РАЗРАБОТКИ

Другие модули


ГОУ образованием в сельской школе и направления его деятельности

ГОУ образованием в сельской школе и направления его деятельности

Ключевой идеей развития государственно-общественного управления (ГОУ) в образовании является вовлечение общественности в процесс формирования и реализации программы образовательного учреждения и совместная деятельность над повышением качества образования, т.е. объединение интересов государства и общества в решение проблем обучения. Помимо единоначалия, которое осуществляется руководством школы, федеральный закон вводит понятие коллегиальности.

К органам коллегиального управления мы относим общее собрание школы, Управляющий и Попечительский Советы, всевозможные советы родителей и учеников, которые нашли отражение в Уставе образовательного учреждения. Таковые функционируют с 2004 -2005 годов. Однако ни для кого не секрет, что деятельность этих органов оставляет желать лучшего. Управляющие советы многие видят свои функции в распределении стимулирующей части педагогических работников, в лучшем случае инициируют социально-значимые проекты, вовлекая в них широкие массы населения от детворы до жителей поселения. Попечительские Советы взвалили на себя функции по сбору и распределению внебюджетных средств на различные нужды школы.

Можно сказать, что в настоящее время существует неопределенность в понимании механизмов обеспечения государственно-общественного характера управления образованием, особенно на муниципальном уровне. Наши родители, которые представляют как общество в узком его смысле, выступают как потребители и заказчики образовательных услуг, которые мы осуществляем. Такое понятие как качество образования истолковывается, как способность школы удовлетворить требования родителей, т.е. потребителей. Измерителями нашей хорошей работы являются сегодня такие показатели как отсутствие пропусков уроков без уважительной причины, стабильность контингента учащихся, стабильность кадровой ситуации. Еще одним показателем является желание учащихся старших классов посещать уроки по тем предметам, которые они не выбирают для сдачи ЕГЭ и для них важнее общение и процесс мышления на таких уроках. То есть школа для них становится местом социализации и взросления.

Для нас, как родителей должно быть важно, чтобы ребенок социализировался безболезненно и как можно быстро. Именно поэтому очень важно, чтобы каждый родитель осознавал это и рассматривал школу не как заурядный потребитель и иждивенец, которому школа обязана выучить ребенка, но и стал своего рода фактором для развития школы. Именно в том ключе, чтобы мог определять какие предметы предпочтительней для изучения детей из вариативной части программы, какое дополнительное образование им необходимо. И здесь необходима и востребована работа умных коллегиальных органов, которые мы должны взрастить, объединив наши усилия.

Надо формировать из числа родителей общественных экспертов, которые могли бы наряду с профессиональными экспертами мониторить школы и тем самым влиять на программы развития школы, на составление и разработку образовательных программ. С этой целью в школе начинает действовать Школа Активного Родителя "ШАР" . Это открытая школа, в которой все желающие могут участвовать в управлении школой, оценивать качество образования. Таким образом они реализуют свое желание видеть своих детей здоровыми физически и психологически, социально успешными. Для этого необходимо получение дополнительных умений и навыков (гражданско-правовых, информационных, экономических и т.д.)

Школа активного родителя - это своеобразный образовательный центр для окружающего сообщества. Деятельность школы в этом направлении и ее продолжение нашли отражение в проекте школы по развитию ГОУ образованием «Сельская школа –территория открытой образовательной среды» и позволили войти в число республиканских стажировочных площадок. Опыт школы в создании и деятельности Управляющего Совета, Родительского комитета отражен на сайте школы, что позволяет родителям иметь представление о результатах образования и деятельности самого коллегиального органа.

Результаты конкретизированы ФГОС и ООП образовательной организации, но родителям, к примеру, метапредметные результаты или универсальные учебные действия непонятны. Необходимо обеспечить перевод на понятный, общедоступный язык особенностей современного образования, выделить отличия образования, которое получили родители, от образования, которое получают дети сейчас. В то же время страничка «Управляющий совет» призвана обеспечить расширение общественного участия в управлении образованием, рост влияния общества на качество образования, повышение эффективности деятельности школы, ее открытости потребителям образовательных услуг, создана для развития института гражданского общества и повышения социальной активности жителей улуса Шибертуй.

Управляющий совет школы состоит из 9 членов, представляющих родительскую общественность, общественные организации местного самоуправления, учителей. В задачи членов УС, Родительского комитета школы и коллектива школы входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и школы в целях воспитания учащихся. Спектр деятельности разнообразен, это и организация диагностической работы по изучению семей (использование разных форм и методов в изучении семьи), выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса (попечительский совет, родительский комитет и т.д.).

Необходимость создания Управляющего Совета и привлечения общественности к решению задачи обеспечения качества образования назревала еще тогда, когда мы разработали проект «Агроэтноэкологическая школа как фактор социального партнерства» и ряд многолетних подпроектов, которые так или иначе привлекали общественность к участию в деятельности школы. В рамках действующей образовательной программы школы реализуются и развиваются следующие проекты: «Тоонто», «Аянга», «Эрмэлзэл», «Дамжулга», «Тамир», «Одон». Например, в рамках проекта "Тоонто" члены УС организуют юбилеи школы, районные традиционные праздники "Сагаалган", фестивали, посвященные памяти знаменитых земляков. Каждое дело инициированное УС школы влечет создание рабочей группы дела, которая берет на себя разработку деталей, определяет круг участников и т.д. Акции "Чистое село", "Чистая речка" стали традиционными и ежегодно вместе с родителями, учителями выходят ученики, они убирают русло речки, по которому протекает речка по всему селу. После замены в школе окон на евроокна убрать силами коллектива школы было непосильно- на помощь пришел Управляющий Совет, который мобилизовал родителей и неравнодушных односельчан и работали вместе с ними.

Родительская и учительская общественность принимает участие в оценке качества образования, осуществляет мониторинг реализации ФГОС НОО нового поколения. В 9, 11классах по графику посещают уроки, работают в качестве общественных наблюдателей во время проведения пробных тестирований ГИА, ЕГЭ. Во время аккредиатационных мероприятий представители родительской общественности задействованы в качестве независимых наблюдателей.

Все реализуемые проекты имеют точное свое назначение и вписаны в общую структуру деятельности школы и являются примером вовлечения общественности в процесс формирования и реализации программы образовательного учреждения.

Шоймполова Юлия Юмжаповна07.10.2015 6620 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar