РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья "Развитие активности учащихся на уроках музыки".

Статья "Развитие активности учащихся на уроках музыки".

Автор: Аланина Вера Ивановна

Уроки музыки - область искусства, которая предполагает синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Разные формы активной деятельности учащихся не только способствуют более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей, но и являются важным средством развития способности образного видения мира, формирования основ отношения к искусству.

В методической разработке показана связь процесса активизации деятельности учащихся на уроках музыки с развитием их творческих возможностей. Именно творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию - все те качества, которые необходимы ребёнку для статуса активной личности в современном обществе.

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования важным моментом воспитания является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал как в собственных интересах, так и в интересах общества.

Принадлежность к обществу и личная активность, деятельность – непременные условия и важнейшие характеристики человеческой личности. Главным, определяющим является позиция личности, её устремлённость, мотивы, во имя чего она живёт и трудится.
Развитие под действием воспитательных воздействий принято называть «формированием личности» (этот термин впервые введён в педагогическую практику А.С.Макаренко). Можно выделить три основных вида формирования личности: стихийное, целенаправленное и самоформирование.

Если вначале ребёнок способен лишь к выполнению указаний взрослого, может достигать целей близких и несложных, то по мере развития он приобретает способность ставить задачи и добиваться их решения независимо от степени их трудности, преодолевая разные препятствия.

Источники развития всех качеств личности, в том числе её активности, находятся в обществе. Но при этом человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отражает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Способность к саморазвитию есть цель современных методов и приёмов преподавания и воспитания учащихся в новой образовательной системе.

Чем шире интересы и потребности человека, тем более развит человек. Особую роль в этом процессе играет проблема формирования познавательного интереса учащихся, что является основой их познавательной активности и активной жизненной позиции. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.

Развитие личности ребёнка происходит в многообразной полезной деятельности. Активно действуя, сознательно овладевая наукой, участвуя в художественном творчестве, учащиеся совершенствуют и собственную природу, растут духовно и физически, обретают нравственную красоту. В эстетической деятельности обмен впечатлениями развивает эстетические чувства, помогает школьникам оценивать произведения искусства.

Личная деятельность учащихся, искусно направляемая педагогами, пробуждает их инициативу, побуждает к самообразованию. Жизненная позиция ребёнка формируется не сама по себе и не за счёт внешних воздействий, а лишь при условии собственной деятельности. Оценочные категории внешнего мира и себя лично формируются только в процессе общения с другими людьми и деятельности. Для того, чтобы понять истинную ценность труда, надо выполнить его самому или по меньшей мере соотнести с другим, хорошо известным по собственному опыту. Подростки часто склонны переоценивать свои достоинства. И лишь в деятельности – игровой, учебной, трудовой – в процессе многократных сравнений своих возможностей и успехов с возможностями и успехами других они познают истинную цену себе.

Только в деятельности формируются те нити связей личности с обществом, без которых её ценность как общественного существа ничтожна. В связи с этим один из выдающихся психологов С.Л.Рубинштейн писал: «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается».

Обучающие программы представляют практически безграничные возможности, как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

Творчество является не только уделом избранных гениев. Именно педагог своими знаниями и умениями способен показать ребенку на что он способен и кем он сможет стать в жизни. Эти задачи стоят перед каждым педагогом, в том числе и музыкальным педагогом. Творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации.

Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить.

Как бы ни велика была роль фантазии в творческом процессе, одной лишь фантазии недостаточно для создания законченного произведения. Творческий процесс может угаснуть, если не вооружать его необходимыми умениями, знаниями и навыками. Однако сами по себе профессиональные умения и навыки еще не предопределяют ценность результатов творческой деятельности. Суть творчества заключается не в накоплении знаний и мастерства, хотя это очень важно для творчества, а в умении человека, будь он ученый или художник, открывать новые идеи, новые пути развития мысли, делать оригинальные выводы.

Психологи давно заметили, что люди, обладающие творческим складом ума, в какой бы области они ни работали, имеют много общих черт.

Чертами творческой (креативной) личности, согласно американскому психологу К.Тэйлору, являются:

  • стремление всегда быть на передовых рубежах в своей области; независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой;
  • склонность к риску;
  • активность, любознательность, неутомимость в поисках; неудовлетворенность существующими традициями и методами; нестандартность мышления;
  • дар общения;
  • талант предвидения.

Творческие люди в своей деятельности не склонны опираться на авторитеты. Изучив в начале творческого пути все то, что сделано до них их предшественниками, они затем идут своим путем, не обращая особого внимания на критику в свой адрес. Так было со всеми композиторами-новаторами, проложившими новые пути в музыкальном мышлении - Бетховеном, Листом, Стравинским, Шёнбергом, Шостаковичем.

Чем более сложной оказывается среда, в которой человеку приходится действовать, тем чаще от него требуется проявление творческих способностей.

Стремление изменить ситуацию заставляет человека напрягать умственные усилия, направленные на улучшение положения. Отсюда и возникает творческий акт.

Проявление способностей человека выполнять какую-либо сложную деятельность зависит не только от его таланта, но и от освоения его учителями методов обучения, которые ведут к высоким достижениям. Конечно, все люди, дети разные. Но в каждом ребенке, в каждом человеке природа заложила свой дар. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Таким образом, приобретая и развивая учебные универсальные действия на уроках музыкального искусства, суворовцы проектируют себя в современном обществе как востребованных людей технически развитого социума, становятся полезными и творческими личностями, сознавая радость созидания и принося пользу государству во имя его прогресса и процветания.

АЛАНИНА ВЕРА ИВАНОВНА03.06.2015 5220 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar