РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательного интереса обучающихся при изучении физики

Развитие познавательного интереса обучающихся при изучении физики

Автор: Долгова Валентина Михайловна

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Его не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие». Именно нам, учителям физики, предстоит развить познавательный интерес у будущих «эйнштейнов», «кулибиных», «поповых», «курчатовых».

В условии современности, обусловленной ускоряющимися процессами научно-технической революции и глобализацией в мире, развитием информатизации, компьютеризации и телекоммуникаций, когда в обществе сформировалась острая потребность в творчески мыслящих личностях, способных не только овладеть современной техникой, но и создавать ещё более сложные её разновидности в будущем, развивать новую экономику, возникло противоречие между возможностями традиционных методов обучения, а соответственно и результатами подготовки выпускников, и современными требованиями к качеству этой подготовки со стороны общества.

Среди наших выпускников есть те, кому предстоит работать в области фундаментальной физики, развивать нанотехнологии. Поэтому свою основную задачу вижу в подготовке конкурентоспособного выпускника посредством раскрепощения его мышления, развитие компетентности при изучении физики. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у них интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности обучающихся на уроках и росту качества знаний.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт у обучающихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует творческие способности школьников, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Это основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определённые нравственные чувства и суждения обучающихся.

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал цель учебной деятельности, был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.

Познавательным интересом можно считать избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательные интересы к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическим и экспериментальным. Без интереса обучающихся к познанию методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желательного результата. Как писал В.А.Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для школьников в скучное и однообразное занятие. Как можно судить об уровне развития интересов учащихся на уроках?

Это могут быть следующие показатели интереса:

  • активное включение в учебную деятельность (сколько раз поднимал руку, отвечал, выступал на уроке по желанию, задавал вопросы учителю);
  • самостоятельность выводов и обобщений;
  • добровольное выступление с докладами;
  • участие по собственному желанию в анализе и дополнении ответов учащихся;
  • желание проникнуть в сущность явлений и законов, объяснить окружающие явления;
  • самостоятельное проведение экспериментов, работа с приборами в кабинете и дома;
  • поиск дополнительной информации, чтение научно-популярной литературы по предмету;
  • участие во внеклассной работе.

Формирование познавательного интереса является одним из методов стимулирования и мотивации учения (по Ю.К. Бабанскому). Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя моментами:

  • положительной эмоцией по отношению к деятельности; формирование познавательного интереса является одним из методов;
  • наличием познавательной стороны этой эмоции;
  • наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова).

Одним из приёмов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать приём создания на уроке ситуации занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов парадоксальных фактов. Это могут быть примеры типа «физика в быту», «физика в сказках» и др. При изучении темы «Распространение звука» спрашиваю: «Почему Дмитрий Донской прикладывал ухо к земле, пытаясь узнать, не скачет ли неприятельское войско?». Ученика всегда увлекает применение теоретических знаний, полученных на уроке, для объяснения хорошо известных ему явлений, даже таких простых, как растворение сахара в стакане чая, выбивание пыли из ковра и т.д. Особенно важно показать учащимся практическое использование того материала, который они усвоили на уроке. Примеры проявления физики в окружающем мире и в быту ученики могут отыскать сами, выполняя следующее задание (закрепление темы «Инерция»).
Задание. Сделать таблицу примеров проявления инерции.

Пример К какой области относится
1 Природа
2 Быт
3 Транспорт
4 Техника

В роли приёма, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналоги. Например, весьма положительный отклик вызывают у обучающихся аналоги в курсе физики, связанные с биологией; при изучении явления локации проводятся аналогии со способами ориентировки летучих мышей; при рассмотрении устройства и принципа работы рычага – со строением человеческого тела.

Эмоциональные переживания вызываются приёмом удивления – грандиозность цифр (количество молекул в веществе, расстояния в космическом пространстве), необычность приводимого факта (Что можно сказать о температуре в полном вакууме?). Солнце мы видим таким, каким оно было 8 минут назад, а звёзды – какими они были миллионы лет назад). Долг учителя научить ученика удивляться обычным (знакомым) явлениям.

Вызывает интерес у школьников использование на уроках сведений из истории физики. Обращение к истории науки покажет ученику, как труден и длителен путь учёного к истине, которая сегодня формулируется в виде короткого уравнения или закона. К числу необходимых учащимся сведений относятся биографии великих учёных и история значительных научных открытий.

Необходимо приобщать учеников к современным научным достижениям, показывать границы применимости понятий, законов, теорий классической физики, а также показывать противоречия между её понятиями и законами и новыми фактами, разрешение которых даётся современной наукой.

С целью формирования у школьников понимания языка физической науки, выяснения его специфики, развития речи учащихся полезно применить на уроке сравнение научного и художественного видения окружающего мира. Такое сравнение рождает мысль о взаимном обогащении науки и искусства, учит внимательно относиться к словам, вчитываться в формулировки законов, правил; способствует развитию речи, пробуждая стремление выразить изучаемый материал своими словами. Выделить основные черты языка физики помогает сравнение описаний одного и того же явления учёными и поэтами или писателями.

Современная школа уже не представляется без использования компьютера. Компьютер, как техническое средство, может использоваться не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, всеми возрастными группами.

На уроке возможно использование различных обучающих компьютерных программ:

  • иллюстрирующие;
  • консультирующие;
  • программы-тренажёры
  • программы обучающего контроля
  • операционные среды
  • графические программы.

С помощью различных компьютерных программ, тестов ведётся контроль знаний, некоторые лабораторные работы ,из-за отсутствия необходимого оборудования, выполняем в виртуальной лаборатории. Всё больше на уроках для получения новой информации используется международная информационная сеть - Интернет. Примером использования на уроке сети Интернет может являться следующее задание.

Задание. Заполнить таблицу. Источник информации – сеть Интернет.
Они создали науку об электричестве.
Учёные Вклад в науку об электричестве
Ш. Дюфе
Б. Франклин
А.Гальвано
А.Вольта
Ш.Кулон
А.Ампер
Г.Ом
М.Фарадей
Г.Кирхгоф

Особенностями внеурочной работы по физике, повышающими её эффективность, являются возможность большей, чем на уроке, индивидуализации работы с учащимися, предоставление каждому школьнику возможности выбора занятий по его интересам. Большое значение имеет и тот факт, что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких-то заданных результатов и при правильном подходе руководителя она обязательно является успешной для учащегося. Перед учителем стоит задача привлечения к внеурочной работе каждого учащегося, проявляющего интерес к физике.

Стало традицией проведение предметных недель. Мероприятия, проводимые в дни недели физики должны пропагандируют физические знания среди обучающихся, выявляют наиболее способных. Среди них, конкурсы: «Сладкая физика», «Мистер Эрудит», «Экспериментальная физика», «Физическая спартакиада», на лучшую тетрадь по физике, КВН «И в шутку, и всерьёз», смотр знаний по физике, конференции, защиты проектов и др.

Различные приёмы для развития познавательной деятельности не только разнообразят урок, но и вызывают у обучающихся удовлетворение от самого процесса получения знаний. Основным активизирующим моментом следует считать положительный настрой на урок. Именно этот настрой может привести к развитию познавательных интересов обучающихся.

Результатами работы являются следующие показатели: учащиеся школы имеют по физике стопроцентную успеваемость, растёт качество знаний, отсутствуют пропуски уроков без уважительной причины. Ребята принимают участие в школьных, муниципальных, региональных предметных олимпиадах, всероссийских Интернет-олимпиадах. В школьной неделе физики приняло участие 100% ребят.

Важно то, что ученики талантливы и любознательны, и во многом именно от нас, педагогов, зависит, будет ли удовлетворена их природная тяга к знаниям, полюбят ли они физику и каким станет в их среде престиж образования.

Долгова Валентина Михайловна06.06.2015 12500 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar