РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесбережение в образовательном процессе

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Автор:
Латкина Н.А.
МОУ «Сторожевская СОШ» с Сторожевск

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Причем наблюдается тенденция ухудшение здоровья детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.

Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

  • отсутствие назидательности и авторитарности
  • воспитание, а не изучение культуры здоровья
  • элементы индивидуализации обучения
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  • интерес к учебе, желание идти в школу
  • наличие физкультминуток

Эти технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».

Здоровьесберегающие действия на уроке:

  1. Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, решение примеров и задач и пр. (норма: 4-7 видов)
  2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10мин.)
  3. Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7 -10мин.)
  4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и пр. (норма: не менее трех)
  5. Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10 -15мин.)
  6. Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: с/р, групповая и парная работа, ролевые игры и пр. ( норма: не менее 7 -10 мин.)
  7. Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 мин. Из 3- легких упражнений с 3-4 повторениями)

Психологический климат на уроке

  1. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент
  2. Стимуляция внутренней мотивации стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и пр.
  3. Взаимоотношения между учителем и учеником
  4. Взаимоотношения между учащимися
  5. Наличие эмоциональных разрядок

Физкультминутки и физкультпаузы

Это обязательная составная часть урока. Норма – на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3 -4 повторениями каждого. При этом важно наличие у школьников желания их выполнять.

Отдельно остановлюсь на физкультминутках. Так как это обязательная часть урока, то нельзя на каждом уроке использовать одни и те же упражнения. Тем более, что важно желание школьников их выполнять. Конечно, можно к каждому уроку придумывать новые упражнения, а потом их чередовать, но гораздо интереснее и полезнее с точки зрения изучения предмета ещё и выполнять некие простые умственные упражнения.

Приведу несколько примеров физкультминуток, которые можно использовать на уроках математики. Такие разминки помогают закрепить или повторить пройденное на уроках.

№1. При изучении тему «Определение угла».

  1. Показать руками острый угол
  2. Показать руками тупой угол
  3. Показать руками прямой угол
  4. Показать руками развернутый угол

№2. При изучении тем раздела «Геометрические фигуры»

Встаем!

  1. Сожмите кисть столько раз, сколько равна площадь прямоугольника со сторонами 3см, 2 см. Ответ: 6 раз.
  2. а=2см, в=1см Вращение туловищем столько раз, сколько равен периметр прямоугольника. Ответ: 6раз
  3. Присядьте столько раз, сколько будет равна площадь квадрата со стороной 3см. Ответ: 9

№3. При изучении свойств графиков функций

Встаем! Учитель показывает (на слайдах) виды функций

  1. Если изображена возрастающая функция, то учащиеся встают
  2. Если изображена убывающая функция, то учащиеся приседают

№4. При повторении темы «Обыкновенные дроби»

Учитель называет обыкновенные дроби

  1. Если дробь правильная, то учащиеся поднимают руки вверх
  2. Если дробь неправильная, то вытягивают руки вперед
  3. Если смешанное число, то руки в стороны.

№5. Можно использовать на любом уроке

Игра «верю – не верю». Учитель зачитывает утверждение (например: таблицу умножения) намеренно правильно или неправильно.

  1. Если утверждение верно, учащиеся встают
  2. Если утверждение не верно, учащиеся садятся.

Таких физминуток можно придумать огромное количество. Иногда можно провести урок так, что дети даже не заметят, что они делали разминку. Например, работа в сменных парах, но здесь надо контролировать, чтобы каждый ребенок имел возможность встать, поменять местоположение.

Также необходимо делать и гимнастику для глаз. Для этого больше подходит наглядность в виде презентаций с бегающими фигурами.

В наше время, когда активно внедряется федеральный государственный образовательный стандарт, приветствуется раскрепощенность детей на уроках. Но это не отменяет ровную спинку, хорошую осанку. Ребята не устают на уроках физически, если у них есть возможность размяться. Поэтому важность здоровьесберегающих технологий переоценить невозможно.

Латкина Надежда Анатольевна06.06.2015 6340 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar