РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование проблемного обучения на уроках обществознания

Автор: Таможников Александр Николаевич

Одной из центральных задач российского образования является модернизация его, чему способствует внедрение в образовательный процесс новых технологий.

На современном этапе развития общества, необходимо формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.

Современная школа нацелена на подготовку выпускников, способных решать жизненные проблемы, с которыми им придётся столкнуться после окончания школы в современном мире. Эти проблемы им придётся решать самостоятельно. Чтобы повысить интерес к образованию, совершенно необходимо осуществить переход от традиционных методов обучения к инновационным. Образовательная система на уроке должна быть ориентирована не на передачу готовых знаний, а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Сегодня из инновационных методов обучения особую актуальность приобретают методы проблемного обучения.

Результаты исследований свидетельствуют, что традиционная модель образовательного процесса в школах, основанная на объяснительно-иллюстративном подходе к обучению, не обеспечивает формирование, способной к творческому саморазвитию и творческой самореализации. Школьники часто оказываются неспособными творчески решать новые задачи, которые ставит перед ними наше общество.

Чтобы человек проявил познавательную активность, необходимо освободить от принуждения извне и поставить его в позицию субъекта деятельности во взаимодействии со значимым для него внешним миром.

Наиболее благоприятные условия для реализации данного положения создаются при проблемном обучении, в рамках которого не стихийно, а систематически и направленно функционируют элементы, обеспечивающие развитие познавательной деятельности обучаемых и формирование их личности. Проблемные методы обучения способствуют развитию мышления, способностей и творческих умений учащихся. Полученные знания, умения в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем более прочны, чем при традиционном обучении. При использовании проблемных методов обучения воспитывается активная творческая личность учащегося, умеющая видеть, ставить и решать нестандартные проблемы. Применение проблемного обучения повышает эффективность урока, вносит существенные изменения в качество усвоения знаний.

Очевидно, что использование проблемной технологии на уроках актуально в современной системе образования, так как одна из задач современного воспитательно-образовательного процесса является формирование творческой, всесторонне развитой личности. Которая способна адаптироваться к современным условиям жизни в современном обществе.

Применение проблем - это уже развитие, движение в перед. Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведёт и к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не только воспитывает, не только даёт готовые знания, но и актуализирует, формирует в сознании ученика, внутреннее, порою не осознанное и не оформленное в позицию стремление к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создаёт условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач.

Мотивами проблемного обучения могут выступать: стремление к самореализации, чётко осознаваемое стремление к успеху и т.п.

Результатами проблемного обучения сегодня могут стать:

  • активизация развивающего потенциала обучения;
  • самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень;
  • понимание сути субъект-субъектных отношений;
  • включённость всех участников в активный процесс обучения, его практическая направленность.

Введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения учебно-познавательной деятельности учащихся.

Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную: находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать накапливаемые знания, к формированию навыковсамоанализа, саморазвития и самокоррекции. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед сложностями и незнакомыми ситуациями, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда готовой к поиску. Тем самым, вступая во взрослую в жизнь новый член общества будет более защищён от стрессов.

Проще говоря, суть рассматриваемого метода обучения заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам из найденных источников получил новую информацию и сумел её проанализировать, пропустить через сито своего уровня знаний. Другими словами, это – расширение и углубление информационной базы при помощи ранее усвоенных знаний и на этой основе новые горизонты применения обретённого познавательного багажа. Собственное осмысление прежних знаний не может дать никто и ничто извне: ни учитель, ни книга, ни интернет. Оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения. Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, с определения проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель даёт задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Подлинная активизация учащихся, характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путём решения проблемы. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной задачи или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение. Основное различие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

В основе процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип самостоятельного (с точки зрения ученика) открытия выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, создаёт необходимые условия для осмысления содержания наиболее сложных понятий и материалов, стимулирует формирование проблемных ситуаций, помогает осмыслить суть проблемного вопроса, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определённые понятия, законы.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний на новый информационный уровень, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Общие функции проблемного обучения:

  • усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
  • развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
  • формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).

Проблемные уроки снова актуальны. В свое время о них много говорили и писали, вопросы проблемного урока были включены в планы научных исследований, методической работы. Но для практиков – школьных учителей сегодня этот вопрос, по-прежнему, является одним, из наиболее сложных. О необходимости проблемного обучения много пишут, значительно реже применяют. И не только потому, что оно не стало надёжным инструментом деятельности учителя. Проблема в том, что проблемное обучение не стало частью педагогической практики учителя.

Однако проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько допускает учебный материал.

Литература

  1. Артемьева Г.В. Проблемное обучение в курсе обществознания. – М. 1973.
  2. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. – Казань, 1994.
  3. Гончарова А.И. Диспут на уроке истории.// Преподавание истории в школе.1998. №5.
  4. Давыдова В.В. Педагогическая психология. – М: Педагогика,1991.
  5. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории. // Преподавание истории в школе.1999. №8.
  6. Казарина Т.Э. Интегрированный урок .// География в школе. 1994. №3
  7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига, НЦП «Эксперимент». 1995.
  8. Кульневич С.В. Современный урок. – М., Учитель. 2006.
  9. Мачехина О.Н. Оценочная дискуссия на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания. 2001. №1.
  10. Лакоценина Т.П. Современный урок. – М., Учитель. 2007.
  11. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе Методическое пособие по спецкурсу. – Л.,1973.
  12. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М., Педагогика, 1977.
  13. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., Педагогика. 1972.
  14. Муравьева Е.М. Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности. // Завуч. 1998. №4.
  15. Полякова О.Б. Учебная дискуссия на уроках истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №10.
  16. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., Педагогика. 1980.
  17. Таможников А.Н. Методика преподавания обществознания в школе. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://tamozhnickow-al.narod.ru/metodic1.htm
  18. Шаталов М.А. О способах решения учебных проблем. // Химия в школе. 2002. №8.
  19. Хоритонова Л.А. Проблемные ситуации на уроках природоведения. // Начальная школа.1998. №5.
Всего комментариев: 1
avatar
1 grafina • 15:17, 13.02.2016

"Результаты исследований свидетельствуют, что традиционная модель образовательного процесса в школах, основанная на
объяснительно-иллюстративном подходе к обучению, не обеспечивает
формирование, способной к творческому саморазвитию и творческой
самореализации....."
 А позвольте Вас спросить:" Кто и когда проводил эти исследования, и где поподробнее узнать об их результатах?"
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены