РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание собственных электронных образовательных ресурсов как условие формирования ИКТ компетенций

Создание собственных электронных образовательных ресурсов как условие формирования ИКТ компетенций

Автор: Митин О.В.

На современном этапе развития общества информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Школа, как социальный институт формирования полноценной, гармонично развитой личности, не может не учитывать этих тенденций. На сегодняшний день ясно, что дети, пришедшие в начальное звено школы, уже знакомы на практике с некоторыми аспектами поиска, обработки и передачи информации при помощи электронных устройств и средств.ФГОС является закономерным развитием системы образования РФ и предъявляет новые требования к процессу обучения учащихся. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Одним из аспектов метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции). ИКТ – компетенции – это освоенные навыки поиска и систематизации информации, работа с материалом, представленным в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд, сайт, форум), обработка информации при помощи имеющихся информационных инструментов. Главным инструментом ИК технологий, как правило, выступает компьютер и прикладное программное обеспечение, установленное на нем.

Наиболее часто на уроках и во внеурочной деятельности используются презентации, как наиболее универсальный и распространенный инструмент в настоящее время. Это объясняется сочетанием нескольких факторов: легкостью в составлении, возможностью представлять информацию в различных знаковых системах (схемы, таблицы, уравнения), сочетать несколько видов представления (видео, звук, схемы), использовать интерактивные возможности. Примеры: при изучении темы «Движение Земли вокруг Солнца» учитель может разместить соответствующую схему и дать возможность учащимся объяснить географические следствия данного движения, разместить видеофрагмент для закрепления визуальной памяти, разместить в этой же презентации мини тест по данной теме для закрепления, использовать интерактивные возможности презентаций для анимации своих презентаций.

Многие учителя в нашей стране достаточно успешно применяют ИКТ на уроках и в различных школьных мероприятиях. Практически каждый педагог уже освоил способы создания презентаций и основы работы на интерактивной доске, поэтому создание презентации для урока не вызывает каких либо затруднений как у учителя, так и у учащихся. На данный момент времени создание презентаций с картинками, текстом, различными фонами, переходами и т.д. - это «прошлый век», требуется немного больше и интереснее.

Почему именно презентации? Причин несколько. Во-первых, возраст многих педагогов не позволяет быстро и легко отслеживать и осваивать новшества в цифровых технологиях; во-вторых, практически каждый учить знаком с основами составления презентаций; в-третьих, работать в программах, где требуются знания основ программирования, может не каждый учитель и учащийся, а приложение PowerPoint таковых навыков не требует; в-четвертых, офисное приложение имеется у всех как на рабочих, так и на домашних компьютерах.

В данной статье предлагается несколько приемов, которые позволят расширить ваш личный инструментарий для «оживления» презентаций и, как следствие, обучить им или на их основе новым приемам работы своих учащихся. Ниже приводятся три приема, основанных только на базовых инструментах PowerPoint, и установки дополнительного ПО не требует.

Первый прием это создание презентации «Крест Маршалла» для урока экономики. Цель создания презентации – создать интерактивный вариант перекрестия кривых спроса и предложения и ситуации смещения кривых «вверх» или «вниз» друг относительно друга при изменении экономический условий.
Главной особенностью данной работы является создание имитации смещения объекта (линии).

Этапы создания (используем для создания MicrosoftOffice 2007 или более поздние версии):

  1. Создаем оси ординат (система отсчета спроса и предложения). Размещаем над ними пересекающиеся прямые - «вставка → фигуры → стрелка или прямая линия».
  2. Размещаем на линиях пять точек – это места смещения кривых спроса и предложения – «вставка → фигуры → круг». Уменьшаем круги до необходимого размера.
  3. Дублируем слайд еще в четырех вариантах. На каждом из них смещаем одну из линий в место установки точки, в ее место ставим пунктирную линию, аналогично пунктам 1-2.
  4. Теперь вставляем гиперссылки на соответствующий слайд, они и дадут требуемую нам анимацию. Центральная точка – ссылка всегда на первый слайд (она возвратит линии в исходное положение); крайние точки должны иметь гиперссылки на те слайды, куда смещается соответствующая кривая.

Второй прием создание анимированного игрового поля для проведения интеллектуальный игры по телепередаче «Своя игра». По условиям передачи игра проходит в несколько раундов, где цвета игрового поля меняются. Мы разберем создание по одному цвету, смена производится аналогично.

Этапы создания:

  1. Создаем пустое игровое поле при помощи квадратов «вставка → фигуры → квадрат». Вытягиваем первую фигуру в прямоугольник (там будут вопросы), добавляем вторую, но делаем квадрат, там будет стоимость вопроса (10, 20 и т.д. или на ваше усмотрение). Делаем заливку и контур фигуры «формат → заливка фигуры → выбрать цвет или добавить самому (выберем синий) → контур фигуры → выберем белый». Теперь копируем квадраты и совмещаем в готовое поле, получившуюся полосу группируем и копируем целиком необходимое количество раз.
  2. Теперь необходимо создать цветовую тему, она необходима для исчезновения цифр после их выбора – «дизайн → цвета → создать новые цвета темы → строки «гиперссылка – просмотренная гиперссылка»». Цвет гиперссылки делаем белым, цвет просмотренной – синий (такой же как цвет поля), сохраните тему.
  3. Теперь добавляем подписи цифр в игровые квадраты «вставка → надпись», выбираем стиль, размер шрифта. Теперь создаем необходимое количество слайдов (по общему количеству вопросов на игровом поле) и подписываем их как вам удобно. Теперь каждой цифре игрового поля добавляем гиперссылку на соответствующий слайд. На каждом слайде добавляем объект с гиперссылкой на первый слайд.
  4. Теперь после того как вы связали все цифры и слайды, к каждой цифре применим цветовую схему, которую делали в пункте №2.
  5. Заполните слайды вопросами, а поле тематикой и наслаждайтесь «Своей игрой».

Третий прием - это создание интерактивных карт. Прием особенно полезен учителям географии и, возможно, истории. Например, создадим интерактивную административную карту РФ, где при наведении на область появляется отдельная карта данного региона. Принцип создания несколько схож с представленными выше приемами. Для начала выбираем административную карту РФ и располагаем ее на первом слайде. Создаем новые слайды и размещаем на них карты требуемых регионов, добавляем к ним дополнительную информацию, если это необходимо. Теперь на главной карте начинаем рисовать область перехода к слайдам: «главная → окно фигур → рисованная кривая» и обводим необходимый субъект РФ максимально близко по контурам границы. Добавим гиперссылку каждого контура на соответствующий слайд. Теперь отформатируем саму фигуру: уменьшим ее контур (формат → контур фигуры → толщина), затем уберем заливку «правой кнопкой → формат фигуры → прозрачность 100%» (не убирайте заливку через инструмент «заливка фигуры», иначе гиперссылка будет работать только на контуре).

Представленные выше приемы помогут:

  • педагогу самостоятельно подготовиться к урокам;
  • совместно с учащимися создавать собственные электронные образовательные ресурсы, имеющие различную направленность;
  • расширять собственный инструментарий умений в работе с приложением;
  • побуждать учащихся к творческой деятельности;
  • совершенствовать навыки работы с прикладными программами;

Создание собственных электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР) совместно с учащимися позволит формировать ряд универсальных учебных действий:

Личностные:

  • расширить навыки владения персональным компьютером и прикладным программным обеспечением, для решения образовательных задач;
  • побудить к творческой деятельности;
  • заложить основу для формирования или исполнения собственных образовательных идей (создать что либо);
  • возможное формирование профессиональной ориентации, связанной с программированием.

Познавательные:

  • расширять и углублять знания в области ИКТ;
  • уметь оформлять результаты своей деятельности, представлять их на современном уровне;
  • закреплять знания, полученные при изучении предмета информатика;
  • углублять предметные знания при подготовке ЭОР.

Коммуникативные:

  • коллективно обсуждать работы при их создании;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные:

  • самостоятельно ставить цель и простраивать траекторию ее выполнения;
  • постепенно увеличивать долю самостоятельного выполнения работы без контроля учителем.

В обобщении всего сказанного выше можно сказать, что для того чтобы формировать у учащихся ИКТ – компетенции, учитель должен сам владеть ими и постоянно совершенствовать, а для этого регулярно проходить курсы повышения квалификации на базе КРИПКиПРО. В школах создать рабочую группу или проводить специальные семинары, где учителя владеющие ИКТ на высоком уровне (не обязательно учителя информатики) передают свой опыт другим педагогам, а так же наладить доверительный диалог с учащимися, которые могут быть в области ИКТ «учителями» для педагога.

Митин О.В.10.08.2015 9840 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar