РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Использование технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования УУД обучающихся»

«Использование технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования УУД обучающихся»

В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить,
чем сообщить ему те или иные знания.
Л.С. Выготский

Современная география – динамичная, быстро развивающаяся наука. Знания, полученные ранее, дополняются новыми, а иногда и полностью вытесняются, заменяются.

Перед учеником в данной ситуации стоит сложная задача – оказаться готовым к восприятию поступающей информации и ее осмыслению, научиться самому выделять «узкие места» и выстраивать возможную стратегию их преодоления.

В результате поиска эффективной педагогической технологии, которая могла бы помочь в развитии творческой личности учащихся, мною была выбрана технология развития критического мышления и определена тема опыта: «Использование технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования УУД обучающихся».

Цель выступления: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках географии.

Задачи: 

  1. Раскрыть сущность технологии развития критического мышления. 
  2. Проиллюстрировать на примере конкретных уроков возможность использования технологии развития критического мышления для работы с текстом. 

Условия возникновения и становления опыта

Причиной обращения к проблеме развития творческой личности является понижение творческой активности учеников, снижение интереса школьников к изучению географии, поверхностное чтение и изучение текста учебника и дополнительной литературы, нежелание самостоятельно писать доклады, рефераты, выполнять любые другие творческие работы.

Актуальность и перспективность опыта

Использование технологии развития критического мышления позволяет формировать коммуникативные способности учащихся, умения самостоятельно работать и принимать ответственные решения, формировать навыки критического мышления, конструктивно подходить к решению задач и умения привлекать необходимую информацию для достижения поставленных целей, что соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом — 3 года.

  • 1 этап (2013-2014 г.) – возникновение идеи опыта, определение цели, постановка задач; знакомство с технологией развития критического мышления.
  • 2 этап (2014-2015 гг.) – активное внедрение методов развития критического мышления в образовательный процесс; разработка и внедрение системы уроков и внеурочных занятий по географии с использованием методов критического мышления; определение методов и критериев оценки творческой активности учащихся;
  • 3 этап (2015-2016 гг.) – систематизация и оформление результатов динамики развития творческой активности учащихся, которая отражает результативность опыта работы.

Диапазон опыта

Область применения опыта – уроки географии, внеклассные мероприятия. Вся работа по теме опыта была направлена на развитие творческой личности школьника через использование методов критического мышления.

Теоретическое обоснование

Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. С 1997 года технология развития критического мышления получила распространение в России. В основу ее положены идеи и положения  Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка.

По представлению американских авторов, думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных способностей учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Задача научить учащихся:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки в рассуждениях, делать выводы;

Условия формирования опыта.

Использование технологии РКМ предполагает создание атмосферы сотрудничества в системе «Учитель- ученик- класс». Дает возможность ставить четкие воспитательные и образовательные задачи и оценивать эффективность работы по различным категориям.

Что дает использование технологии РКМ мне (учителю)? Знакомство с технологией РКМ, включающей эффективные приемы и формы работы. Дает возможность создания ситуации, когда интересно учить и интересно учиться.

Что дает использование технологии РКМ моим ученикам? Развивает навыки работы с текстом, развивает творческие и аналитические способности.

Теоретическая база опыта: использование приемов технологии РКМ, основанной на философско-социальной концепции «отрытого общества», традициях «конструктивного» подхода в психологии; педагогических аспектах активизации познавательной деятельности учащихся.

Новизна: 

Базовая модель трех стадий «вызов- осмысление-рефлексия», позволяющая учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.

Продуктивность опыта:

Учащиеся учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Трудоемкость опыта: в вовлечении всех учащихся и их родителей в совместный труд учения.

Возможность внедрения: опыт может быть использован каждым учителем в процессе преподавания практически всех предметов: истории, географии, МХК, русского языка, литературы и предметов в начальной школе.

Условия эффективности опыта

Учитель должен:

  • быть открытым для инновационных идей;
  • иметь организаторские способности;
  • знать основы современных образовательных технологий;
  • творчески подходить к подбору материала для содержания уроков;
  • разрабатывать и применять ситуативные задачи.

А если отвлечься от теории, учитель должен помнить следующие правила:

  • Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
  • Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.
  • Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!
  • Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
  • Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.
  • Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
  • Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!
  • Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
  • На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
  • Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
  • Больше всего дети утомляются в бездействии.

Оптимальность и эффективность опыта.

Для активизации мыслительной деятельности я постоянно включаю в свои уроки проблемные вопросы и задачи, использую межпредметные связи, различные приемы, позволяющие обеспечить связь изучаемого материала с современностью. Стараюсь привлечь ребят к анализу явлений, самостоятельному поиску объяснений тех или иных процессов и событий, привить вкус к рассуждениям.

Для развития критического мышления на своих уроках я использую различные стратегии и приемы:

  • синквейн
  • кластер
  • пятиминутное эссе
  • инсерт
  • «тонкие и толстые вопросы»
  •  прием  ЗХУ
  • ролевую игру
  • мозговой штурм
  • прогнозирование

Применение данных стратегий и приемов оправдано, так как учащиеся работают с ними систематически.

Как правило, на таких уроках присутствует разнообразие методов и приемов работы, очень большое внимание уделяется самостоятельной работе, учащиеся выполняют работу в группах (парах, индивидуально). Часто проведение уроков основано на диалоге, в центре которого поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. При этом всегда учитываю возрастные и психологические особенности учеников, их работоспособность, интересы.

Технология критического мышления применима к новым ФГОС. Ведь стандарты нового поколения предполагают научить ребенка учиться,  самому добывать знания и применять их в будущей жизни.

Особенности организации

Технология РКМ надпредметная, применима к любым программам и предмету. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия - «вызов».

Задача первой фазы урока (вызов) - не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Вторая стадия «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная на осмысление.

Третья стадия «рефлексия» - размышления. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлении с учетом вновь приобретенных знаний.

На заключительной фазе урока, названой рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Учащиеся составляют синквейны, кластеры, пишут мини- сочинения.

Начинала я работу с использования приема «синквейн». Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса.

Синквейн.

Приём, позволяющий развивать способность излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое обозначает пять строк

  1. существительное
  2. Два прилагательных
  3. Три глагола или деепричастия
  4. Фраза из четырех слов.
  5. Синоним существительного.

Разбивка на кластеры.

Кластеры- это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями.

Это приём, который помогает моим учащимся, открыто думать по поводу какой- либо темы, стимулирует их размышления о связях между идеями.

Учащимся предлагаю записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом.

Толстые и тонкие вопросы

Использование стратегии «толстых» и «тонких» вопросов позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учащегося (побуждает самих задавать вопросы и активизировать к поиску ответа).

Инсерт

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Чтобы способствовать постепенному продвижению учащихся от  знания «старого» к «новому», можно использовать прием «инсерт»: маркировка текста по мере его чтения или прослеживания специальными знаками, например, (+) – знал, знакомо; (-) – не знаю; (?)- удивлен; (!) – интересно. Использование данного приема позволяет осознанному чтению. А «условные значки» помогают читать более внимательно, способствуют запоминанию материала. Как уже было сказано, ТРКМ соответствует требованиям 

ФГОС второго поколения, так как формирует все основные виды  универсальных учебных действий: личностные,  регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Данная технология позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создает условия для обучения каждого учащегося в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных умений и навыков, успешности и признания учащихся. Данная технология позволяет взглянуть на самого себя "изнутри" и "извне", сравнить себя с другими учащимися, оценить себя, выработать силу воли, так как, иногда действуя вопрекисвоим желаниям и интересам, ученик учится управлять собой, своими мыслями и разумно пользоваться речью; удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  • Развитие умения анализировать полученную информацию.

Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе. Он доступен по форме и средствам воплощения. Надеюсь, мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности. 

Список литературы

  1. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005;
  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002;
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003;
  4. Заир-Бек С.И.Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы //Директор школы. 2005. № 4;
  5. КлустерД. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005.     
Загария Ирина Владимировна14.06.2015 19930 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar