РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация внеурочной деятельности. Проектная деятельность "Я - исследователь".

Организация внеурочной деятельности. Проектная деятельность "Я - исследователь".

Автор: Парамонова Наталья Владимировна

В 4 классе православной классической гимназии г.Хвалынска одним из 3 кружков, которые я преподавала, являлся кружок Проектная деятельность «Я – исследователь». Об этом кружке я и хочу рассказать.

Программа обучения младших школьников проектно – исследовательской деятельности по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению учебно–познавательной; по форме организации – общедоступной.

Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения, а также учит защищать свой проект в присутствии большого количества людей.

Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Ещё хотелось бы добавить, что количество исследовательских работ должно соответствовать возрасту детей. В 4 классе мы делали 5 проектов в течение года, но честно сказать, для этого возраста детей это много. 4 проекта мы сделали с удовольствием, а на 5 проекте ребята устали, тем более что его выполнение осложнила подготовка к предстоящему мониторингу.

Итогом проектно – исследовательской работы и главным этапом обучения каждого проекта было выступление перед всеми педагогами, желающими родителями и учащимися гимназии в актовом зале. Общим итогом всех защищённых проектов в конце мая была викторина. Все учащиеся гимназии с 1 по 5 класс были распределены по командам (т.о. в каждой команде были учащиеся с 1 по 5 класс), капитаном каждой команды был поставлен учащийся 4 или 5 класса, наставником каждой команды назначен педагог, также был назначен ведущий из педагогов, который зачитывал вопросы и создано жюри из педагогов. В конце викторины команда, набравшая большее количество баллов стала победительницей.

Но вернусь к проектам, над которыми мы работали. В начале года учитель каждого класса, кроме 1 выбрал темы проектов, соответствующие возрасту детей. Общее направление тем – это показать величие России. Учащиеся должны были исследовать жизнь и деятельность великих людей нашей страны, например: поэтов, писателей, художников, композиторов, людей, возведённых в лик святых, путешественников, полководцев.

Наш класс исследовал: Эдуарда Николаевича Успенского, Патриарха Гермогена, Юрия Алексеевича Гагарина, Василия Андреевича Тропинина и Михаила Илларионовича Кутузова.

На подготовку проекта уходило от 1 месяца до двух недель. Занятие проходило по расписанию. Защита проекта также проходила согласно графику.

На примере проекта о Гагарине исследовательская работа проводилась по нескольким этапам:

1 этап
Выяснить причину. Почему мы будем заниматься этим проектом. В ходе беседы узнать, что ребята знают о Гагарине. Определить цель нашего проекта: узнать как можно больше о Юрии Гагарине, его характере, стремлении в жизни, подвиге. Т.е. каким он был и почему стал героем.

Определить задачи:

  1. Учиться находить материал.
  2. Учиться оформлять результаты исследования, используя ИКТ.
  3. Подготовиться к защите проекта.

Домашнее задание: Найти информацию о личности Гагарина. Необходимо подсказать ребятам, что информацию можно получить из различных источников: общение со взрослыми, библиотека дома и интернет. И о том, что информация может быть различной: это может быть текст, презентация, видео.

2 этап.

Обработка информации о жизни Гагарина, принесённой учащимися. Деления текста на части для выступления каждого учащегося. Этот этап может длиться несколько занятий.
Домашнее задание: Найти информацию о том, кто первым побывал в космосе, как это происходило, а также, почему Юрию Гагарину присвоено звание героя. Информация может быть как в виде текста, так и в виде фото и видео.

3 этап.

Обработка информации о подвиге первого космонавта. Отбор информации для оформления презентации.

4 этап.

Оформление презентации с помощью учителя. Ребята подбирали картинки, вставляли их в слайды. Подбирали видео. Этап может длиться несколько занятий. Положительным является ещё то, что ребята учатся работать с компьютером, понимают, что такое презентация в виде слайдов.
Домашнее задание: Вспомнить что такое буклет. Отобрать текст и картинки для создания буклета.

5 этап.

Создание и оформление буклета.

6 этап.

Защита проекта. Она проходила в актовом зале в присутствии всех учащихся гимназии, преподавателей и желающих посмотреть родителей. Наша защита началась с вступительного слова учителя. Затем была включена радио запись о запуске на орбиту космического корабля «Восток» с человеком на борту, найденная в интернете от 12 апреля 1961 года. Свою защиту мы начали с выпуска новостей, где двое детей в роли дикторов сообщили о полёте Юрия Гагарина в космос. А затем проектором на доске показывали слайды c фотографиями и картинками, а ребята зачитывали текст о жизни и полёте в космос Юрия Гагарина. В конце мы показали видео о космическом корабле в космосе и подарили присутствующим зрителям буклеты.

Каковы же результаты?

  • Кроме того, что учащиеся смогут получить дополнительные знания в различных областях;
  • видеть основные особенности проведения исследований;
  • правильно определять круг вопросов и проблем;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • классифицировать предметы, события;
  • выявлять черты характера героя;
  • выдвигать идеи;
  • делать выводы и умозаключения;
  • пользоваться интернетом;
  • создавать презентации;
  • выступать публично.
Парамонова Наталья Владимировна04.10.2015 9240 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar