока сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

На уроках окружающего мира заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей с уроками чтения, трудового обучения, изобразительного искусства и др. (например, при изучении темы «Природа и её сезонные изменения» подбираю литературные произведения, загадки о природе, дети изготавливают поделки из природного материала, составляют узоры из листьев, рассматривают произведения искусства, рисуют рисунки о природе.) Реализация этих возможностей помогает добиться более осознанного и прочного усвоения учащимися изучаемого материала.

Успешность осуществления задач по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения зависит от работы коррекционно-образовательного учреждения как единого целого.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены