РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Системно-деятельностный подход к обучению как наиболее эффективный путь формирования УУД

Системно-деятельностный подход к обучению как наиболее эффективный путь формирования УУД

В основе современного урока лежат технологии деятельностного типа, обеспечивающие развитие у школьников умения учиться, становление их как субъектов учебной деятельности. Основу таких педагогических технологий составляет понятие деятельностный метод обучения, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а открывают их самостоятельно в процессе учебной деятельности через постановку и решение учебно – практических задач.

Структура урока, построенного на основе технологии достижения планируемых результатов, конструируется из специально организованных учебных ситуаций. В зависимости от этапов урока учебные ситуации имеют свои цели. На этапе актуализации знаний и мотивации учебная ситуация содержит действия, связанные с содержанием, необходимым для изучения нового материала. Здесь важно создать ситуацию успеха при решении практической задачи на знакомом материала и ситуацию затруднения, способствующую пониманию того, что успешному решению практической задачи мешает отсутствие каких-то знаний и умений.

Рассмотрим пример из «вчера».

Тема урока русского языка: Правописания проверяемых безударных гласных в корне (закрепление). На доске слова с пропущенной орфограммой (сова, кричит, трава, бежит, садовый). Учитель: Озвучивает тему урока или она вынесена на доску, даёт задание. Спишите слова, вставьте пропущенную букву, приготовьтесь к проверке. «Сегодня»: Ребята, хотите анекдот расскажу? А что такое «анекдот»? Мария Ивановна дала детям задание и сказала ребятам: спишите, но только не спешите. Все дети пишут, а Вовочка нет. Почему ты, Вовочка, не пишешь? А я не знаю, что делать. То вы говорите спишите, то не спишите. Ребята, чего не понял Вовочка? Вот тут и начинает мозг ребёнка действовать. А как вы думаете, зачем я вам рассказала сейчас это? Так кто мне поможет сформулировать тему сегодняшнего урока? Это был показан первый этап урока. Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.

На этапе целеполагания учитель управляет постановкой и принятием учебных задач, помогает понять смысл целеполагания, учит школьников осмысленно совершать его. Если задание направлено на формирование и отработку только формальных знаний или алгоритмов и построено на основе формулировок типа: «Выполни…», «Вычисли…», «Выбери правильный ответ» или «Вставь пропущенную букву», - то было бы наивно ожидать, что на основе таких заданий сформируются навыки сотрудничества, коммуникации или саморегуляции. Каким должно быть задание, чтобы оно стимулировало учащихся на приобретение и развитие способностей в соответствии с требованиями УУД?

Итак, в диалоге с учениками учитель управляет принятием учебных задач, помогает понять смысл, учит осмысленному действию.
- Что вы должны знать, чтобы правильно выполнить это задание? Что такое проверочное слово? Как его найти? А вы умеете находить проверочные слова? (Выберите из предложенных пар только те пары, в которых первым будет слово, где гласный находится в сильной позиции).

Задания с «ловушками».

- Как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? А что вы помните о написании корней в однокоренных словах? А теперь Миша Д. вставь буквы в словах.
- А если слабая позиция не в корне? А в какой она может быть части слова?
Этап решения учебных задач учитель организует учебные ситуации в соответствии с планом учебных действий.

Системно-деятельностный подход - это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  1. создания проблемной ситуации;
  2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
  3. побуждения к формулированию учебной проблемы; принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

Занятие по математике. Тема «Масса».

Перед детьми математическая игра = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.

У: Перед вами математическая гиря = 1 кг и пуховая подушка весом =
1 кг. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)
Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.
У: Давайте поговорим: взвешивание на весах (предъявление факта)
Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
У: Что вы сказали сначала? Д: Ответы детей
У: А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия
У: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)
Подводящий к теме диалог

Второй путь к учебной проблеме заключается ... А хотите сами догадаться, в чем его суть?

Тогда начнем с примера.

  • Спишите из упражнения слова: забег, поход, подкоп -- записывают слова,
  • Поставьте ударение. –ставят ударение
  • Подчеркните безударные гласные. --подчеркивают безударные гласные
  • Найдите безударные гласные, Обозначьте их. обозначают
  • Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?- — О безударной гласной в корне
  • В какой части слова находятся безударные гласные? - в приставке
  • Значит, какая сегодня тема урока? — Безударные гласные вприставках

Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель рабо¬тал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущих случаях? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он пред¬ставляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.

Список использованной литературы

  1. Аргинская И.И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений//Педагогический университет. «Первое сентября». 2005. №22.
  2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010.
  3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: Академия развития, 1997. 237с.
  4. Никулина В. И., Екимова Н.В. «Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы», Белгород. БелРИПКПС,2010.
  5. ФГОС: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
Дубовикова Елена Алексеевна19.09.2015 8720 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar