РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа педагога- психолога с педагогическим коллективом школы

Работа педагога- психолога с педагогическим коллективом школы

Сулимова Наталья Сергеевна, педагог- психолог
ГУ «Средняя школа № 33 Целиноградского района»
Акмолинская область

Современное состояние общества, перемены, происходящие у нас в стране и в мире в целом, предъявляют новые требования к человеку. Поэтому все более увеличивается значимость проблематики субъекта, способного воздействовать на изменяющуюся социальную ситуацию, правильно оценивать и прогнозировать ход ее развития. В связи с этим по-новому ставится проблема качества профессиональной деятельности педагога- психолога в школе

Современной школе необходимы новые учителя, которые глубоко владеют психолого-педагогическими знаниями и понимают особенности развития школьников, являются профессионалами в различных областях деятельности, способны помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
В системе координат, определяющих становление педагога-профессионала, важную функцию выполняет проблема формирования его личного опыта. Расширение границ индивидуального опыта приводит в движение рефлексивные процессы, профессионально-личностное развитие и саморазвитие педагогов школы.

Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у каждого педагога, раскрытие его задатков, способностей, интересов и склонностей Министерство образования РК провело ряд съездов, коллегий, конференций, семинаров, круглых столов, в которых участвовали практические психологи системы образования, ученые академических заведений. Итогом этих обсуждений явился пакет документов, в которых отмечается необходимость интенсивного внедрения психологических знаний во все структуры системы образования. В свете этого появилась необходимость и возможность дальнейших теоретических разработок путей и средств психологического обеспечения педагогического процесса в школе.

В настоящее время уже вышло много работ по изучению, анализу и обобщению путей становления психологической службы (А. Г. Асмолов, М. Р, Битянова, Л.А.Головей, И.В.Дубровина, У.В.Кала, А,Д.Карнышев, Н.В.Морозова, А.А.Крылов, В.В.Раудик, А. А. Реан, Н.А.Розе, Е.И.Рогов , Г. С. Сухобская , Е.М. Дубовская , 0.А.Тихомандрицкая и др(1). В этих работах в определенной степени обобщен как российский, так и зарубежный опыт по основным направлениям развития психологической службы. Однако по настоящее время нет общепринятой модели работы педагога- психолога с педагогическим коллективом. Достижения в психологической науке стимулируют пересмотр и расширение сфер деятельности психологической службы и ее методов, технологий. В связи с этим требуется на современном этапе создать модель психологического обеспечения, базирующуюся на современных достижениях психологии, синергетики и других науках.

Во многих странах ежегодно происходит уточнение и расширение направлений деятельности психологической службы. В США с учетом новых данных о психических закономерностях развития человека и с появлением новых педагогических и психологических технологий уточняется сфера деятельности каунслера (советника) и психолога в школе. В Бельгии, как и в других странах, каждый год идет конкретизация, коррекция сфер деятельности психологов, социальных педагогов, медицинских работников, специальных педагогов в индивидуальном сопровождении, которое осуществляют Психолого-Медико-Социальные (ПМС) центры(2) Подобная работа проводится и в других странах. В связи с этим встает задача проанализировать опыт и уточнить направления становления психологической службы в данном направлении.

Современная сельская школа, в частности наша, ГУ Калачевская средняя школа отдела образования Есильского района Акмолинской области, использует психологическую службу для повышения профессиональной компетентности педагогов . Наше исследование имеет целью формирование профессиональной компетентности педагога через систему работы психологической службы.

Задачи , которые мы ставим перед собой следующие:

  • изучить уровень профессиональной компетентности педагогов, их потребности, проблемы, интерес.
  • совершенствовать уровень психолого-педагогических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессиональных и личностных ориентаций.
  • информировать педагогов о достижениях психологической науки и практики посредством нормативных документов и программно- методического обеспечения
  • создать условия для непрерывного развития и самореализации профессиональной компетентности педагогов.

В нашем коллективе три группы педагогов:

  • творчески работающие, мастера своего дела
  • испытывающие затруднения
  • молодые специалисты

Предлагаем свое видение решения данного вопроса, состоящее из следующих этапов:

  • диагностико – аналитический
  • этап создания условий профессионального роста
  • результативностный

Первый этап включает следующие направления деятельности:

  • педагогическая диагностика
  • создание диагностической карты педагогического мастерства
  • перспективное планирование повышения квалификации педагогов через курсовую переподготовку

В разных работах психологов описаны различные личностные структуры, а следовательно диагностические приемы и методы (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.Е.Личко,В.Н.Мясищев А.А.Реан и др.). Сделана попытка описать модели саморазвивающейся личности (А.Маслоу, А.В.Петровский, К.Роджерс, Д.Снигг и А.Комбс,В. А.Ядов и др (3). Новейшие исследования в психологии, постоянные изменения в обществе требуют уточнения базовых личностных структур, которые должны соответствовать современным требованиям государства, общества и самого человека.

К видам практической деятельности относим:

  • педагогические советы, выступления психолога, педагогов
  • семинары(всех видов)
  • консультации
  • практические психологические упражнения
  • взаимопосещения
  • день открытых дверей
  • конкурсы 

Районные, городские, областные мероприятия всегда с удовольствием посещаются нашими педагогами, активизируя их деятельность в практической направленности.

Форма анализа представлена следующими направлениями:

  • самообразование
  • педсовет
  • собеседование
  • самоанализ
  • аттестация
  • доверие
  • оперативный контроль
  • эпизодический контроль

Следует отметить, что для любого вида деятельности, особенно важны факторы и условия профессионального роста.

Так, в совместной работе педагога-психолога и педагогического коллектива необходимо:

  1. Создание максимально возможного информационного, психологического, дидактического, технологического обеспечения повышения профессиональной компетенции
  2. Разработка системы психологической поддержки в соответствии с заявленными проблемами (4)

В заключении хочется отметить, что работа с педагогическим коллективом требует очень серьезного отношения. Очень тяжело одновременно являться членом какого-либо коллектива и работать с ним. Поэтому некоторые, особенно начинающие психологи, принимающиеся по заказу администрации за «работу с коллективом», иногда через некоторое время с удивлением обнаруживают, что находятся в социальном вакууме из-за слишком рьяного «перевоспитания». Для того, чтобы этого не произошло, обратите внимание на создание соответствующей деловой, личностной, но, главное, гуманной и доброжелательной атмосферы в коллективе.

Список литературы:

  1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999
  2. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко. – М., 1997
  3. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2001.
  4. Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2004.
Сулимова Наталья Сергеевна17.10.2015 14090 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar