РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация совместной деятельности учителя и ученика

Организация совместной деятельности учителя и ученика

Автор: Ошкина Людмила Борисовна

Недавно в одном из педагогических журналов я обнаружила результат анкетирования школьников, обучающихся в 80 разных субъектах Российской Федерации и как оказалось, ребята больше всего не любят физику. Но как же так! Такой исход событий не смог спокойно уложиться в моей голове. Разве физика может быть неинтересной?

Давайте глубже разберемся в этом вопросе, а самое главное - в его решении. Бесспорно, главная цель учителя – подготовить креативную личность, способную ориентироваться в современном мире. Всё это невозможно без исследовательских умений, а физика является самым «живым» примером, демонстрирующим связь науки и жизни.

Исследовательский подход - что же это такое? Во-первых, это особая организация учебного процесса, обязательно включающая в себя поисковую ситуацию. В свою очередь в это же время у школьников обязательно нужно разбудить познавательные потребности и интересы, привить самостоятельность. И вот когда мы получим все нужные факторы, откроем в ребенке живой интерес к науке, тогда мы и сможем увидеть детский восторг и радость от изучения не без основания сложного, но столь захватывающего предмета.

В последнее время многие возлагают на метод проектов большие надежды, он становится не только популярным, но и «модным». А это уже вселяет своеобразные опасения, так как там, где появляется веяние моды, происходит отключение разума. Было совершено много проб и ошибок, но сейчас я со сто процентной уверенностью могу сказать, что применять этот метод можно и нужно, но соблюдая определенные правила: важно понимать, кто и какую роль будет нести в работе, какой результат вы хотите получить.

Но какие бы Вы виды не имели на новые методы, самое главное, о чем не стоит забывать - успеваемость ребенка в школе зависит также и от того, как его родители относятся к учебе в целом.

Как правило, если ученик запускает предмет, догнать пропущенный материал самостоятельно очень сложно, поскольку дальнейшее обучение основывается на ранее освоенном.

Для того чтобы избежать аналогичных досадных обстоятельств, не только педагогу следует усиленно работать с ребенком, но и родителям нужно, как бы это банально не прозвучало, прежде всего понимать, «ощущать» своего ребёнка: рождение, первые шаги, сказанное первый раз «мама». А вот вспомнить первую «пятёрку» своего сына или дочери уже является большой проблемой для многих пап и мам.

Давайте вспомним одну притчу: «Гончар сидел на табуретке и грустно глядел на осколки любимой кружки. «Как жаль, что кружки разбиваются?» вздохнув, гончар начал собирать осколки. затем он присел и задумался. Говорят, что кружки, подобно, как и любая посуда, разбивается к счастью. Однако счастья гончар не чувствовал. Спустя несколько дней он нечаянно уснул и во сне увидел, как исправить данную несправедливость с разбитой посудой. Проснувшись, он сразу забрался на чердак, гремел там различным старинным хламом, чихая от пыли. А затем спустился, в руках у него была старая, резная шкатулка, с детскими «сокровищами». Он заботливо разобрал находящиеся в ней вещи, отыскал немало занятного, вспомнил детство. После этого развернул свой гончарный круг, взял глину и принялся лепить. И в каждый кувшин, чашку, вазу или горшочек он усердно прятал какое-нибудь из детских сокровищ: монетку с дырочкой, разноцветный камешек, стеклянную бусинку или обкатанное морем стеклышко, перламутровую ракушку... Люди в его городе действительно перестали огорчаться, расколов глиняную посуду. Поскольку среди осколков все время оказывалось что-нибудь любопытное. А гончар всё лепил свои кувшины и чашки, запекая в них не только камешки, бусинки, но и летние грибные дожди, добрые сновидения, случайные удачи, запах свежескошенной травы, благоухание цветов…. Говорят, в особо приглянувшийся ему кувшин он запек даже упавшую с небосклона звездочку». Так что, если у вас разобьется любимая кружка, посмотрите внимательно возможно в осколках вы найдется что-то важное. Не случайно в народе говорят, что посуда бьется к счастью.

Гончар сделал диковинку? Конечно же да! Он возвратил людям веру в то, что безнадежных обстоятельств не бывает.

Порой родители в воспитании своих детей заходят в тупик, им кажется будто дети не оправдывают их ожидания… Для того чтобы возобновить потерянное согласие в доме, нужно родителям вновь почувствовать себя детьми, необходимо найти с ними одно совместное дело, но не выполнять, не делать всё за них, а помогать направлять постепенно, отдавая главную роль-руководителя детям.

Но сразу возникает много вопросов: «А что же делать?», «С чего начать?», «Не рано ли заниматься наукой?».

Но какое же удивление вызывает у многих тот факт о том, что свою первую научную работу Максвелл выполнил в возрасте 14 лет, придумав оригинальный способ вычерчивания овальных фигур. Краткое изложение этой работы было опубликовано в 1846 году в «Трудах Эдинбургского королевского общества». Однако в полном объёме работу юного автора зачитал на одном из заседаний этого почтенного общества профессор Форбс, поскольку считалось, что подростку выступать перед учёными мужами неприлично.

Еще одним примером, показывающем простоту и общедоступность физики, может послужить Леонардо да Винчи, одарённый художник и музыкант, который к тому же был одержимым естествоиспытанием — анатомией, геологией, ботаникой, зоологией. В его работах также много примеров, демонстрирующих роль методов исследования в изучении окружающего мира. В частности, для доказательства того, что муха производит жужжание крыльями, он предложил смазать их медом. Звук при этом становился ниже.

В этом учебном году вместе с учащимися 8 «Б» класса и их родителями мы провели колоссальную работу, выполнили исследовательский интернет – проект, посвященный ученым физикам и их величайшим достижениям. В результате мы получили большой информационный блок, разместили его на сайте и теперь каждый желающий может ознакомиться с результатами наших трудов. Актуальность и практическая значимость данной работы подтверждаются большим количеством посещений не только со всех уголков нашей страны, но даже из соседних стран СНГ.

В своей работе я уже многие годы следую главному принципу – не превращаю курс физики в запоминание формул и механическое решение задач, а пытаюсь донести до ребят все поражающие воображение и заставляющие задуматься аспекты.

Все дети мечтают стать волшебниками, а это же так просто! Конечно, гончарного круга нет под рукой, но есть большое желание и ФИЗИКА – предмет, представляющий неисчерпаемые возможности.

В 2014-2015 году Сергутина Алёна смогла стать лауреатом всероссийского конкурса «Шаги в науку», а Кулебякин Александр вышел на краевой уровень олимпиады «Созвездие». Участником всероссийского конкурса им. В.И. Вернадского стала Фролова Юлия.

На уровне школы и района было разработано 8 научно-исследовательских проектов, которые получили положительные оценки коллег.
Несмотря на то, что педагоги сейчас и пребывают «между молотом и наковальней», разработан государственный стандарт, успешное освоение которого обязательно для всех школьников, существует ЕГЭ, к которому тоже нужно готовить, есть и олимпиады. При этом на физику отведено два часа в неделю… Но я абсолютно уверенна, что небезучастный, мыслящий учитель сможет найти выход из любой ситуации. Надо верить в себя, в свое дело, в своих учеников и тогда мы не услышим от ребят, что физика неинтересна и нелюбима!

Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
  2. Журнал «Физика в школе» №6, 2010 год
  3. Журнал «Физика для школьников» №2, 2009 год
Ошкина Людмила Борисовна20.07.2015 5900 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar