РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "Евангельские сюжеты в русской и современной литературе"

Педагогическая статья "Евангельские сюжеты в русской и современной литературе"

Автор: Петренко Наталия Сергеевна

О, Книга книг! Кто не изведал,
В своей изменчивой судьбе,
Как ты целишь того, кто предал
Свой утомленный дух – тебе!
Ты – правда тайны сокровенной,
Ты – откровенье, ты – завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых и грядущих лет!
В. Брюсов


В своей статье я хочу рассмотреть следующие вопросы:

  1. Как привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру?
  2. Как интегрировать молодого человека в духовно-нравственную культуру?
  3. Как можно актуализировать воспитательный потенциал духовно-нравственной культуры, вложить в нее «память нашего сердца»?

На мой взгляд, основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно-нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях. Это и изучение курса «Основы православной культуры», и разработанная в настоящее время «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где сказано, что «духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России». В рамках Федеральных образовательных стандартов второго поколения с нового 2013-2014 учебного года вводиться предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ). Все эти меры направлены на возвращение и актуализацию духовно-нравственного воспитания в школах. Достаточно ли этого? Считаю, что все преподаваемые в школе предметы должны способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию. Богатый материал представляют в первую очередь такие предметы, как литература, русский язык, история, обществознание, мировая художественная культура, музыка, рисование. В 10 классе на уроках православной культуры изучается тема «Русская литература об установлении духовных устоев на Руси».

Русская классическая литература, светская по своей направленности и характеру, органически связана с церковно-книжной традицией, сложившейся на почве православной духовности. У Православия есть своя философия, свое понимание человека, мира и Бога. И без знания основ православной культуры многое в русской литературе остается непонятным. Русская литература содержит многослойный библейский подтекст, который мы с учениками обнаруживаем путем анализа библейских мотивов.
Приведу примеры.

Евангельская притча о блудном сыне – один из наиболее часто воспроизводимых в русской литературе эпизодов священного Писания. Притча о покаянии и всепрощающей отцовской любви. С подробного пересказа содержания притчи о блудном сыне практически начинает свою повесть А.С. Пушкин «Станционный смотритель». «Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его обитель. Они изображали историю блудного сына…» Все произведения А.С. Пушкина заключают в себе те или иные библейские истины и учат им следовать. Гринев в «Капитанской дочке» - это глубоко верующий человек, соблюдающий все каноны православного учения, хотя и не выставляющий этого на показ.

О романе «Евгений Онегин» Пушкин писал: «Время в моем романе рассчитано по календарю», и только спустя двести лет было доказано, что события «Евгения Онегина» построены в соответствии с Евангелием.

Поэт удивительно поэтично определил предназначение русского человека и смысл его жизни:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Пушкин подает и пример любви к Родине: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя…, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский всю жизнь постигал тайну христианской любви. Итог своих многолетних размышлений он изложил в своем романе «Братья Карамазовы» словами старца Зосимы: «Братья, не бойтесь греха людей, любите человека во грехе его, ибо сие уже подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день…»

В романе «Преступление и наказание» Достоевский убедительно и наглядно показал не столько губительность для человека нарушения одной из основных библейских заповедей «Не убий!», но и всю тяжесть искреннего раскаяния и покаяния.

Чтение Соней Раскольникову Евангелия:

«На комоде лежала какая-то книга. Это был Новый завет.
-Где тут про Лазаря? – спросил он вдруг…
-Не там смотрите… в четвертом Евангелии… - прошептала она.
- Найди и прочти мне…
Соня развернула книгу и начала читать «Был же болен некто Лазарь из Вифании…»

Как работать на уроке с этим материалом? Можно пропустить этот сюжет и пойти дальше читать текст, но для чего писатель так подробно описывает чтение Евангельского текста и именно о Воскрешении Лазаря?

Эпизод воскрешения Лазаря в Евангелии – одно из доказательств божественной природы Иисуса как сына Божьего. В Евангелии сказано, что после воскрешения Лазаря многие уверовали в Иисуса Христа. Вместе с тем при чтении Соней притчи о воскрешении Лазаря актуализируется не только идея спасения и воскресения, но и проблема веры и неверия. О пробуждении веры в душе Раскольникова мечтает и Соня.

Преступление Раскольникова – это результат его отступничества от Бога, что характеризует его как блудного сына Бога, захотевшего жить по-своему. В результате последовательного анализа романа В.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно увидеть «притчевое поле», вбирающее в себя притчи о блудном сыне, о мытаре, о блуднице, о Лазаре.

Цифра «семь» означает союз Бога и человека. Раскольников вначале разрывает этот союз, но затем он восстанавливает свою разорванную связь с Богом. Роман Достоевского заканчивается тем, что Раскольникову остаётся семь лет каторги до освобождения. Семь лет. За семь дней Бог создал землю и человека, и за семь лет Раскольников должен стать совершенно другим. Это не совпадение: каждый человек способен найти в себе стать другим, поверив в Бога, потому что вера в Бога есть не что иное, как вера в себя, в то доброе, светлое, чистое, что имеется в душе каждого человека.

Прочитав произведения Достоевского, ученики говорят, что встретили на их страницах людей, искренне верящих в Бога. Эти избранные верят до конца, не отступают от своей веры и проносят её через всю свою жизнь. Может быть, только бог заставлял их жить на этой земле; и они не только не разочаровались, но и силой духа, преданностью привлекали на свою сторону других, убеждая верить и надеяться. Ярким примером такого служения Богу является Соня Мармеладова – девушка, пожертвовавшая всем ради других. Казалось, что настанет тот миг, когда она сорвётся, упадёт в пропасть, но нет – тот целительный нежный свет, исходящий от бережно ею хранимой книги «Евангелие», спасает и удерживает её.

Когда Соня читала отрывки Раскольникову, казалось, что она рождалась заново, и жизнь, покинувшая её хрупкое истерзанное тело, расцветала в ней заново. С каким трепетом и ужасом она смотрела на него и не могла, не допускала мысли, что в это можно не верить, что в этом можно усомниться. Если бы у неё отняли веру в Бога, то забрали бы вместе с ней и живительную тягу к жизни. Опорочив себя, она гордо выносила презрение окружающих и боялась лишь Божьей кары. Она была убеждена, что, раскаявшись и поверив в Бога, её возлюбленный добьётся себе прощения. Только Бог мог помочь ему на этом пути к покаянию и прощению. Вся её жизнь была страдание, и она считала это нормальным, потому что страдать ради других – это благое дело. Вся её жизнь была песнь Богу, всему тому, что приносит с собой Бог, что даёт Он людям.

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» заканчивается семнадцатой частью, куда включены 25 стихотворений. Вот названия некоторых из этих стихотворений: «На страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Магдалина», «Гефсиманский сад». Уже перечень названий говорит об их содержании, смысл и глубина которых раскрываются в Евангелии. Евангельские тексты в этих стихотворениях не просто присутствуют отдельными эпизодами, они здесь являют основное содержание. В них полностью прослеживается земная жизнь Иисуса Христа: его крестные страдания, смерть и воскресение. В последнее время читаю на своих уроках эссе Ксении Букши из «Литературной матрицы» – альтернативного учебника, написанного современными авторами, посвящённое стихотворению «Рождественская звезда». Его писательница считает щедрым подарком автора своему герою: «…это очень спокойное стихотворение. Не скучное, не вялое – именно спокойное: в том смысле, что написано без всякой аффектации».

Очень много спорят о христианстве Юрия Живаго. Упрекают автора в том, что его герой отождествляет себя с Христом. Дмитрий Быков, написавший о Пастернаке для серии «ЖЗЛ», приводит интересные объяснения по этому поводу: «Пастернак всего лишь ставил себе задачу написать об очень хорошем человеке, как он его понимал; и доказать, что очень хороший человек – как раз и есть самый честный последователь Христа в мире. Потому что жертвенности и щедрости, и покорности судьбе, и неучастия в убийствах и грабежах – вполне достаточно, чтобы считать себя христианином».

Русская поэзия дает нам не меньше примеров, где можно найти присутствие евангельских сюжетов: А.А. Блок «Верю в солнце Завета...», И.А. Бунин «Христос воскрес! Опять с зарею…», М.Ю. Лермонтов «Молитва», Д. Мережковский «Христос воскрес», А.С. Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны», малоизвестная молитва Богородице Н.В. Гоголя. Вот как интерпретируют стихотворение И. Бунина «Источник звезды» современные школьники: «Поэт пересказывает легенду о том, как посланник Бога – Иса – должен был появиться на свет. Вифлеемская звезда приводит волхвов к месту рождения Христа. Автор спрашивает: «Кто достоин – кто видит / В источнике тёмном звезду?» И дальше можно прочитать прозрачный ответ: только избранным, чистым душой и телом, открывается божественная истина. «Чистые девы, невесты с душой неневестиной» могут увидеть «источник звезды», т. е. источник веры. Лишь только тот, кто уверовал в рождение Христа и ничем не осквернил заветы и имя Его, способен видеть раз в году божественное сияние».
А сказки? Так сказка Х.А. Андерсена «Снежная королева» дает возможность познакомить детей с молитвой «Отче наш». Это единственная молитва, которую Христос в Евангелии дает нам как образец. Вспомним эпизод в сказке, когда главная героиня Герда пробует войти в замок Снежной королевы, но стража не пускает ее. Герда читает «Отче наш», и легион снежинок вокруг нее превращается в ангелов, которые прокладывают ей дорогу.

Когда Герда и Кай возвращаются домой, бабушка читает Евангелие:
« Если не будете как дети, не войдете в Царствие небесное». И дети, взглянув друг на друга, понимают смысл старого псалма:
« Уж розы в долинах цветут,
Младенец Христос с нами тут».

Из-за чего начались злоключения Кая. Осколок зеркала попал ему в глаз, и он из доброго и отзывчивого мальчика превратился в злого и жестокого. Сказка может послужить материалом для разбора таких понятий, как добро и зло, а отсюда легко перекинуть мостик для разговора о том, что такое грех и как его исправить.

Имея такой мощный материал для преподавания курса «Православная культура» только на уроках литературы дети будут просвещаться, воспитываться в духовно-нравственном направлении в естественной среде школьных будней. Каждый человек должен понимать, что русскую культуру нельзя разделить на светскую и религиозную. Светская современная культура, захватившая сознание подрастающего поколения и молодежи нашей страны, привела к тому, что ищется выход для спасения страны.

Как же мудр и проницателен был русский писатель Иван Шмелев, обратившийся с призывом: «Читайте Пушкина и Евангелие!».

Библиографический список

  1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. По благословению святейшего патриарха московского и всея Руси Алексия II. – М.: Российское библейское общество, 1995. – 1376 с.
  2. Быков Д. Л. Борис Пастернак. – М.: Молодая гвардия, 2005.
  3. Габдуллина В.И. «Блудные дети, двести лет не бывшие дома»: Евангельская притча в авторском дискурсе Ф.М. Достоевского: монография /В.И. Габдуллина; отв. Ред. В.Г. Одиноков. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 303 с.
  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Серия «Стандарты второго поколения» / 3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: «Просвещение», 2009. – 24 с.
  5. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание /Ф.М. Достоевский. –М.: «Художественная литература», 1970. – 576 с.
  6. А.С. Пушкин «Станционный смотритель».
  7. Б. Пастернак «Доктор Живаго». – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 672с.
  8. Сказки Андерсена в переводе с подлинника А. и П. Ганзен. – С.-Пб.:1991. –с. 327
  9. Тургенев И.С. «Отцы и дети». – М.: «Художественная литература», 1983. – 543 с.
  10. Урицкая Б.Я. Христос Воскресе. Евангельские сюжеты и молитва в русской поэзии / Б.Я. Урицкая. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2011. – 210с.
Петренко Наталия Сергеевна22.09.2015 7750 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar