РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Возможности применения ИКТ на уроках математики

Возможности применения ИКТ на уроках математики

Амахина Анна Владимировна,
МБОУ «ВСШ № 2»
Вельского района Архангельской области

В современном обществе одно из требований к выпускникам школ и ВУЗов - это умение грамотно и эффективно использовать большой объём мировых информационных ресурсов. Поэтому внедрение новых компьютерных технологий в процесс обучения и воспитания становится необходимым.

Информационно-коммуникативные технологии – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для поиска, хранения, обработки и передачи информации, с помощью компьютера.

Сферы использования ИКТ в школе можно разделить на три группы: учебное пространство, внеклассная работа, внешкольная деятельность учащихся. Средства компьютерных технологий позволяют всем участникам образовательного процесса применять разного рода программы (обучающие, учебно-игровые, развивающие, тренажёры и др.), электронные пособия по предметам, Интернет – ресурсы в разных видах деятельности.

Взаимодействие всех сфер школьной жизни в использовании ИКТ расширяет информационное пространство, повышает мотивацию и познавательную активность, развивает самостоятельную работу, как учащихся, так и преподавателей за счет разнообразия форм работы.
Перед педагогами в современных условиях стоит важная задача, как эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии в рамках урока, при этом постараться сохранить здоровье учащихся и не ограничить общение между учителем и учеником. Для этого учителю необходимо продумывать организацию учебной деятельности на каждом этапе урока. Рациональное использование компьютера зависит не только от аппаратного и программного оснащения учебного класса, но и от мастерства педагога. В школах, где есть несколько компьютерных классов или необходимое количество переносных ноутбуков, появляется возможность работать с каждым учеником индивидуально и регулярно.

Компьютер можно использоваться на всех этапах, как при подготовке к уроку, так и в процессе обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и наглядным пособием, и тренажером, и средством диагностики и контроля.

На уроках объяснения нового материала эффективно использовать в виде компьютерных презентаций различные виды наглядности: декоративную, презентативную, организационную, объясняющую. Она может быть представлена в виде фотографий, схем, таблиц, которых нет в учебнике, видеофрагментов или анимации с дикторским текстом (пошаговое объяснение). При этом учитель подбирает разнообразные приёмы и формы организации процесса.

В учебниках по математике есть темы, теоретические вопросы которых подробно не рассматриваются. Так в курсе геометрии 10 класса (учебник Л.С.Атанасяна) недостаточно раскрыта тема «Задачи на построение сечений». Поэтому учащимся в изучении данного вопроса может помочь мультимедийное пособие «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 10 класс», разработанный в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. Воспользовавшись дополнительным теоретическим материалом, учащиеся могут посмотреть готовые анимации, где показано, как необходимо применять правила построения сечений у многогранников. Затем могут попробовать свои силы на тренажёре. Каждый ученик имеет возможность работать в своём темпе, если появляется необходимость, то изучение данной темы можно продолжить в домашних условиях. При этом они могут прервать демонстрируемый фрагмент, повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.

Для этапа закрепления материала учитель может отобрать разные виды тренажёров, как обучающего характера по уровню сложности, так и для проверки знаний. Учащиеся, работая индивидуально или фронтально, выясняют, как они усвоили новый материал и в случае необходимости педагог, контролируя данный процесс, производит корректировку в изучении какого либо понятия или свойства.

Для отработки умений и навыков можно использовать компьютерные лабораторные работы. Знание табличного процессора Microsoft Excel позволяют не только отрабатывать ЗУН по математическому материалу, но и производить разные виды анализа. Например, по теме «Степенная функция» учитель, используя межпредметные связи по математике, информатике и физике, даёт учащимся задание, построить график функции и по нему определить время падения тела, брошенного вертикально вверх с некоторой начальной скоростью и начальной координатой. Затем исследуется связь времени падения от физических величин, при этом рассматриваются изменения свойств степенной функции.

На этапах контроля ЗУН можно использовать компьютерное тестирование, но при этом важно отобрать материал с учётом учебной литературы, индивидуальных особенностей класса, уровня обученности. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получить объективную картину качества усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста он получает объективный результат с указанием ошибок.

Осваивая современные информационные технологии на уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать ПК в работе с математическим материалом. Они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ, что даёт возможность для учащихся развивать и проявлять свои творческие способности и во внеурочной деятельности через работу над творческими проектами по различным темам.

Использование ИКТ на уроках математики даёт возможность школьнику улучшить качество знаний по предмету, воспитывает его самостоятельность в познавательной деятельности, позволяет реализовывать новые творческие проекты, повышает кругозор участников образовательного процесса. При этом создаются условия для применения навыков работы в области компьютерных технологий. Процесс обучения становится более интересным, разнообразным, интенсивным.

Литература

  1. «Применение ИКТ в преподавании общеобразовательных предметов», составители Агапитова А.Г., Шарыгина Т.В., АО ИППК РО, 2006
  2. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2048/Itemid,88/
Амахина Анна Владимировна28.07.2015 9420 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar