РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дискуссия как нетрадиционная форма проведения учебных и внеучебных занятий

Дискуссия как нетрадиционная форма проведения учебных и внеучебных занятий

Образование должно развивать не только интеллект, но и оптимизм, ответственность, социальную компетентность. Именно по этой причине, данная тема в настоящее время очень актуальна. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру.

Нетрадиционные формы проведения уроков:

  • это формы работы, которые позволяют учащемуся мыслить и не боятся высказаться,- это все, что необычно и ново,
  • это новые формы, апробированные учителями - новаторами, новые методики,
  • это те уроки, которые способствуют оптимизации и эффективности обучения в несколько раз.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Видов нетрадиционной формы обучения разработано множество, например: ролевые игры, урок – спектакль, урок - КВН, урок-состязание, межпредметный интегрированный урок, урок – конкурс, дискуссия или диспут. Я бы хотела подробней рассмотреть дискуссию.

Что такое дискуссия? Дискуссия ( от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – обсуждение спорного вопроса, проблемы на собрании, в беседе, спор. Дискуссия – это форма, которая может ставить различного рода цели: исследование и постановка проблемы, обучение приемам ведения дискуссии, стимулирование творчества и т.д.
Выделяют два основных значения слова «дискуссия»: способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе и метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск решения.

Наше понимание дискуссии немного отличается от приведенного. Дискуссия понимается нами как способ, метод постановки проблемы для учащихся.

Дискуссия как метод проведения урока увеличивает включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности, повышает эффективность и заинтересованность путем предоставления им возможно проявить компетентность и удовлетворить свои потребности в признании и уважении.

В современной педагогической практике накопилось множество разнообразных вариантов дискуссии, т. к она активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ организации внеучебной коллективно творческой деятельности обучающихся. Многообразие видов дискуссии определяется ее разнообразной целевой направленностью, содержанием организуемой с ее помощью деятельности, количеством участников.

На начальном этапе необходимо объяснить учащимся, в чем разница между спором и дискуссией.

Это принципиально разные понятия. Во-первых, в споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.

Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет. В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного.

Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживаемся следующих правил:

  • Всегда помним о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждаем только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерываю. Не даю обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекаю попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремимся не к победе, а к истине.
  • С уважением отношусь к мнению каждого ученика. Любое мнение — это точка зрения. Даже отличаясь от моей точки зрения она имеет право на существование. Не обижаю ученика, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.
  • Придерживаюсь дружелюбного тона. Обращаюсь к ученику по имени или другим уважительным способом.

Часто предлагаю детям на отдельном листке написать тему, которая могла бы быть интересной для одноклассников, спорной, неоднозначной, — то есть могла бы стать предметом обсуждения-дискуссии. Обсуждению самых интересных из них мы посвящаем следующее занятие.

Примеры тем для дискуссии:

  • На чем лучше отправиться в путешествие: на корабле или самолете?
  • Хорошему или плохому учит нас телевидение?

При обучении младших школьников правилам ведения дискуссии использую следующие методики:

«Пустое кресло»

Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести учащихся к открытию правды, к определению фактического состояния вещей. Методика «Пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии.

На 3-4 стульях раскладываю карточки с мнениями на поставленную проблему разных людей и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель (ведущий) услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию.

Методика «Ковёр идей».

«Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.

  • Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
  • Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
  • Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
  • Четвёртый этап – оценивание идей.

Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
Применять данные методики не обязательно все на одном уроке.

На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы ввожу постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Опыт школьных учителей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения. Причем, формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача.

Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т.к. нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Подводя итог выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность выбранной темы и рекомендовать учителям уделять большее внимание нетрадиционным урокам.

Камалова Вера Александровна03.10.2015 7560 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar