РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Детская одаренность

Автор: Репкина Светлана Владимировна

Дети от природы - народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится все менее и менее заметным. Все реже звучит вопросы «почему?» и «зачем?», и очень зримо представляется картинка, подсмотренная поэтом Валентином Берестовым в каком – то образовательном учреждении нашей страны, которую мы можем наблюдать в стихотворении:

У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось - не сосчитать.

Шестые классы Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята в самом деле
Когда – то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда все это подевалось?

Из опыта работы выяснилось, что самым сложным является включение учащихся в самостоятельную исследовательскую работу, где требуется специальные знания, общие умения и навыки исследовательского поиска. Руководство детскими исследованиями требует от учителя не только отличного знания предмета исследования, но и обладания чертами ученого – исследователя. Несмотря на то, что в последнее время существует большое количество литературы по исследовательскому обучению, освещающей теоретическое положения, слишком мало пособий практической направленности.

Государственные стандарты общего образования нового поколения предлагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, - на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

Творческой группой учителей начальных классов разработаны методические рекомендации, целью которых стало решение практической задачи исследовательского обучения младших школьников – помочь детям освоить первые навыки исследовательского поиска, на основе идей А.И.Савенкова

В учебном плане школы не запланирован курс обучения научно- исследовательской деятельности, поэтому исследовательское обучение ориентировано на внеклассную и внеурочную работу. Методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения можно использовать и на самых разных предметных занятиях.

Выбирая темы для исследования, учителю необходимо опираться, прежде всего, на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации. Так, в начальной школе можно провести анкетирование или опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три – пять проблем, которые им наиболее интересны. Не беда, если учащиеся не отметили вопросы, на которые был ориентирован сам учитель.

Исследование тем и хорошо, что можно интегрировать проблему и менять акценты.

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • О чём хотелось бы узнать как можно больше?
  • Чем я мог бы гордиться?

Правила выбора темы исследования.

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Дети могут провести и оперативное исследование по предложенной учителем тематике. Отправляясь на прогулку, они получат индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по окружающему миру. Например: «Исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы», «Какие растут деревья», «Выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе», «Понаблюдать, как зимуют травы» и др.

Темы могут быть:

  • Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую – то волшебную машину или прибор. Всё это может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете.
  • Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы. Можно, например, выбрать тему «Книга рекордов нашего класса». Понаблюдав за своими одноклассниками, ребята определяют, кто в какой области «самый – самый».
  • Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, увидеть в фильмах или прочитать в книгах.

Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определённой группе собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов или развитии компьютерной техники и др.

Из всех тем исследовательских работ теоретические – самые сложные.

Подготовка к исследованиям. В первую очередь юному исследователю понадобится папка исследователя. Сделать ее можно на уроке труда. Каждый учащийся ведет свою папку исследователя, куда вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта, собранная информация по методам исследования. Итоги участия в деятельности подводятся каждую четверть и в конце года, а также по мере готовности детей.

Проведение исследований. Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника.

Ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравиться, и начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования.
10 Следующие методы исследовательского обучения: коллективные игры – исследования; мини курсы, экскурсии, коллекционирование, тренинговые исследования, самостоятельные учебные исследования. В практике работы с младшими школьниками нередко используются индивидуальные и коллективные игры.

Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работе с библиотечным каталогом, с сайтами Интернета.

Презентация исследований. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам.

Для этого требуется:

  • Дать определения основным понятиям;
  • Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
  • Выявить и обозначить все замеченные парадоксы;
  • Ранжировать основные идеи;
  • Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
  • Выработать суждения и умозаключения;
  • Сделать выводы; указать пути дальнейшего изучения явления;
  • Продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;
  • Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Работа над детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Как мы уже отмечали, исследование – бескорыстный поиск истины, всегда творчество.

Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими – либо внешними установками.

Каждая игра – исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования.

При прохождении курса «Окружающий мир» в начальной школе предполагается исследовательская деятельность по следующим темам:

  • «Вода и ее значение для жизни человека»;
  • «Разнообразие водоемов родного края»;
  • «Экологические проблемы водоемов»;
  • «Воздух. Проблемы воздуха в родном крае»;
  • «Мир растений родного края»;
  • «Мир животных родного края»;
  • «По страницам Красной книги»;
  • «История моего города»;
  • «Моё здоровье»;
  • «Береги свое здоровье смолоду»;
  • «Вредные привычки – враг здоровья» и др.

Обычно в исследовательской работе

  • 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;
  • 1/3 времени затрачивается на сбор материала;
  • Не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

План работы:

  • Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?
  • Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
  • Цель. Что я хочу исследовать?
  • Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
  • Задачи исследования.
  • Дата и место проведения моего исследования.
  • Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
  • Описание работы. Мои результаты исследования.
  • Выводы. Выполнил ли то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
  • Использованная литература.
  • Приложение.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены