РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование метода проектов на уроках технологии

Обучение и воспитание ученика – задача сложная, многогранная, актуальная. В каждом ученике заложен потенциал, реализация которого зависит от мастерства педагога. А свое мастерство учитель реализовывает на уроке. Если урок плох, ученик не может быть успешным. Как создать ситуацию успеха на уроке? На этот вопрос каждый учитель ищет свой ответ. Для меня это – любовь к своему предмету, познание, поиск новых форм работы, творческий и индивидуальный подход к каждому ребенку.

В настоящее время наше образование направленно на формирование и развитие универсальных учебных действий. На первый план выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания школьников, развитие у них творческих способностей, критического мышления, способностей проявлять инициативу, предприимчивость, ответственность. Новые подходы к обучению требуют новых форм и методов деятельности, учащихся на уроке технологии. Ведущим методом учебной деятельности, который используется мною на уроках технологии, является проектный метод, развивающий познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания. Индивидуальность каждого проекта выражается в произвольном выборе декоративного оформления, а обязательность применения определенных инструментов служат в качестве закрепления пройденного материала.

Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Выбор метода проектов обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Во-первых, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований. Во-вторых, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой, научной и самостоятельной деятельности.

Предмет «Технология» - это предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности.

Метод проектов мною используется уже давно. Любой творческий или исследовательский проект обязательно выполняется под моим руководством. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся условия для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы. При проведении уроков технологии с применением проектной деятельности перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного творческого проекта. По опыту, могу сказать, что в 5-6 классах проект выполняется с большим интересом. Самыми любимыми темами, в этом возрасте, являются проекты, выполненные в подарок маме, папе, бабушке. Примерами таких работ могут быть: «Панно из стружек», «Панно из бересты», «Модели машин, вертолетов» и т.д. Например, работа над проектом «Разделочная доска» впечатлила учащихся 5-х классов.

В 7-8 классах в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы разработать проект надо научиться сопоставлять и анализировать собранный материал, находить связи и зависимости. Также в этом возрасте большое внимание уделяю декоративно-прикладному творчеству. Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях любовь к родному краю, изучению национальной культуры, быта. Приведу тематику реализованных моими учениками проектов. «Бочонок для меда», «Деревянная ложка», «Полочка для кухни», «Дом из спичек», «Туески», «Шкатулки с национальным орнаментом».

Выполнение проекта - это целостный процесс исследования, обдумывания, принятия решения, планирования, изготовления и оценка изделия. Изготовления любого изделия должно быть направленно на удовлетворения потребностей людей. Создавать ненужные проекты бессмысленно. Поэтому в процессе проектирования, я четко слежу, оцениваю идеи учащихся.

Работу над проектом делю на четыре этапа:

I. Планирование.

Планирование работы над проектом начинается с его обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний.

II. Аналитический этап.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу. Собирает нужную информацию по различным источникам: специальная литература, Интернет ресурсы и т.д.

III. Этап обобщения информации.

На этом этапе учащиеся анализируют и систематизируют полученные данные, объединяют в единое целое. Выполняют проектную работу, используя полученную информацию.

IV. Представление полученных результатов работы.

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата. Учащиеся представляют полученные результаты, описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

Возможны два пути формирования проектных навыков в педагогической деятельности. Это использование проектно-исследовательского метода: в учебном процессе непосредственно на уроке и во внеурочной деятельности учащихся. Использование метода проектов во внеурочной деятельности предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности.

Метод проектов ориентирует учебный процесс на решение учащимися познавательных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения.

В результате использования проектной деятельности на уроках технологии для учащихся произошли следующие изменения:

  • вырос интерес у учащихся к изучению предмета технологии;
  • строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся;
  • увеличилось количество учащихся по выполнению творческих проектов;
  • улучшилась дисциплина;
  • учащиеся стали более трудолюбивы;
  • учащиеся стали отзывчивы по отношению друг другу.

Подход к освоению учащимися проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Применение проектного метода дает учащимся возможность применить свои знания на деле, формирует технологическую культуру и творчество.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены