РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование у детей-дошкольников представлений о здоровом и безопасном образе жизни с помощью художественного слова.

Формирование у детей-дошкольников представлений о здоровом и безопасном образе жизни с помощью художественного слова.

Проблема заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни очень актуальна сейчас, так как идёт негативная тенденция к ухудшению здоровья всех групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.

Формирование у детей-дошкольников представлений о здоровом образе жизни основано на системном подходе к этой проблеме. У дошкольников ещё нет необходимого запаса знаний о факторах вреда и пользы для здоровья. Поэтому мы стараемся доступно, в непринуждённой форме сообщать им эти знания. Одним из методов является меткое художественное слово. Благодаря ему, у детей возникают сразу знакомые и понятные им образы, и они легко их запоминают, постепенно превращая в необходимость, потребность, навык.

Например, каждое утро дети перед зарядкой проговаривают:

"Чтоб здоровым быть сполна,
Физкультура нам нужна.
Для начала по порядку
Утром сделаем зарядку."

Очень ёмко и выразительно! С помощью этих слов дети узнают о пользе двигательной активности. Дошкольники очень рано начинают реагировать на песенки, стихи, потешки, рифмованные присказки. Всё это вызывает у них эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в коротком произведении. Всем известна истина: "Что интересно, то легче запоминается и дольше сохраняется в памяти.

Во время второго завтрака дети охотно пьют сок, съедают яблоки, а вот с молоком дело обстоит сложнее... Но такие строчки, как

"Пью, пью молоко -
Поборю я всех легко!"

убеждают детей, что молоко помогает им стать сильными, ловкими, здоровыми.

У детей легко формируется культурно-гигиенический навык мытья рук, если они будут знать следующее стихотворение:

"Мойте руки и плоды,
Чтобы не было беды!
Есть такие вирусы,
Вирусы-вредирусы.
Попадут детишкам в рот -
Заболит у них живот!"

Во время непосредственно-образовательной деятельности по аппликации и работе с ножницами и клеем, мы с детьми обязательно повторяем:

"Ножницы давать не нужно
Острым кончиком вперёд.
Может быть, конец их острый
В глаз соседу попадёт..."

"Если, в клей испачкав пальцы,
Ты потом их сунешь в рот -
Можешь сильно отравиться,
Может заболеть живот..."

Эти строки, как правило, становятся основой безопасного поведения и сохранения здоровья детей.

Когда знакомим детей с темой "Посуда и предметы кухонного обихода", обязательно звучат слова:

"Я - очень строгий острый нож -
Меня за лезвие не трожь!
Со мной шутить опасно -
Вы знаете прекрасно..."

В "Уголке безопасности" у нас есть набор картинок о причинах возникновения пожара. И для наших детей прописной истиной стали такие строчки:

"Знает даже попугай - маленькая птичка:
Спичкой, мальчик, не играй - не игрушка спичка!"

Закрепляя "Правила дорожного движения" с детьми, уточняя сигналы светофора, дети заучивают:

"Если красный огонь у него на груди,
На опасный сигнал никогда не ходи!"

Первые помощники воспитателя в формировании здорового и безопасного образа жизни - родители, но они иногда не дают согласие на проведение прививок, даже плановых (Р. Манту). И для них на помощь приходит художественное слово:

"Грачиха говорит грачу:
Слетай с грачатами к врачу -
Прививки делать им пора
Для укрепления пера."

Таким образом, формирование культуры здоровья и основ безопасного образа жизни в рамках реализации ФГОС ДО у старших дошкольников зависит от целенаправленной, систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и семье, от создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия: ребёнок-воспитатель-родители, инициатором которого выступает педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Барышева Тамара Александровна15.08.2015 6940 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar