РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация и функционирование образовательного пространства для духовно-нравственного развития обучающихся начальной школы

Организация и функционирование образовательного пространства для духовно-нравственного развития обучающихся начальной школы

Что же такое «образовательное пространство»? В научной среде существует несколько толкований данного понятия, но все они созвучны в одном: это условия, тесно связанные между собой и направленные на развитие и образование человека.

В настоящее время стало очевидным, что эффективность современного образования и создание условий для духовно-нравственного воспитания зависит от организации пространства, в котором осуществляется педагогический процесс.

Для построения образовательного пространства, опираясь на базовые национальные ценности, я выстроила модель. В рамках каждого блока реализуется определенное направление духовного - нравственного развития и воспитания личности, решаются локальные конкретные педагогические задачи.

В качестве примера хочу предложить выстроенную мной систему работы с обучающимися, посвященной значимым историческим событиям Великой Отечественной войны.

В СМИ города стартовала Акция «Письма с фронта». Чтобы стать участниками данной акции, мне необходимо было вовлечь обучающихся в поисковую деятельность, в историческую среду событий войны.

На уроках литературы, окружающего мира дети делились найденной информацией в соответствии с темами, которые я предлагала: «Мои родственники – участники событий войны», «Герои Отечества», «Дети в годы войны», «Вклад нашего города в победу над врагом» и др. Для систематизации полученной информации в рамках классных часов мы выстроили картину военных исторических событий.

Открытием в ходе этой работы стали сохраненные военные письма двоюродного прапрадедушки Гоголенко Анастасии – Иване Николаевиче Алексееве. Читая письма, дети узнали, что он был летчиком-истребителем. Строки его письма потрясли ребят. Он писал не только о себе, а о родителях и младшей сестре, которая тоже воевала под Ленинградом. « Главное - девка не хнычет, а мужественно переживает все тяготы военной обстановки».

Этот факт сподвиг детей к сбору информации о своих семьях. Им очень хотелось найти факты участия в этих событиях и своих родственников. В свою деятельность вовлекли родителей, нашли старые фотографии, узнали много нового. Это один из слайдов презентации моей ученицы о своем прадедушке.
Следующий этап нашей работы - съемка на местном канале «Век телевидения» 30 марта.

Проектная деятельность также помогала решению педагогических задач по духовно-нравственному развитию. У меня родилась идея совместного проекта всех четвертых классов «Подарок для ветеранов».

Соцопрос, проведенный в рамках информационного этапа, показал, что не все дети понимали значимость празднования дня победы как государственного праздника всей страны, чествующего в этот день всех тех, кто внес вклад в Победу над врагом. Для многих праздник ассоциировался с загородной поездкой, с шашлыками на природе.

Чтобы исправить это представление детей, я организовала живое общение с очевидцами тех страшных событий. Ну а целью детского проекта стала встреча с ветеранами Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г., оказание посильной помощи и поздравление их с 70–летием Великой победы.
Дети собрали информацию о ветеранах войны, проживающих в городе Березовский в районе нашей школы, провели анализ исследования, сделали памятные подарки для ветеранов.

Календари, сделанные руками детей, представляют собой брошюру, содержащую важные даты, хронику военных лет, тексты воспоминаний ветеранов, стихов и песен о войне.

Дети узнали о том, что сейчас ветераны больше всего нуждаются в общении, внимании со стороны окружающих. Для участников ВО войны очень важно передать молодому поколению то, что они знают о войне: боль утрат и переживания за близких, страх и гнев, мужество и самоотверженность.
Значимым событием для меня и моих учеников стало участие во Всероссийской олимпиаде «Наше наследие», которое позволило подвести итог всей нашей предшествующей деятельности и наметить перспективы.

Ежегодный конкурс «Алло, мы ищем таланты!» казалось бы, не совсем в рамках нашей темы. Однако родители, являясь нашими союзниками во всех делах, предложили военную тематику. Мы услышали исполненную на аккордеоне песню «Бьется в тесной печурке огонь», звучали стихи о войне и Родине, присоединились и родители. Атмосфера была теплая, трогательная, не хотелось расходиться по домам.

Класс присоединился к городской акции «Помню, горжусь!» и участвует в школьной акции 70 добрых дел 70-летию Победы!

В своем выступлении я раскрыла незначительную часть своей педагогической деятельности, направленной на духовно - нравственное развития и воспитания личности. Выстроенная мной модель образовательного пространства создает необходимые условия для формирования базовых национальных ценностей.

Хочу закончить свое выступление цитатой из Концепции: «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России».

Сысолятина Людмила Николаевна26.06.2015 5590 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar