РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Основы профессиональной самореабилитации учителя. Синдром “эмоционального выгорания”.

Основы профессиональной самореабилитации учителя. Синдром “эмоционального выгорания”.

Автор: Семигуллина Наталья Николаевна

I. Понятие “феномен эмоционального выгорания”.

В современных социально-экономических условиях проблема воздействия профессии на личность представляется весьма актуальной.

Профессиональная деятельность в настоящее время становится все более интенсивной, человек находится в условиях постоянного стресса, что в свою очередь приводит к негативным последствиям, а именно к деформации самой личности.

Термин “эмоциональное выгорание” был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г.(“burn” – гореть, “burnout” -выгорать). Фрейденберг, работая в альтернативной службе медицинской помощи, описал наблюдаемый у себя и своих коллег феномен, который характеризовался истощением, потерей мотивации и ответственности.

В нашей стране на эту проблему обратили внимание уже в середине 20-х годов, но по неизвестным причинам исследования этой проблемы не получили дальнейшего развития. Однако в последнее время данная проблема опять стала разрабатываться и отечественными психологами.

Данному синдрому более подвержены представители профессий социального типа: врачи, социальные работники, учителя, чья деятельность связана с повседневным общением.

В настоящее время существует единая точка зрения на сущность “эмоционального выгорания” и его структуру. Под “эмоциональным выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся у людей профессий эмоциональной сферы.

Этот синдром включает в себя три основные составляющие:

  • эмоциональную истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванные собственной работой);
  • деперсонализацию (циничное отношение к труду и объемам своего труда);
  • редукцию профессиональных достижений (возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней).

В десятом пересмотре Международной классификации болезней синдром “эмоционального выгорания” описан под рубрикой Z73.0 как “Выгорание – состояние полного истощения”.

Большинство исследователей рассматривают синдром “эмоционального выгорания” с позиций стресса. Основоположник учения о стрессе Г.Селье рассматривал его как “неспецифическую защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства”.

При “эмоциональном выгорании” налицо все три фазы стресса:

  1. Нервное (тревожное) напряжение. Его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность и т.д.
  2. Сопротивление – человек более или менее успешно пытается оградить себя от неприятных впечатлений.
  3. Истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса.

Соответственно каждому этапу возникают признаки или симптомы нарастающего “эмоционального выгорания”.

  1. Немотивированная бдительность, словно человеку постоянно угрожает опасность.
  2. “Взрывная реакция”.
  3. Притупленность эмоций.
  4. Агрессивность. Как правило, это касается физического силового воздействия, но встречается также психическая, эмоциональная и вербальная агрессивность.
  5. Нарушение памяти и концентрации внимания.
  6. Депрессия. Кажется, что все бессмысленно и бесполезно. Этому чувству сопутствует нервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни.
  7. Общая тревожность. Проявляется на физическом уровне (ломота в спине, спазмы желудка, головные боли), в психической сфере (постоянное беспокойство и озабоченность), в эмоциональных переживаниях (постоянное чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины).
  8. Приступы ярости.
  9. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами.
  10. Непрошеные воспоминания. Это наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии стресса. В памяти человека внезапно всплывают жуткие безобразные сцены, связанные с травмирующим событием.
  11. Бессонница. Регулярное недосыпание. Причем бессонница может быть вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться.
  12. Мысли о самоубийстве, когда жизнь представляется более пугающей и болезненней, чем смерть.

Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые не только эмоциональные, но и химические изменения. Г.Селье выдвинул гипотезу о том, что старение – это итог всех стрессов, которым подвергается организм в течение своей жизни. Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения. Следовательно, человек может долго и счастливо жить, если выберет подходящую для себя работу и будет удачно с ней справляться.

II.Факторы, способствующие возникновению синдрома “эмоционального выгорания”.

Ряд исследователей выделяют два блока факторов, способствующих возникновению синдрома “эмоционального выгорания”:

  • первый блок включает особенности профессиональной деятельности;
  • второй блок включает индивидуальные характеристики самих профессионалов (личностный фактор).

Рассмотрим факторы первого блока.

  1. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома “эмоционального выгорания”, а при нечетком или неравномерном распределении ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает.
  2. Способствуют развитию синдрома “эмоционального выгорания” те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий.
  3. Взаимосвязь с синдромом “эмоционального выгорания” отрицательная, если есть социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также семьи и друзей.
  4. Степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности и возможность принимать важные решения.
  5. Неблагополучная психологическая атмосфера.
  6. Повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, недостаточное вознаграждение (денежное и моральное).
  7. Непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем и т.д.

А теперь рассмотрим личностные факторы. Ученые описывают “сгорающих” как сочувствующих, гуманных, мягких, идеалистов, ориентированных на людей, и – одновременно, неустойчивых, интровертированных; фанатичных; с пассивными тактиками сопротивления стрессу; с пониженной самооценкой; ведущих бурный темп жизни, преодолевающих трудности, имеющих сильную потребность держать все под контролем и т.д.

III. Профессиональная самореабилитация педагога.

Учительство рассматривается как наиболее подверженная стрессу профессия, и этот факт был отмечен многими отечественными и зарубежными исследователями труда учителя.

Проблема изучения явления “эмоционального выгорания” у педагогов особенно актуальна в современной России.

В нашей стране идет становления новой системы образования. Она ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Резко усиливается напряженность учительского труда т.к. необходимо ориентироваться в широком спектре современных образовательных технологий и идей.

Педагогическая деятельность требует высокого оптимизма, хорошего настроения, внимательности, чуткости, справедливости. Педагог должен сохранять душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни, быть спокойным и терпеливым.

Говоря о труде учителя, трудно дать подробное описание процесса педагогической работы:

  • потому что этот труд не заключен в рамки времени и места: он и дома, и в школе, и во время отдыха;
  • учитываемая во времени работа не дает представление о ее величине; не учитываемая может превышать учитываемую;
  • этот труд не может быть шаблонным. Педагог должен разнообразить свою работу применительно к условиям программы, предмета, составу учеников.

Анализ медицинских карт педагогов показал, какие болезненные симптомы встречаются у педагогов наиболее часто: раздражительность, вспыльчивость, легкая возбудимость, падение работоспособности, повышенная и быстрая умственная утомляемость, ослабление памяти и внимания, подавленное настроение, апатия, вялость, плаксивость, слезливость, бессонница, тревожные сновидения, резкое утомление. Причем наиболее часто встречаемыми симптомами являются раздражительность, повышенная возбудимость, общий депрессивный фон (особенно к концу учебного года), понижение работоспособности, быстрая умственная утомляемость, притупление интеллекта и расстройство сна.

Таким образом, именно те качества, которые являются важными и существенными для педагогической профессии, нарушаются. В настоящее время депрессивный фон может быть объяснен отчасти недостаточным материальным положением, что доставляет много забот, заставляет гнаться за побочным заработком, и не дает возможность пополнить свое образование.

Длительное накопление этого утомления вызывает стойкие изменения в организме, влекущие за собой те заболевания, которые являются характерными для профессии учителя. Ученые считают, что болезненные симптомы, перечисленные выше, это начальная стадия атеросклероза, которая носит характер неврозоподобных расстройств: появляется утомляемость, непереносимость громких звуков и яркого света, раздражительность и нарушение сна. Хотя профессиональные навыки сохраняются значительно долго, но больные уже с трудом воспринимают новые идеи и знания. Говоря другими словами, это проблема не только психологическая, но и медицинская.

IV. Коррекционная программа по профилактике развития синдрома “эмоционального выгорания”.

Для того чтобы предотвратить развитие синдрома “эмоционального выгорания” предлагается коррекционная программа, которая направлена на формирование и коррекцию способов эмоциональной регуляции педагогов. Как и любая другая коррекционная программа, она начинается с диагностики, которую обычно проводит психолог. Эта диагностика включает в себя исследование предрасположенности педагога к стрессу, определение уровня профессионального самосознания, определение уровня педагогической квалификации, анализ собственной деятельности и деятельности коллег.

Предлагаю вам самостоятельно провести тест для определения уровня самооценки (по Ковалеву С.В., с изменениями)

Инструкция по применению: Ответьте на вопросы теста, проставляя баллы в зависимости от выбранного Вами варианта ответа:

  • “Очень часто “– 4 балла.
  • “Часто” – 3 балла.
  • “Иногда” – 2 балла.
  • “Редко” – 1 балл.
  • “Никогда” – 0 балл.
  1. Мне всегда хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  2. Я постоянно чувствую свою ответственность в работе.
  3. Я беспокоюсь о своем будущем.
  4. Больше людей ненавидит меня, чем любит.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
  7. Я боюсь выглядеть глупым со стороны.
  8. Внешний вид других людей намного лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью перед совершенно незнакомыми людьми.
  10. Я чаще других допускаю ошибки.
  11. Я не умею говорить с людьми.
  12. Мне не хватает уверенности в себе.
  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
  14. Я чрезмерно скромен.
  15. Моя жизнь совсем бесполезна.
  16. Многие имеют неправильное обо мне мнение.
  17. Мне совсем не с кем поделиться своими мыслями.
  18. Окружающие ждут от меня слишком многого.
  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  20. Я слегка смущаюсь.
  21. Я чувствую, что люди не понимают меня больше, чем других.
  22. Я не чувствую себя в безопасности.
  23. Я часто совершенно напрасно волнуюсь.
  24. Мне неловко входить в комнату, где уже сидят люди.
  25. Я чувствую себя излишне скованным.
  26. Люди за моей спиной говорят обо мне критично.
  27. Мне кажется, что люди почти все принимают легче, чем я.
  28. Я думаю, что со мной может произойти какая-нибудь неприятность.
  29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  30. Я менее общителен, чем окружающие.
  31. Я боюсь, что никто меня не любит по-настоящему.
  32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Сумма баллов:

  • 0 – 25 – высокий уровень самооценки.
  • 26 – 45 – средний уровень.
  • 46 – 128 – низкий уровень.

А теперь перейдем к установочному блоку.

Педагог должен знать о синдроме “эмоционального выгорания”, о том, чем он вызван, как развивается, чем опасен. Необходимо выработать у себя наиболее оптимальный стиль деятельности для сохранения психического здоровья, развивать функции, обеспечивающие эффективную педагогическую деятельность.
О синдроме “эмоционального выгорания” вы узнали из первых глав, а теперь поговорим о том, как сохранить свое психическое здоровье достаточно простыми средствами, не требующих ни больших материальных затрат, ни большого количества времени.

Заповеди здоровья

  1. Просыпайтесь с чувством радости, счастья, полета. Живите в таком состоянии весь день. Можно вызвать его искусственно, вспоминая самые светлые моменты в вашей жизни.
  2. Не позволяйте мозгу анализировать, размышлять. Воспринимая стороннюю информацию, не старайтесь ее удержать.
  3. Не унывайте, если что-то не ладится.
  4. Забудьте слово “болезнь”, выбросьте его из сознания. Повторяйте как можно чаще мысленно и вслух: Я здоров. Я счастлив. Я молод. Я неуязвим. Я все могу.
  5. Всегда представляйте себя таким, каким вам хотелось бы состояться внутренне и внешне.
  6. Относитесь к себе с любовью и уважением. Никогда, даже мысленно, не браните и не унижайте себя. Похваливайте себя за малейшее достижение.

Применение кинезиологических приемов в ситуации стресса.

Г.Селье отмечал, что значение имеет не то, что с вами случится, а то, как вы это воспринимаете. Стресс иногда является необходимым явлением в жизни человека, так как он позволяет приспособиться к новым условиям, иногда оказывает положительное влияние на работоспособность и творчество.

С другой стороны, стрессовое состояние является сигналом, оповещением, что следует остановиться, применить метод снятия напряжения и избавиться от негативных переживаний. Если сознание человека не может нейтрализовать негативные переживания, они переходят на подсознание, а затем на телесный уровень, провоцируя возникновение заболеваний.

В стрессовой ситуации ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое полушарие блокируется. Ведущие органы (рука, ухо, глаз), которые контролируются ведущим полушарием, также берут на себя основную нагрузку в состоянии стресса. Происходит нарушение межполушарного взаимодействия, поэтому могут “отказать” ноги, руки и т.д. Для снятия стрессовых и невротических состояний необходимо восстановить межполушарное взаимодействие, гармонизировать работу мозга.
Кинезиологический комплекс упражнений, направленных на снятие стресса, следует выполнять под спокойную музыку.

1. “Лобно-затылочная коррекция”.

Одну ладонь положить на затылок, другую – на лоб. Закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации. Сделать глубокий вдох-выдох. Мысленно представьте ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумайте и осознайте, как эту ситуацию можно разрешить. После появления своеобразной “пульсации” между затылочной и лобной части самокоррекция завершается глубоким вдохом-выдохом.

2. “Молния”.

Провести рукой вдоль переднего срединного меридиана от нижней губы к лобковой кости, затем в обратном направлении (“расстегивая и застегивая молнию”). То же самое сзади. Заканчивать движением вверх.

3. “Уши”.

Мягко расправьте и растяните руками внешний край каждого уха в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассируйте участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице – 5 раз.

Упражнения для снятия эмоционального напряжения.

  1. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. На вдох-выдох – ослабить усилие сжатия кулака. Упражнение выполнять обеими руками одновременно 5 раз. Закрытые при этом глаза усиливают эффект.
  2. Сделать двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
  3. “Медуза”. Сидя на стуле, совершайте плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

В заключение хочется сказать, что коррекция и профилактика синдрома “эмоционального выгорания” – это не только забота психологов, но также должны быть приняты меры по изменению режима психосанитарных, санитарно-гигиенических и бытовых условий педагога.

Семигуллина Наталья Николаевна30.09.2015 7420 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar