РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики по средствам создания проблемных ситуаций

Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики по средствам создания проблемных ситуаций

Автор: Дорохина Елена Николаевна

Главная задача каждого преподавателя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и способствовать развитию способностей обучающихся, приобщению их к творческой деятельности.

Развитие творческой активности обучающихся через создание проблемных ситуаций на уроке является моей основной исследовательской работой, о которой хотелось бы написать.

Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности. Актуальность создания проблемных ситуаций на уроке подтверждается тем, что данная методика эффективно помогает раскрыться обучающимся, используя свой творческий потенциал.

Математика является основой для изучения всех предметов естественнонаучного цикла, и не только. По объёму практического применения математические знания несоизмеримы ни с какими другими видами знаний. Математика кроме количественной формы продуктивной деятельности, имеет ещё и духовное назначение – развитие мыслительной деятельности человека.

«Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять» (С. Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии гл.Χ, стр. 73).

Поиски путей преодоления возникающих трудностей способствуют возникновению у обучающихся потребности в приобретении нужных знаний и умений, т. е. стимулируют его познавательную деятельность.

Нельзя заставлять обучающихся слепо штудировать предмет в погоне за всеобщей успеваемостью. Преподаватель и обучающиеся совершенно равнодушны к изучаемому материалу там, где главной целью является высокая оценка. Такой подход к ведению предмета принято считать неправильным. Необходимо предоставить возможность экспериментировать и не бояться ошибок, выдвигать гипотезы и учиться их доказывать или опровергать, воспитывать у обучающихся смелость быть не согласными с преподавателем.

По моему мнению предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия, увлечённости, естественной реакции большинства обучающихся, а также взаимопонимания и сотрудничества.

Важно в процессе обучения ставить перед обучающимися на уроках маленькие проблемы типа: « Что бы это значило?» - и стараться совместно с ними ответить на поставленный вопрос. Этот метод применяется в личной практике на протяжении многих лет и есть основания полагать, что он действенно помогает в усвоении изучаемого материала.

Так как же создавать эти проблемные ситуации, какие требования необходимо при этом соблюдать?

  • Во-первых, проблема должна быть доступной пониманию, т. е. сформулирована в известных обучающимся терминах.
  • Во-вторых, выдвигаемая проблема должна быть посильной.
  • В-третьих, формулировка проблемы должна заинтересовать обучающихся. Многие задачи, имеющие глубокое математическое содержание, бывают оформлены в виде шутки или загадки. Такая форма привлекает внимание обучающихся, вызывает интерес.
  • В-четвёртых, не малую роль играет естественность постановки проблемы. Если обучающихся заранее предупредить о том, что будет решаться проблемная задача, то мысли о переходе к более трудному могут не вызвать интереса у них. Ещё А. С. Макаренко указывал, что воспитательная работа делает наибольший эффект тогда, когда учащиеся не замечают, что их воспитывают. На уроке проблемная ситуация должна возникать как часть общей работы.

Всё вышеизложенное проиллюстрируем на следующих примерах:

Пример 1.

В понимании обучающихся преподаватель – это человек, который знает всё и который не может ошибиться никогда, и они слепо копируют его решение. Можно начать с показа того, что преподаватель – обычный человек и может ошибиться. Например, решает сам на доске, а обучающиеся прилежно списывают. В конце необходимо спросить: «У всех такой же ответ получился? А, теперь найдите мою ошибку!». В результате почти все увлечённо решают самостоятельно данный пример и с восторгом находят ошибку преподавателя. Они решили проблему, решили увлечённо, самостоятельно. Более того, многократные тренировки такого рода заставляют обучающихся очень внимательно следить за мыслью и решением преподавателя и, естественно, за своими записями. Результат – внимательность и заинтересованность на уроках.

Пример 2.

На уроке геометрии ставится проблема.

Даны две скрещивающиеся прямые: a и b.

Построить такую плоскость , что бы прямая b принадлежала ей, а прямая а была параллельна данной плоскости.
Преподаватель и обучающиеся сравнивают эти прямые и плоскости с рёбрами кабинета, с плоскостями стен, пола и потолка и все вместе участвуют в раскрытии темы. После того как тема будет разобрана, необходимо попросить одного из обучающихся оформить решение на доске, а остальные должны проделать то же самое самостоятельно у себя в тетрадях. Преподаватель может помочь работающему у доски правильно изложить и оформить свои мысли, т. к. записи на доске являются эталоном для записей в тетрадях. По окончании данной работы стоит спросить: «Как же читается эта теорема?». Если обучающиеся усвоили материал, то сумеют своими словами сформулировать теорему, формулировка которой может и не совпадать с книжной. Это конечно же открытие для обучающихся в прямом смысле слова. Здесь новая тема о скрещивающихся прямых превратилась в коллективное решение проблемы. На таких уроках можно наблюдать, как раскрываются возможности пространственного мышления обучающихся. Ребята становятся мыслителями, творцами и исследователями во всех сферах познавательной деятельности.

Такие проблемные ситуации можно создавать практически на каждом уроке математики и совместно с обучающимися успешно с ними справляться. Они могут возникать на различных этапах урока, но в любом случае ведут к активизации познавательной деятельности обучающихся и это сказывается на общих результатах обучения.

Таким образом, создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у обучающихся творческую активность. Ситуация затруднения обучающегося в решении задач приводит к пониманию им недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых.

Дорохина Елена Николаевна26.09.2015 6770 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar