РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогический проект на тему: "Формирование исследовательских компетенций учащихся как необходимого компонента биологического образования".

Педагогический проект на тему: "Формирование исследовательских компетенций учащихся как необходимого компонента биологического образования".

Автор: Туркинен Надежда Викторовна

Когда в школе изучается одно, а жизнь требует другого, обучение становится для ученика формальной обязанностью, которую он выполняет без личной заинтересованности и с соответствующим качеством. Не может образование не реагировать на изменившийся социальный заказ на образовательные услуги. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположенный знаниево-ориентированному.

Проблемой «Формирование у школьников экологической культуры как социально-необходимого качества личности» занимаюсь в течение нескольких лет.

Эта проблема органично вписывается в проблемы над которыми работает школа:

  • «Развитие личности учителя и ученика в условиях реализации современного образования»
  • «Духовность русской нации как принцип обучения и воспитания».

В процессе работы убедилась, что использование в экологическом образовании традиционных методов обучения не дает удовлетворительных результатов и порождает целый ряд противоречий:

  • между унифицированными методами преподавания и различным уровнем способности учащихся;
  • между репродуктивным характером обучения и стремлению личности к творческому самовыражению;
  • между большим объемом материала, приобретенным учащимися при изучении предметов естественно-научного цикла и неумением применять полученные знания в практических целях;
  • между традиционной неэффективной методикой преподавания биологии и активными формами и приемами работы, стимулирующими познавательный интерес школьников;
  • между знаниями законов природы, необходимостью ее охраны и утилитарно- потребительским отношением к ней общества.

Современный ученик не проявляет интереса к учебе, его организм спасается от переизбытка информации, не воспринимая или быстро забывая ее. Эти противоречия порождают проблему поиска новых интерактивных методов.

Внедрение таких методов в школьную практику является актуальной проблемой не только для преподавания курса экологии и биологии, но и для современного обучения в целом.

Современные технологии предоставляют широкий спектр разнообразных интерактивных методов, одним из которых является проектная деятельность.

Целью данной работы является изучение возможности использования проектной технологии в преподавании курса экологии в школе.

Гипотеза:
Использование экологического проекта, как средства формирования экологической культуры школьников, позволяет повысить уровень как теоретических экологических знаний, так и способствует формированию практических умений и навыков по слежению за состоянием окружающей среды, выявлению взаимосвязей между живой и неживой природой, развития экологического мышления и сознания.

Дидактические задачи проекта:

  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
  • Развитие мотивации к самостоятельному научному поиску.
  • Формирование умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
  • Формирование навыков исследовательской работы.
  • Формирование критического мышления, навыков работы в команде.

Методические задачи:

  • Освоить понятия «мониторинг окружающей среды», «источники загрязнения», «фито- , зоо- и лихеноиндикаторы», «демографические показатели динамики популяции», «биоценозы».
  • Научить проводить самостоятельные мониторинговые исследования.
  • Анализировать состояние отдельных природных компонентов окружающей среды, проводить сравнительный анализ полученных данных.
  • добиться понимания причинно-следственных взаимосвязей в отношениях «природа – человек»;
  • сформировать ответственное отношение к природе и готовности к активным действиям по ее охране.
  • Анализировать информацию литературных, публицистических, мультимедийных ресурсов по проблеме.

План работы и сроки проведения проекта:

I. Информационно-аналитический этап.

  • Изучение сущности проектной деятельности и литературы по проблеме.
  • Определение возможных направлений исследовательской деятельности в сельской местности.

II. Практический этап

  • Разработка исследовательских проектов и их апробирование в рамках региональных курсов «Экология растений»(6 кл.), «Экология животных»(7 кл.), элективного курса «Экология .Тамбовская область»(9 кл.) на базе Жидиловской средней школы.

III. Реализация проекта

  • Участие в научно-практических конференциях разных уровней .
  • Создание школьного научного общества учащихся.

Метод проектов может эффективно использоваться для формирования экологической культуры школьников, т.к. стимулирует интерес учащихся к экологическим проблемам, направляет их деятельность на реальный результат. Полат Е.С.так определяет основной тезис современного понимания метода проектов : «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить.»В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, ученик из стороннего слушателя преобразуется в активного участника. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Среди многообразия существующих видов проектов ( информационные, исследовательские, продуктивные, драматизационные, практико-ориентированные и др.) в экологическом воспитании наиболее часто используются исследовательские проекты, в основе которых лежат мониторинговые наблюдения состояния элементов окружающей среды.

Использование проектной деятельности в сельской школе имеет свои особенности. Расположение школы в относительной близости к природным комплексам расширяет возможности поиска объекта исследований. Однако неполная укомплектованность классов может ограничить количество исследований внутри проекта, что может нарушить его целостность. Выходом может послужить создание комплексного многоуровневого проекта, каждая составная часть которого может быть представлена как самостоятельное исследование. В нем могут быть задействованы учащиеся разных классов. Существование такого проекта может охватить длительный период времени, пополняясь новыми исследованиями и данными, рассматривая явления в динамике. Плохая материальная база сельских школ может ограничить выбор более простыми, визуальными методиками.

Можно выделить следующие направления исследований, используемых в сельской школе:

  • Изучение видового состава и структуры биогеоценозов, составление сравнительных характеристик различных экологических сообществ.
  • Анализ экологического состояния природных объектов, оценка рекреационной нагрузки.
  • Исследование сукцессионных изменений (зарастающие водоемы, заброшенные сельскохозяйственные земли и т.д.)
  • Создание карты почв села по результатам изучения химического и механического состава почв приусадебных участков.
  • Составление прогноза развития села на основе анализа демографических показателей.
  • Оценка влияния деятельности сельскохозяйственных предприятий на состояние окружающей среды.
  • Мониторинг школьного здания и пришкольных территорий.

Для создания системы исследовательской работы школьников необходимы следующие этапы:

  • диагностический - выявление уровня исследовательских умений;
  • обучающий - организация выполнения системы задач и заданий, содержащей элементы исследования в учебном процессе и внеурочное время.
  • установочный - организация выполнения системы задач и заданий, содержащей элементы исследования в процессе выполнения самостоятельной творческой, научно-исследовательской работы. Учащиеся начинают выбирать свои сферы исследования.
  • закрепляющий - создание положительного отношения к овладению исследовательскими умениями через учебный процесс, участие на уровне класса, образовательного учреждения, в конференциях; конкурсах творческих работ.

Методика организации ученического проекта:

  • Мотивационный этап.
  • Мозговой штурм.
  • Формирование групп учащихся для выполнения проекта.
  • Выбор творческого названия проекта.
  • Обсуждение плана работы учащихся.
  • Обсуждение источников информаци.
  • Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе.
  • Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
  • Подготовка школьниками презентаций по проделанной работе.
  • Защита полученных результатов.

Методы и формы работы:

  1. экскурсии.
  2. мониторинговое исследования.
  3. биоиндикация.
  4. наблюдение.
  5. сравнение.
  6. анализ статистических данных.
  7. математическое моделирование.
  8. природоохранная деятельность.

Наиболее удобная форма организации экологических проектов – мониторинговые исследования природной среды. Занятия с учениками в природных условиях дают незаменимую возможность преодолеть книжность школьного образования, связать теоретические знания с жизнью, привлечь ребят к активной заботе о состоянии природы

Оценка деятельности учащихся проводится в два этапа: итоговый контроль (осуществляется на заключительном уроке учителем и учащимися по выработанным критериям оценивания) и промежуточный (осуществляется учителем в ходе анкетирования, тестирования, дидактических карточек с целью выявления трудностей в работе над проектом, уровня усвоения теории, внесения корректив).

Критерии оценивания проектов:

  • Значимость, научность темы
  • Соответствие содержания работы ее теме
  • Обоснованность выбора методики эксперимента
  • Глубина исследования
  • Воспроизводимость, точность, методы обработки экспериментальных данных.
  • Эстетичность оформления презентации, буклета.
  • Навыки публичного представления работы

Эффективность данного проекта подтверждена констатирующим и формирующим экспериментами в ходе их установлено, что качество знаний в классе , где применялся метод, возрасло на 20% . Анализ анкетирования, проведенного до и после проекта показал, что уровень познавательного интереса к предмету возрос на 22%.. все респонденты отметили практическую значимость знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе проекта.

Таким образом, можно сделать вывод о большом потенциале использования проектной деятельности в экологическом образовании:

  • Направленность проекта на конечный результат делает процесс получения экологических знаний целенаправленным.
  • Использование компьютерных технологий повышает интерес учащихся к проблемам экологического характера.
  • В проекте осуществляется разнообразная самостоятельная деятельность школьников, которая формирует навыки самообразования, умения проводить экологические исследования, навыки слежения за состоянием окружающей среды.
  • Экологические проекты способствуют формированию ответственного отношения к природе и готовность к активным действиям по ее охране.
  • Использование экологических проектов в сельской школе имеет больше возможностей для реализации.
  • Экологические проекты могут быть использованы как на факультативах и кружках по экологии, так и на уроках биологии, географии, химии.

Информационные источники:

  • Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие.- 4-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004. -368 с.
  • Исследовательская деятельность в учебном процессе. Громова Татьяна, методист Центра информационных технологий и телекоммуникации при Комитете по образованию Санкт-Петербурга
  • Комплексные методики активного обучения учащихся и педагогов в области экологического образования. Выпуск 12. С-П.; 1993.
  • Туркинен Н. В. Использование проектной технологии в экологических исследованиях школьников. / Проблемы экологического образования и воспитания в системе Наукограда: материалы международной научно-практической конференции/ под ред. В.Н.Яценко.- Мичуринск: МГПИ, 2005.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
  • Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.
  • Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
  • Попова Т. А. Школьный экологический мониторинг. Методическое пособие для учителей. -М.: Сфера, 2004. - 45 с.
  • Русских Г.А. Технология проектного обучения. Биология в школе.-№3,2003.
Туркинен Надежда Викторовна01.06.2015 10190 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar