РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Практическое применение методов и приёмов патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности

Практическое применение методов и приёмов патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности

Автор:
учитель истории и обществознания
МОУ ОШ №127 Гуторова О.В.

Урок мужества в 9 классе. Тема: « А я способен на подвиг?»

Цель: Смысловая и духовная сторона слова «подвиг»

Задачи:

  1. Выяснить значение и происхождение слова «подвиг».
  2. На примерах истории Отечества, проиллюстрировать понятия «ратный подвиг», «духовный подвиг».
  3. Найти ответ на вопрос: «Что такое истинный подвиг?»

Ход урока.

1. Организационный момент, настрой на урок, сообщение темы, цели и задач урока.
- Каких русских богатырей вы знаете?
- Чем они отличаются от героев Американских боевиков, культуристов?
Русские богатыри боролись со злом, отстаивали правду, справедливость, до последней капли крови защищали Русскую землю.
Они сражались со злом, и в этом состоял их подвиг. Именно о подвиге мы будем говорить сегодня на нашем уроке мужества.

2. Составление ассоциативного ряда к слову «подвиг»

Ученики записывают на доске слова.
Подвиг - герой, мужество, сильный, победа, медаль, отвага, память, патриот, героизм, отчаянный, несокрушимый, воинственный, солдат, воин.

3. Работа со словарями Ожёгова, Даля

- Как вы объясните значение слова «подвиг»?

Сообщения учащихся о слове «подвиг».

- Обратите внимание на характеристику «самоотверженный». Человек, совершающий подвиг, отвергает свои собственные интересы ради спасения жизни других.

- Приведите примеры самоотверженных поступков людей.

4. Сообщения учащихся о героических подвигах А. Матросова, М. Паникахи, В. Талалихина.

- По существу воины жертвуют своей жизнь, отдают её ради других людей.
- Можно ли сравнить эти подвиги с решением человека- самоубийцы? В чём коренное отличие?
- Каким словом можно назвать человека, который совершает подвиг? (героем, подвижником)
- Ради чего или кого герой, подвижник совершает свой подвиг?
- В Евангелии Иисус Христос говорит: «Нет большей той любви, как если кто положить душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 12,13)

5. Рассказ о герое России Юрии Курягине, выпускнике Екатеринбургского Суворовского Военного училища, погибшем в Чечне.

«…Когда погиб командир роты, Юрий, не растерявшись, принял командование на себя. Огнем из автомата уничтожил пулеметный расчет. Неоднократно раненый, офицер продолжал руководить боем. Во время очередной атаки лейтенант Курягин погиб от пули снайпера, исполнив свой долг до конца».
Последний бой Юрия повторить сможет не каждый. Раненый, он взял руководство боем на себя вместо того, чтобы укрыться, отлежаться.
- Что толкнуло Юрия броситься на помощь погибшему командиру вопреки страху собственной смерти?
ЛЮБОВЬ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, МУЖЕСТВО.

6. Инсценировка отрывка из книги о героях битвы на Куликовом поле
(музыки П.И. Чайковского «Октябрь»)

Иноки Пересвет и Ослябя, встав на колени, молились на пологом Донском берегу. Холодом,
сыростью тянуло от воды. Лежал на воде молочно-густой, осенний уже, туман.
- Чую я, брат, завтра головы сложить нам придется. Не ступим мы боле на тот берег Дона, -
молвил Ослябя, поднимаясь с колен.
Заключил его витязь Пересвет в свои богатырские объятия:
- Мужайся, брат. Тяжелый крест мы несем. На кресте вся земля Русская. Нельзя унывать.
- В Троице теперь служба. Свечи горят, хоры многогласые. Рождество Богородицы завтра, день-
то какой! - молвил Ослябя.
Кивнул Пересвет.
- Добрый это знак. Не оставит нас Пречистая Богородица, Заступница наша.
- Какие ещё характеристики слова «подвиг» мы добавим после увиденного отрывка из разговора двух братьев? (смирение, терпение, мужество)
- Где же русские воины черпали силу и мужество, терпение и смирение?

7. Сообщение о воинской службе

Понятия воинского долга и воинской чести были неотъемлемой частью национального, государственного и религиозного сознания русских. Уважительное отношение к службе воспитывалось с детства. Русский воин с детства знал, что Россия – 4 удел Богородицы. И он сражался за Неё, свою
небесную Заступницу. Присутствие в битве иконы Божией Матери ободряло русских воинов, придавало им силу и твёрдость.

8. Рассказ об иконе Казанской Божией Матери-покровительнице русской армии.
- Мы пришли к серьёзному выводу вывод: воинские подвиги русских воинов были сопряжены с победами духовными.

9. Презентация Православных храмов России

В мирное время в России работали на земле, растили детей, возводили всем миром храмы во славу победы Отечества, в память о погибших сынах Отчизны и в честь заступничества Богородицы и Иисуса Христа, в честь святых. - Назовите, в честь какого события возведены храмы и в честь кого освящены?

10. Итог урока

В ходе сегодняшнего занятия мы

  • Выяснили значение и происхождение слова «подвиг».
  • Используя примеры из истории Отечества, проиллюстрировали понятия «ратный подвиг», «духовный подвиг», вспомнили славные страницы истории России.
  • Нашли ответ на вопрос: «Что такое истинный подвиг?»

12. Домашнее задание

Написать мини-сочинение: «А я способен на подвиг?»

 

Внеурочное занятие в 7 классе: «День защитников Отечества». Тема урока: «Можешь ли ты быть мужчиной, если не защищаешь Родину?»

Задачи урока: осмысление понятий: герой, защитник, слава, православие;
формирование нравственных понятий: жертвенная любовь, Отечество; воспитание учащихся на примере героев, защитников Отечества, любви к Родине.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (проблема). Беседа

- Кого называют защитниками Отечества?

  • Что защищали Святые воины?
  • Что такое Отечество?
  • Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?
  • Что такое жертвенная любовь?

- Правильно, многие из святых людей жертвовали собой (отдавали свою жизнь) во имя любви к Богу, во имя защиты Родины.

3. Работа по иллюстрации В. М. Васнецова «Три богатыря»

Чтение статьи «Святые защитники земли русской».

- Рассмотрите иллюстрацию и опишите ее:

  • На картине я вижу… богатырей.
  • Их имена…
  • Они жили…
  • Они были…

4. Просмотр фильма «Александр Невский»

- Каким был Александр? Что было его главной обязанностью?
- В какое время он жил?
- Чего хотели враги?

5. Сообщение о слове «славословить»

Правильно, воздавать славу Богу, почитать Его – это обязанность человека. Для этого есть специальные торжественные слова, которые называются молитвами. Такое название мы уже с вами знаем. Слова сложены в специальные песнопения. Наши предки на Руси хранили и никогда не изменяли эти песнопения. Такое правильное прославление Бога называлось православием. Но многие люди отступили от этих правил, придумывали новые, свои.
Шведы решили не только захватить богатые русские земли, но и заставить русских стать предателями: переменить правильную (православную) веру на искаженную. Молодой князь Александр встал на защиту Руси и веры православной.
- Что написал в письме к русскому князю шведский король?
-О чем просил Бога в своих молитвах Александр?
- Что сказал он своим воинам ?

6. Объясните, как вы понимаете эти выражения:

«Не в силе Бог, а в правде»
«Если Бог за нас, то кто против нас?»

После этой битвы стали называть князя Александром Невским.

7. Рассказ учителя, слушание.

1) И еще раз встал великий князь Александр Невский на защиту Русской земли. И перед началом битвы опять просил князь помощи у Бога. В тяжелой битве на льду замерзшего Чудского озера сразились дружины русичей с захватчиками. И победили. Мудрый правитель, великий полководец стал надежным защитником Руси и Православной Церкви.

2) Слушание произведения С. С. Прокофьева Кантата «Александр Невский»
- Чему мы должны учиться у князя Александра Невского?
- Почему Александр Невский сказал «Не в силе Бог, а в правде» «Если Бог за нас, то кто против нас?»
- Кому и когда помогает Бог?

8. Запись и краткая характеристика слов в тетради: Православие, Отечество, Защитник, герой.

9. Рисование эпизода из жизни защитников Родины.

10. Итоги урока. Рефлексия учащихся.

- Какие чувства пришлось испытать вам во время урока?
- Почему мы должны помнить и любить защитников Отечества?

Продолжением темы занятия стала работа над следующим проектом (фрагмент проекта)

Тема проекта: «Имя Александра Невского в истории России»

Основополагающий вопрос к теме: «Почему имя Александра Невского имя России?

Проблема, цель проекта: изготовление рукописной книги об Александре Невском.

Методические задачи проекта:

  1. Александр Невский – князь и воин.
  2. Александр Невский - Святой.
  3. Храмы и памятники в честь Александра Невского.
  4. Орден имени Александра Невского и его орденоносцы.

Формирование групп и распределение заданий в каждой группе
Поиск информации (библиотека, родители, энциклопедия)
Работа групп: Подготовка учащимися презентации по отчёту о проделанной работе
Оформление рукописной книги «Александр Невский - воин и Святой»

ЛИТЕРАТУРА

Книги:

  1. Новый Завет. Синодальный перевод. - Свято-Троицкий Ново- Голутвин монастырь, 1994. – с. 538
  2. Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной России. М., 2002.
  3. Цветкова И. В. Как составить и успешно реализовать программу воспитания: Методическое пособие. – М., 2003.

Статьи:

  1. Воспитание школьника” № 2,6,9. М., 2000 г.
  2. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №5,2008.
  3. Научно-методический журнал «Классный руководитель»,№3,2003.
Гуторова Ольга Васильевна08.08.2015 8280 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar