РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся в контексте введения ФГОС нового поколения

Формирование умений и навыков исследовательской  деятельности обучающихся в контексте введения ФГОС нового поколения

Автор: Туркинен Надежда Викторовна

Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего – это его способность к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.Системообразующим компонентов ФГОС второго поколения является результат образования, рассматриваемый в контексте деятельностной парадигмы образования. Процесс учения в рамках данной парадигмы понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития.

Главным направлением в работе каждого учителя на ближайшие годы становится осмысление, освоенbя и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода. Стандарты нового поколения помогают научить ребенка учиться. Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создать реальные условия для развития активной личности, способной к продуктивным решениям. Сейчас в Российском образовании как никогда актуальна проблема интеграции новых информационных и образовательных технологий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся как формы проявления и развития их творчества.

Оба метода непросто формируют умения, компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Грамотно организованная проектная деятельность позволяет развить:

  • умение планировать и осуществлять проектную и исследовательную деятельность;
  • способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельностью на основе предварительного планирования;
  • способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

Алгоритм разработки индивидуального проекта включает следующие этапы учебной деятельности:

  1. Определение проблемы окружающей среды, вызывающей познавательный интерес у учащегося или группы учащихся.
  2. Обоснование актуальности данной проблемы, значимой как для школьника, так и для общества.
  3. Определение замысла будущего проекта, формулировка его цели и возможного прогнозируемого результата.
  4. Изучение разработанности выбранной проблемы в научной и учебно-методической литературе.
  5. Определение инструментального поля реализации проекта: методы технологии, приёмы, формы, методики исследования.
  6. Определение источников информации, изучение возможностей использования сетевых эффектов.
  7. Анализ и рефлексия полученных результатов.
  8. Презентация проекта.

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся по алгоритму и проектирование и исследовательская деятельность. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную форму работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся переходят в иное психическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве первооткрывателя, исследователя. Всё это даёт им возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.

Глубоко убеждена, что предметы естественно математического цикла обладают огромным арсеналом для исследовательской деятельности. Поэтому обозначу вопросы которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, а самое главное как сделать занятия увлекательными и плодотворными? Самым сложным моментом при ведение в учебный процесс исследовательских проектов является подготовительный этап.

При планировании обучению на год учителю необходимо выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут вынесены на проектирование. Далее нужно сформулировать 10-15 тем на класс (как индивидуальных, так и групповых) работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений, педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу. Желательно дифференцировать предлагаемые темы проектов по степени сложности .

Условиями успешной проектной деятельности являются:

  • Четкость и конкретность поставленной цели проекта
  • Определение планируемых результатов
  • Констатация исходных данных

Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требование педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовать и моделировать.

Самостоятельное ученическое исследование по такому предмету, например, как химия, возможно только при условии готовности школьника к этому сложному виду деятельности: необходимо, чтобы у учеников были сформированы основные экспериментальные и исследовательские умения (наблюдения, сравнение фактов, свойств веществ и явлений, нахождение причинно-следственных связей, проводить опыты , делать выводы и др.). Умение экспериментального исследования веществ в курсе химии формируются на начальном этапе в 8 классе, где учащиеся разделяют смеси, готовят растворы…. На следующем этапе (9 кл.) – это определение катионов и анионов в растворах, осуществление цепей превращений.

Наиболее подходящим для проведения исследовательской работы можно считать возраст 15-17 лет. Назову темы проектов, выполненные старшеклассниками на уроках:

  • Химия в ванной
  • Химия в косметике
  • Красота и здоровье
  • Определение основных характеристик качества жиров
  • Обнаружение глюкозы в ягодах и фруктах
  • Домашняя аптечка
  • Кипяток и спирт - губители жизни, и т.д.

Образовательный процесс не ограничивается только рамками урока, значительную роль играет дополнительное образование школьников. Научно-исследовательская деятельность неотъемлемая часть образования, процесса развития гармонической личности. Это наиболее сложная форма организации внеклассной работы.

В школе четвертый год работает творческое объединение «Юный исследователь».

Приведу темы выполненных исследовательских работ, являющихся победителями и призерами муниципальных, региональных и российских конференций:

  • Влияние питания на здоровье обучающихся Жидиловской СОШ
  • Проблема чтения обучающихся Жидиловской СОШ
  • История села Жидиловка
  • Изучение экологического состояния реки Алешня
  • Влияние муравьев на сорные агроценозы

Научно исследовательская работа представляет собой законченный труд, выполненный самостоятельно или под руководством педагога и содержащий полученный в ходе исследования материал, основная характеристика которого – оригинальность. Все изложенное позволяет сделать вывод, что организация научно-исследовательской деятельности способствует творческому развитию личности, формированию ключевых компетенций обучающихся.

Туркинен Надежда Викторовна01.06.2015 16560 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar