РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование интерактивных методов в обучении специальных дисциплин

Использование интерактивных методов в обучении специальных дисциплин

Автор: 
Смирнова Н.Ю.
преподаватель

Аннотация

В данной работе рассмотрены общие вопросы и практика внедрения интерактивных методов. Представлен план-конспект урока-зачета на тему «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии» для студентов СПО, обучающихся по профессии «Повар, кондитер».
Все это может оказать помощь в работе педагогам и специалистам на уровне среднего профессионального образования.

Введение

Эта работа посвящена интерактивным методам, которые необходимо применять в обучении студентов на современном этапе.
Документальным обеспечением данной работы является ФГОС по профессии «Повар, кондитер», Трудовой кодекс.

В основу методической разработки положены: личностно-ориентированная и информационно-коммуникативная технологии. Наиболее активно использовалась научно-популярная литература:

  1. Интерактивные методы обучения.// Педагогика, 2000. - №1. –с.23.19.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование, 1998.-164с.
  3. Новое педагогические и информационные технологии в системе образования, «АКАДЕМИЯ» 2005.

В стремительно меняющемся мире ведущей задачей профессионального образования становится подготовка специалистов, стремящихся к саморазвитию и самореализации, способных не только гибко реагировать на изменения рынка труда, но и активно влиять на социально-экономические и культурные перемены. Идеальный тип человека современности и ближайшего будущего – это человек самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.

Все вышеперечисленные свойства и качества универсальны и необходимы в любой профессиональной деятельности. Внедрение интерактивных методов является крайне важной задачей в воспитании молодых специалистов. В последнее время работодатели, родители, высшая школа обращают все большее внимание на воспитание человека пытливой, ищущей мысли, способного работать в команде, коммуникабельного, обладающего навыками проектирования, наделенного культурой учения и труда. Поэтому выпускники образовательных учреждений должны обладать ключевыми компетенциями, т.е. универсальными умениями, позволяющими им понимать ситуацию и достигать результатов в профессиональной и личной жизни. Ключевые компетенции состоят из профессиональных компетенций (свойство человека успешно достигать конкретного результата в реальной профессиональной деятельности) и надпрофессиональных компетенций (это личностные качества человека). Поэтому педагогам СПО и общеобразовательных школ в обучении современных специалистов необходимо шире использовать интерактивные методы. Это пробудит интерес обучающихся к будущей профессии, поможет им более полно овладеть профессиональными, знаниями и навыками, ориентироваться в новых ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей.

В данной методической разработке обосновывается необходимость внедрения интерактивных методов обучения в учреждениях СПО и других учреждениях образования в связи с требованиями современного общества, дается понятийный аппарат и рекомендации в проведении урока по учебной дисциплине «Охрана труда и окружающей среды» по профессии: «Повар, кондитер» с применением интерактива (ролевой игры).

Материалы данной методической разработки рекомендуются для использования в работе педагогов и специалистов учебных заведений для качественной подготовки студентов.

Ключевые слова:

  • Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.
  • Мозговой штурм – метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
  • Групповая дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-то проблеме.
  • Ролевая игра – ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Небольшая сценка произвольного характера, отражающая модель жизненных ситуаций.
  • Ключевые компетенции – наиболее общие (универсальные) умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни. Термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других компетенций.
  • Профессиональные компетенции – свойство человека успешно достигать конкретного результата в реальной профессиональной деятельности.
  • Надпрофессиональные компетенции – личностные качества человека.

Цель работы: Формирование знаний по интерактивным методам и их практическое использование в обучении специальных дисциплин.

Задачи:

  • Ознакомить с классификацией методов обучения, основанной на видах взаимоотношения преподавателя и студента.
  • Раскрыть сущность интерактивных методов, показать их роль, значение в обучении спецдисциплин.
  • Сравнить интерактивные методы обучения с традиционными и выделить преимущества интерактивных занятий.
  • Показать формы воплощения интерактивных методов в жизнь.
  • Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания об интерактивных методах на уроках спецдисциплин.

1. Теоретическая часть.

1.1. Общие понятия об интерактивных методах.

Поиск ответа на традиционный вопрос «Как учить и воспитывать? – выводит на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной и воспитывающей деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

Классификаций методов обучения великое множество. Условно их можно разделить на 3 основные категории: пассивные, активные, интерактивные.

1. Пассивные методы (методы линейного воздействия).

Суть этих методов в том, что педагог является главным организатором. Он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия обучающихся. Любая попытка обучающихся показать свою самостоятельность, их инициатива и творчество рассматриваются как отход от заранее намеченного плана работы. Проблема исследования не обсуждается в ходе совместной работы, а предлагается как актуальная и значимая. Студентам определяется роль пассивных объектов воздействия взрослых.

Формы реализации в учебном процессе: Лекция, рассказ, опрос по пройденному материалу, решение задач, тестирование, работа с учебником и т.д.

Условия выбора пассивного метода:

  1. У обучающихся нет достаточного количества источников информации (учебников, словарей, справочников, и т.п.), а для проведения учебных занятий или внеурочной деятельности необходима дополнительная информация.
  2. Не хватает времени для нахождения информации.
  3. Большая аудитория обучающихся.
  4. Ставиться изначальная задача отбора наиболее талантливых и успевающих (наилучшие аудиальные или визуальные способности – зрительная или слуховая память) студентов.
  5. Объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения.
  6. Особенность группы подразумевает необходимость «проговаривать» те или иные принципиальные положения, у обучающихся не хватает необходимого социального опыта.

Положительные стороны пассивного метода:

  1. Экономия времени.
  2. Высокая дисциплина.
  3. Не требует большого количества дополнительных ресурсов.
  4. Простота оценивания усвоения материала при репродуктивном характере проверке.
  5. Высокий теоретический уровень.

Отрицательные стороны пассивного метода:

  1. Снижение мотивации обучаемых.
  2. Отсутствие индивидуального подхода.
  3. Низкий уровень деятельности студентов
  4. Процент усвоения материала невелик
  5. Акцент на запоминание, а не на понимание.

2. Активные методы (методы кругового воздействия)

Суть этих методов в том, что характер взаимодействия педагога и студентов меняется. Преподаватель еще остается главным, единственным источником информации и экспертом, но студенты уже не являются пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. В этом случае, учебно-воспитательный процесс не может быть полностью подготовлен преподавателем заранее. Занятия не имеют жесткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. Формирование тем и проблем также происходит в ходе совместного обсуждения. Вместе с тем роль педагога в активных методах является ключевой, без него невозможно дальнейшее проведение занятия.

Формы реализации в учебном процессе:

Соревнование по рядам, вариантам, группам; любые виды дискуссий, различные беседы, обсуждение альтернативных решений и т.д.

Условия выбора активного метода.

  1. Средний уровень подготовленности группы.
  2. Рассматриваемые вопросы привлекают повышенный общественный интерес или основаны на распространенном социальном опыте.
  3. Развитое умение учащихся задавать вопросы.
  4. Необходимость подвести итоги или обсудить полученный материал.
  5. Аудитория средних размеров.
  6. Объем материала позволяет развивать обсуждение.
  7. У преподавателя достаточно времени на уточнения и пояснения.
  8. Аудитория достаточно однородна по уровню подготовленности.
  9. Высокий уровень компетентности преподавателя в рассматриваемой теме.

Положительные  стороны активного метода

  1. Тема занятий определяется совместно.
  2. Не требует большого количества дополнительных ресурсов.
  3. Студенты приобретают умение формулировать свои потребности и вопросы.
  4. Повышается мотивация.
  5. Преподаватель является компетентным источником информации.

Отрицательные стороны активного метода

  1. Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов.
  2. Ряд обучающихся остаются пассивными из-за стеснения, неумения быстро сформулировать вопрос, дефектов речи и т.д.
  3. Возможен уход в сторону отдельными студентами.
  4. Возможно давление педагога, остающегося центральной фигурой занятия.
  5. Снижается дисциплина.

3. Интерактивные методы (методы кругового взаимодействия)

Коммуникация.

При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется – перерастает быть центральной, он лишь регулирует учебно- воспитательный процесс и занимается его общей организацией. Определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у обучающихся появляются дополнительные источники информации: книги, словари, справочники, сборники законов, поисковые компьютерные программы. Они также обращаются к социальному опыту – собственному и своих товарищей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все ее члены, не было подавления инициативы или возложения ответственности на одного или нескольких лидеров. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимосвязь, а результаты их работы дополняли друг друга. На схеме показано, что воздействие преподавателя не прямое, а опосредованное, что пока еще характерно для российской системы образования. Обучающиеся чаще вступают в контакт друг с другом, а взрослые должны заботиться о направлении их усилий для достижения положительного результата, консультировать и помогать в организации рефлексии.

Формы реализации в учебном процессе.

Ролевые и деловые игры, дебаты, проектная деятельность, моделирование, мозговые штурмы, станционные взаимозачеты.

Условия выбора интерактивных методов.

Выбор методов обучения и воспитания является ответственным делом, от которого зачастую зависит успех или неудача занятия. Необходимо также умелое сочетание различных методов в процессе преподавания, что может сделать обучение более разнообразным и интересным. К таким условиям и факторам выбора методов преподавания могут быть отнесены следующие:

  1. Уровень теоретической подготовки студентов.
  2. Наличие социального опыта по рассматриваемой теме.
  3. Наличие или отсутствие умений строить эффективную коммуникацию.
  4. Степень мотивации студентов к обучению.
  5. Количество дополнительных источников информации и навыки работы с ними.
  6. Количество студентов (в большой группе сложно наладить интерактивное взаимодействие).
  7. Индивидуальные особенности преподавателя (темперамент, уровень владения материалом, интересы).
  8. Внешние ограничения (количество времени, общий объем материала, способы оценки успешности работы- тесты, экзаменационные вопросы, устные ответы или другие).

1.2. Почему необходимо использовать интерактивные методы в обучении?

Интерактив – это высокая мотивация, прочность знаний, творчество и фантазия, коммуникабельность, активная жизненная, позиция командный дух, ценность индивидуальности, свобода самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение, демократичность.

ХХI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, т. е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность студентов, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

Интерактивность (или открытость к общению) обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.

Участие в диалоге требует владения умением не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации обучающихся. Налицо более прочное усвоение материала, т.к. студенты «добывают» знания самостоятельно, сознательно, проживая каждый шаг обучения.

Именно интерактивные методы позволяют студентам поверить в свои силы, свои способности. У обучающихся повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся качества, как коммуникабельность, Умение общаться, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Не зря ХХI век называют еще «веком команд».

Интерактивные методы способствуют формированию умений распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию и предусматривать риски.

Согласитесь, интерактивные методы делают уроки интересными, развивают чувство ответственности и у Вас, и у Ваших студентов. В конце концов, интерактивные методы дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы. Пусть результаты использования интерактива будут видны не скоро, и это будут, скорее всего, слова благодарности студентов, преуспевших в бизнесе, науке, культуре или даже в ведении домашнего хозяйства. Следует помнить, что работать надо ради чего-то большего, чем просто за деньги…

Поэтому необходимо сказать «Да?» интерактивным методам, потому что они нравятся педагогам и обучающимся.

1.3. Как удачно организовать учебное пространство для воплощения интерактива?

Прежде чем приступить к групповым формам работы, следует обратить внимание на учебное пространство кабинета. Кроме того, что в кабинете должно быть чисто, свежо, приятно находиться, помещение должно «работать на Вас», т.е. помогать Вам достигать поставленных целей.

Конечно, вы знаете, что диалоговые формы взаимодействий ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда обучающиеся видят затылки сидящих впереди и только одно лицо - педагога, здесь неуместна. Необходимы варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе. Изменение привычной расстановки парт, возможность решать поставленные вопросы сообща подготавливают студентов к нетрадиционным формам обучения. При входе в кабинет, где учебное пространство подготовлено оригинально и соответственно предстоящему уроку, у обучающихся возникает мотивационная готовность к нестандартной ситуации. Внутренняя готовность студентов позволяет сокращать время, необходимое им для погружения в форму и содержание интерактивного обучения.

Подготовка учебного кабинета только в виде перестановки парт (даже если Вы удивите обучающихся перестановкой учительского стола за дверь или в самый дальний угол, а ученические парты расставите самым причудливым образом), все равно этого будет недостаточно! Займитесь оформлением фона во время интерактивного урока, подготовьте «якоря» - визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные, пространственные и другие. Часто бывает достаточно услышать какую-то мелодию, и мы внезапно переносимся в прошлое, видим, слышим и переживаем то, что было когда-то. Это действие аудиального якоря. Поэкспериментируйте, подумайте, что может помочь Вам «погрузить» ребят в нужную атмосферу, соответствующую форме и содержанию Вашего интерактивного мероприятия.

Может быть, Вы будете использовать листы-кричалки. К примеру, такого содержания:

  • «Критика подобна почтовым голубям, которые всегда возвращаются домой»
  • «За каждое нытье – один вырванный волосок. Смотри, не облысей!».
  • «Будь щедр на добрые слова!».
  • «Улыбайся!».
  • «Искренне старайся смотреть на вещи с точки зрения Вашего собеседника».

Позаботьтесь об обилии информационных источников, их удобстве для использования. Например, Вы можете оформить «остров сокровищ» - стол, на котором разложите книги, рефераты, газеты и тому подобное по интересующей проблеме.
Итак, имейте мужество быть оригинальным!

1.4 Формы воплощения интерактивных методов.

1) Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель- поиск путей решения какой-либо проблемы.

  1. Включение в работу всех членов группы.
  2. Определение уровня знаний и основных интересов участников.
  3. Активизация творческого потенциала участников.

Правила проведения мозгового штурма:

  • Называя идеи, нельзя повторяться.
  • Чем больше список идей, тем лучше.
  • Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы.
  • Идеи не оцениваются и не критикуются.

Роль ведущего

  • Определяет направления и тему мозгового штурма.
  • Фиксирует идеи, высказанные участниками.
  •  Держится в стороне от дискуссии.


2) Групповая дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-то проблеме.

Цель — решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе общения.

Задачи:

  • Обучение участников анализу реальных ситуаций.
  • Формирование навыков формулирования проблемы.
  • Развитие умения взаимодействовать с другими участниками.
  • Демонстрация многозначности решения различных проблем.

Роль ведущего:

  • Обозначение проблемы.
  • Побуждение к дискуссии всех участников.
  • Сбор различных мнений и аргументов.
  • Выделение общих точек зрения и важных пунктов.
  • Подведение итога групповой дискуссии.
  • Сообщения объективной информации по теме дискуссии и своего комментария.

3) Ролевая игра - это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

Цель — выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной ситуации.

Задачи:

  • Предоставить участникам возможность применять новые поведения в ситуациях, приближенным к реальным.
  • Показать, как поведение участников, влияет на окружающих.
  • Дать возможность испытать новые чувства, мысли, идеи.
  • Побудить к работе, обеспечив обратную связь со стороны членов групп.

Компоненты ролевой игры:

  1. Моделирование.
  2. Инструктаж.
  3. Подкрепление.

Моделирование — формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.

Инструктаж — вмешательство ведущего, который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.

Подкрепление — поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

Этапы ролевой игры:

  • Постановка задачи — определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
  • Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.
  • Разыгрывание ситуации.
  • Моделирование желательного поведения.
  • Отработка оптимального поведения.
  • Получение обратной связи.

1.5. Ролевые, деловые и самые разные игры.

Кто-то может считать, что игра в сравнении с другими методами - довольно легкомысленная затея. Кто-то применяет игры ради развлечения детей, и не более, а кто-то включает их в тематическое планирование и полагает, что они крайне полезны для более успешного обучения.

Сама по себе игра может принимать различные формы. Исполнение какой-то роли, операторные игры, коммуникативные игры, математическая имитация - все это, так сказать, члены одной и той же «семьи», и пригодность каждого из них для той или иной задачи зависит от намерений автора игры и от общего уровня развития ее участников.

Ситуативно-ролевые игры (драматизация) - это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники игры. Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет глупым.

Этапы ролевой игры:

  1. Постановка задачи - определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
  2. Инсгруктаж и обучение участников исполнению роли в запланированной ситуации.
  3. Разыгрывание ситуации.
  4. Моделирование желательного поведения.
  5. Отработка оптимального поведения.
  6. Рефлексия.

Операторные игры. Ситуация операторной игры отличается от ситуации ролевой игры некоторыми дополнительными правилами.

Предлагаем Вам универсальную игру «Живой Марк Твен». Учитель заранее готовит одного смышленого ученика к роли Марка Твена (Ломоносова, Есенина, Джордано Бруно, президента США или кого угодно!), дает ему материалы из биографии, газетные вырезки и т.д., помогает «влиться» в роль. На уроке обучающимся будет представлен «живой» Марк Твен, с которым они могут пообщаться и взять у него интервью. Введение дополнительных правил - на Ваше усмотрение!
Коммуникативные (риторические, ситуативно обусловленные, речевые) игры на уроках помогают создать атмосферу речевого общения, стимулируют активную речемыслительную деятельность студента.

Вот как можно использовать коммуникативные игры при знакомстве с написанием объявлений. Они очень распространены в повседневном общении. Школьники постоянно встречают эти тексты как в устной, так и в письменной речи, сами нередко попадают в ситуации, когда необходимо о чем-либо объявить, сообщить, оповестить. Обучающиеся затрудняются в отборе главной информации, дополняют тексты ненужными подробностями и т.д.

Игра №1.

Инструкция преподавателя:
- Представьте себе, что Вы потеряли зачетную книжку, книгу из библиотеки, шапку. Разделитесь на три команды. Каждая из команд должна составить устное объявление о пропаже указанного в карточке предмета и озвучить его. Поскольку объявление устное, необходимо учитывать громкость, темп речи.

Подведение итогов. Возможные вопросы:
- Чье объявление, на Ваш взгляд, оказалось самым удачным? Чье объявление лучше озвучено?

Игра №2.

Оборудование: карточки с заданиями:

  1. Сообщите, что Ваша группа идет в поход.
  2. Сообщите, что в воскресенье Вы отправляетесь в музей.
  3. Сообщите, что поход в кино переносится на завтра и т.д.

Деловые игры. Почему их так называют? Начнем с того, что стремительное распространение игры, имитации в военном деле и сфере подготовки бизнесменов предшествовало внедрению игр в образование. Сейчас во многих образовательных организациях введены элективные курсы менеджмента, экономики, юриспруденции и т. д., и как иначе называть игры, которые проводятся по темам, касающимся экономики, управления, если не деловыми? Естественно, деловые игры можно проводить и на уроках истории, географии, биологии, если найдутся такие проблемы, которые требуют умения принимать решения, управлять и т.д. Деловые игры в образовательных организациях очень распространены в высокоразвитых странах, особенно в США, где обучающиеся некоторых школ во время уроков в режиме реального времени могут делать биржевые ставки, зарабатывать себе на собственные расходы. В наших образовательных организациях, к сожалению, очень мало практики деловых игр.

Предлагаем один из множества вариантов деловой игры - «Совещание местного городского совета», посвященное вопросу расширения проезжей части какой-то улицы (или любой другой проблемы, наиболее актуальной на данный день для Вашего микрорайона).

Для того чтобы обучающиеся представили себе возможный характер ожидаемого спора в муниципалитете и реальность поставленной проблемы:

  • раздайте студентам краткие биографии предполагаемых оппонентов. К их числу относились секретарь городского совета (он стремился придать городу современный облик), главный инженер города (его этот проект интересовал с точки зрения свободной циркуляции потоков городского транспорта), председатель местного исторического общества (тот стремился уберечь от сноса старинные дома), владелец магазина (его волновала прибыль) и т. д;
  • вооружите студентов картами, статистическими данными;
  • помогите студентам найти компромисс.

Игр огромное множество - посмотрите, сколько их на ТV! Важно не переиграть, не проиграть в борьбе за знания!

2. Практическая часть

2.1. Урок на тему «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии» (зачет по пройденному разделу) 

Ролевая игра

Пояснительная записка

1. Подготовка к зачету.

Преподаватель готовит задания следующих видов: тест, теоретические вопросы, ситуационные и проблемные задачи.
Преподаватель готовит из числа студентов группы проверяющих, которые должны прорешать все задания своего этапа и проверить правильность решения у преподавателя. Они будут членами жюри.

За 1-2 недели до зачета в кабинете вывешивается информационный лист с вопросами теоретического этапа зачета, примерными заданиями разных уровней других этапов.
Каждый студент готовит к зачету маршрутный лист.

Очередность движения по этапам указывает преподаватель на предыдущем уроке.

Урок проводится в компьютерном классе. Зачет проходит в 3 этапа:

  • 1 этап. «Тест» (студентам предлагается выполнить тест разного уровня сложности на компьютерах);
  • 2 этап. «Теория» (студентам предлагается ответить на теоретические вопросы);
  • 3 этап «Задачи» (студентам предлагается решить задачи ситуационного и проблемного характера).

На 2 и 3 этапах преподавателем организуется работа в группах. Для этого кабинет готовится следующим образом: сдвигаются вместе по две парты, вокруг которых ставятся стулья.

На каждом этапе должна быть табличка с его названием и комплект заданий.

2.2. План-конспект открытого урока-зачета по учебной дисциплине «Охрана труда и окружающей среды»

Группа №5 Профессия: повар, кондитер.

Тема: «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии»

Обучающая цель - Проведение контроля качества и уровня усвоения студентами знаний и способов действий, на уровне применения их в различных ситуациях.

Задачи:

  • провести периодическую проверку знаний, умений по пройденным темам раздела;
  • выявить прочность и глубину приобретенных знаний;
  • провести работу по устранению обнаруженных пробелов в знаниях;
  • установить связь теоретического и производственного обучения.

Воспитывающая цель - Формирование любви к выбранной профессии, бережного отношения к природе и коммуникативных компетенций.

Задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к профессии, труду;
  • воспитывать коллективизм, дружбу и готовность к социальному общению;
  • самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать экологическую культуру.

Развивающая цель – Способствовать развитию творческого и критического мышления обучающихся.

Задачи:

  • активизировать мыслительную деятельность студентов;
  • формировать творческое мышление;
  • развивать интерес к учебной дисциплине и выбранной профессии;
  • формировать умение распознавать, анализировать, систематизировать и обобщать.

Тип урока: контрольно-проверочный (урок – зачет)

Метод проведения: урок проверки знаний, умений, с применением интерактивных методов обучения.

Метод обучения: словесный, наглядный, исследовательский.

Форма контроля: комбинированный зачет с выполнением заданий теоретического и творческого характера в виде ролевой игры, работы студентов в группах.

Оборудование урока: классная доска, компьютерная техника, телевизор, опорные схемы, презентация.

Межпредметные связи: связь с учебной дисциплиной «Специальная технология», «Оборудование», связь с производственным обучением.

Ход урока:

I. Оргмомент (2-3мин).

1.1. Проверка присутствующих (рапорт дежурного)

1.2. Проверка готовности к уроку (наличие маршрутных листов, авторучек)

1.3. Организация внимания

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный, пожалуйста, назовите фамилии отсутствующих и причину их отсутствия на уроке. У вас у всех есть маршрутные листы. Приготовьте их, а также – авторучки. У нас сегодня, ребята, урок проверки и оценки знаний, урок-зачет по пройденным темам первого раздела. Этот зачет мы проведем с помощью интерактивных методов, используя ролевую игру, работу в группах, дискуссию.

Этот раздел включает в себя следующие темы:

  1. Основные документы, регламентирующие охрану труда
  2. Рабочее время и время отдыха.
  3. Организация охраны труда.
  4. Надзор и контроль по охране труда.
  5. Основные положения производственной экологии.
  6. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
  7. Организация обучения работающих безопасности труда.

II. Актуализация опорных ЗУН и мотивационного состояния.

2.1. Сообщение темы урока, цели урока.

2.2. Ознакомление с этапами урока – зачета, с содержанием заданий этапов.

2.3. Представление членов экспертной группы.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии».

Цель: Проведение контроля качества и уровня усвоения студентами знаний и способов действий на уровне применения их в различных ситуациях.
Сначала я хочу ознакомить вас с этапами урока. Этапов будет три. На каждом этапе вас ждут разные задания.

  • I этап – «Тестирование». На этом этапе вам предлагается ответить на вопросы теста. Вариант по уровню сложности выберите сами.
  • II этап – «Теория». На этом этапе необходимо выполнить три задания, используя свои теоретические знания.
  • III этап – «Задача» состоит из задачи проблемного характера.

Я думаю, что вы готовы к этому уроку, так как за неделю раньше вам были даны вопросы для подготовки к зачету. Я надеюсь, что вы нашли ответы на все вопросы и сдадите зачет успешно. Оценивать уровень ваших знаний будут члены экспертной группы: Чемашкин Дмитрий, Павлов Игорь. Они уже сдали мне зачет по этому разделу успешно, поэтому смогут оценить вашу работу.

III. Мотивация (пробуждение интереса к данной теме)

Прежде чем приступить к выполнению заданий первого этапа, внимательно послушайте меня. Вы можете задать вопрос, почему именно эти темы выбраны для зачета? Дело в том, что вы уже проходили производственную практику. Работали в столовой оздоровительного лагеря «Белые камни». Приехав, после практики, вы мне рассказали, что некоторые студенты во время работы получили травмы. К счастью травмы были незначительные. Почему это произошло? Каковы причины получения этих травм? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте вспомним пройденный материал, выполнив задания трех этапов. Затем вернемся к этим вопросам.

Итак, уже можно приступить к выполнению теста. Выбираем компьютерный вариант теста по вашему уровню сложности. Компьютер сам выставит вам оценку, а вы запишите ее в маршрутный лист в этап «тестирование». На эту работу дается вам 3-5мин. Завершаем. Поднимите руки кто получил «5», «4», «3», «2». Эксперты подсчитайте сколько человек получили «5», «4», «3», «2» и подведите итоги первого этапа.

Сейчас необходимо подготовиться к следующему этапу. Вам необходимо разбиться на группы. Я предлагаю вам вспомнить состав фруктового салата. За этот стол располагаются те, кто любит мандарины, за второй стол - кто любит бананы, за третий стол – киви. Итак, вы перешли на второй этап, который называется «Теория». Здесь вас ждут три задания. Они находятся в конвертах под номером два. Открываем конверты и приступаем к работе.

  1. В качестве повторения, составить вопрос по пройденным темам раздела, и задать его другой команде.
  2. Ситуационная задача.
  3. Работа по схеме с опорными сигналами.

Идет работа в группах.

Теперь вернемся к поставленным ранее вопросам. Почему же были случаи получения травм? Студенты отвечают, что не соблюдались правила техники безопасности и охраны труда. А сейчас дадим слово нашим экспертам, они подведут итоги второго этапа и оценят ваши ответы. Пока эксперты совещаются, проведем физкультминутку (обучающиеся выполняют упражнения на растяжение мышц спины, шеи и пальцев рук). Затем эксперты объявляют результаты второго этапа.

Далее приступаем к третьему этапу. Никуда не переходим, остаемся на своих местах. Прежде, чем приступить к решению задачи третьего этапа, посмотрим презентацию Чемашкина Дмитрия на тему: «Проблема твердых бытовых отходов и пути ее решения в Чувашии». (Показ презентации студентом).
Спасибо. Сначала выполните задания третьего этапа, а затем обсудим проблему загрязнения окружающей среды. Открываем конверты под № 3, в которых находится задача проблемного характера. Задача дается вам одна и та же, а каждая группа разрешит ее разными способами. Решили? Пусть представители каждой группы выскажут свою точку зрения. Экспертная группа подведет итоги третьего этапа, отметит наиболее активных.

IV. Обобщение и анализ.

Итак, ребята, мы с вами прошли все этапы. Мы и задачи решали и вспомнили теоретические вопросы. Маршрутные листы сдаем экспертам для выведения итоговой оценки. Экспертная группа подвела итоги, а я объявлю вам предварительные оценки за зачет. Эти оценки, после дополнительной проверки, выставлю в журнал. Кто будет не согласен с оценкой, может подойти ко мне, вместе разберемся.

Вернемся к цели, которую мы поставили в начале урока. Цели мы достигли. Был проведен контроль качества, уровня и глубины ваших знаний, на уровне применения их в различных ситуациях. Дана оценка вашим знаниям.

V. Задание на дом:

  1. Повторить стр. 5-31
  2. Составить кроссворд по пройденным темам раздела

VI. Подведение итогов урока:

  • преподаватель дает оценку работе групп, проводит объективный анализ выставленных оценок.

VII. Рефлексия.

Завершите предложения:

  • На этом занятии я узнал новое о……….
  • Мне бы хотелось, чтобы на следующих занятиях……….
  • Мои впечатления об уроке: …………………..

Благодарю за внимание – урок закончен.

Заключение

В данной работе интерактивные методы не ставятся превыше всех других. Понимание их силы и слабости не только должно помочь извлечь из данных методов как из педагогического средства максимум пользы, но и увидеть ее развитие в перспективе. Также не утверждается, будто они применимы во всех без исключения случаях и должны применяться без каких – либо корректив. Ясно, что интерактивные методы помогают учебному процессу: повышается успеваемость студентов, активность на уроках, интерес к учебным дисциплинам и выбранной профессии. И, если эта помощь согласуется с современными тенденциями обучения и воспитания, может сыграть важную роль как новая, свежая идея.

Диапазон материалов и средств, для воплощения интерактивных методов, доступных в настоящее время педагогам, очень широк. Не заимствуя у других дисциплин, можно получить в свое распоряжение подлинное изобилие информации для изучения множества важных динамических тем.
Каждому из интерактивных методов – моделированию, проектированию, деловым играм – можно посвятить отдельную работу. В данной работе рассмотрены общие вопросы и практика внедрения интерактивных методов.

Все это может оказать помощь в работе педагогам и специалистам на уровне среднего профессионального образования.

Использованная литература:

  1. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе.-М.: Просвещение, 1985.- 175с.
  2. Давидянц А.А. Реализация принципа активной коммуникативности./ / Русский язык в национальной школе.- 1985.-№1, 38-44с.
  3. Дейкина А. Д. Дискуссия как метод формирования у учащихся взгляда на родной язык .// Русский язык в школе.-1994.-№3 .-3-11с.

 

Приложения

I этап «Тестирование».

Уровень 1.

Выберите правильный вариант ответа:

1) Основной документ, регламентирующий охрану труда в настоящее время - это:

А) кодекс законов о труде
Б) трудовой кодекс
В) трудовой договор
Г) уголовный кодекс

2) Нормальная продолжительность рабочего времени в неделю составляет:

А) не более 40 часов
Б) не более 42 часа
В) не более 38 часов
Г) Не более 28 часов

3) Для работников в возрасте от 16 до 18 лет продолжительность рабочего времени в неделю составляет:

А) не более 38 часов
Б) не более 40 часов
В) не более 36 часов
Г) не более 24 часа

4) Обеденный перерыв является:

А) рабочим временем
Б) временем отдыха
В) дополнительным временем
Г) обеденным временем

5) Государственный контроль за охраной труда на предприятии осуществляют:

А) профсоюзная организация
Б) комиссии при министерствах и ведомствах
В) независимые государственные инспекции

6) Виды контроля за охраной труда на предприятии – это:

А) государственный
Б) ведомственный
В) общественный
Г) все ответы верны

7) Несчастный случай, в котором пострадало 2 человека называется:

А) групповой
Б) одиночный
В) смешанный
Г) тяжелый

8) К «Несчастному случаю на производстве» относят случай, который произошёл с работником.

А) вне территории предприятия, если работник работал не по заданию администрации
Б) на рабочем месте при выполнений служебных обязанностей
В) при сверхурочных работах, выполняемых не по заданию бригадира
Г) при работе в обеденный перерыв в личных целях.

9) Вводный инструктаж проводит:

А) на рабочем месте – мастер
Б) при поступлении на работу – инженер по охране труда
В) на рабочем месте – бригадир
Г) при заключении трудового договора – директор

10) О проведении вводного инструктажа делают запись:

А) в журнале вводного инструктажа
Б) в книге приказов
В) в журнале мастера
Г) в журнале начальника цеха

Тест по теме: «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии».

2 –уровень. Выберите правильный вариант ответа:

1. Закончите предложение:
Опасный производственный фактор – это фактор, действие которого на работника может привести к ……..

А) заболеванию
Б) опасности
В) травме
Г) нервным перегрузам

2.Первичный инструктаж на рабочем месте – это практический показ мастером ………………. труда.

А) безопасных приемов и методов работы
Б) инструкций и стандартов
В) условий работы
Г) журнала регистрации инструктажа по технике безопасности.

3.Подставьте пропущенные слова в определение:

Охрана труда - это система различных мероприятий, направленных на сохранение ……………………….. и ……………. человека в процессе труда.

А) жизни и здоровья
Б) ответственности и здоровья
В) прав и свобод
Г) сознательности и ответственности

4. О проведении вводного инструктажа делают запись:

А) в журнале вводного инструктажа
Б) в книге приказов
В) в журнале мастера
Г) в журнале начальника цеха

5. Виды контроля за охраной труда на предприятии– это:

А) государственный
Б) ведомственный
В) общественный
Г) все ответы верны

6. Для работников в возрасте от 16 до 18 лет продолжительность рабочего времени в неделю составляет:

А) не более 38 часов
Б) не более 40 часов
В) не более 36 часов
Г) не более 24 часа

7. Несчастный случай, в котором пострадало 2 человека называется:

А) групповой
Б) одиночный
В) смешанный
Г) тяжелый

8. Обеденный перерыв является:

А) рабочим временем
Б) временем отдыха
В) дополнительным временем
Г) обеденным временем

9. К «Несчастному случаю на производстве» относят случай, который произошёл с работником.

А) вне территории предприятия, если работник работал не по заданию администрации
Б) на рабочем месте при выполнений служебных обязанностей
В) при сверхурочных работах, выполняемых не по заданию бригадира
Г) при работе в обеденный перерыв в личных целях.

10. Основной документ, регламентирующий охрану труда в настоящее время - это:

А) кодекс законов о труде
Б) трудовой кодекс
В) трудовой договор
Г) уголовный кодекс

11. Нормальная продолжительность рабочего времени в неделю составляет:

А) не более 40 часов
Б) не более 42 часа
В) не более 38 часов
Г) Не более 28 часов

12. Государственный контроль за охраной труда на предприятии осуществляют:

А) профсоюзная организация
Б) комиссии при министерствах и ведомствах
В) независимые государственные инспекции

13. Цель повторного инструктажа

А) изучить новые правила и приемы
Б) повторить безопасные приемы и методы труда, повысить уровень знаний
В) проверить умения и навыки работника по профессии
Г) изучить сырье и материалы для работы

14. Вводный инструктаж проводится:

А) на рабочем месте – мастер
Б) при поступлении на работу – инженер по охране труда
В) на рабочем месте – бригадир
Г) при заключении трудового договора – директор

Тест по теме: «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии».

3 – уровень.

Выберите правильный вариант ответа:

1) Вводный инструктаж проводит:

А) на рабочем месте – мастер
Б) при поступлении на работу – инженер по охране труда
В) на рабочем месте – бригадир
Г) при заключении трудового договора – директор

2) Государственный контроль за охраной труда на предприятии осуществляют:

А) профсоюзная организация
Б) комиссии при министерствах и ведомствах
В) независимые государственные инспекции

3) Основной документ, регламентирующий охрану труда в настоящее время - это:

А) кодекс законов о труде
Б) трудовой кодекс
В) трудовой договор
Г) уголовный кодекс

4) К «Несчастному случаю на производстве» относят случай, который произошёл с работником.

А) вне территории предприятия, если работник работал не по заданию администрации
Б) на рабочем месте при выполнений служебных обязанностей
В) при сверхурочных работах, выполняемых не по заданию бригадира
Г) при работе в обеденный перерыв в личных целях.

5) Нормальная продолжительность рабочего времени в неделю составляет:

А) не более 40 часов
Б) не более 42 часа
В) не более 38 часов
Г) Не более 28 часов

6) О проведении вводного инструктажа делают запись:

А) в журнале вводного инструктажа
Б) в книге приказов
В) в журнале мастера
Г) в журнале начальника цеха

7) Для работников в возрасте от 16 до 18 лет продолжительность рабочего времени в неделю составляет:

А) не более 38 часов
Б) не более 40 часов
В) не более 36 часов
Г) не более 24 часа

8) Подставьте пропущенные слова в определение:
Охрана труда - это система различных мероприятий, направленных на сохранение ……………………….. и ……………. человека в процессе труда.

А) жизни и здоровья
Б) ответственности и здоровья
В) прав и свобод
Г) сознательности и ответственности

9) Обеденный перерыв является:

А) рабочим временем
Б) временем отдыха
В) дополнительным временем
Г) обеденным временем

10) Виды контроля за охраной труда на предприятии – это:

А) государственный
Б) ведомственный
В) общественный
Г) все ответы верны

11) Закончите предложение:
Опасный производственный фактор – это фактор, действие которого на работника может привести к ……..

А) заболеванию
Б) опасности
В) травме
Г) нервным перегрузам

12) Несчастный случай, в котором пострадало 2 человека называется:

А) групповой
Б) одиночный
В) смешанный
Г) тяжелый

13) Первичный инструктаж на рабочем месте – это практический показ мастером ………………. труда.

А) безопасных приемов и методов работы
Б) инструкций и стандартов
В) условий работы
Г) журнала регистрации инструктажа по технике безопасности.

14) Цель повторного инструктажа

А) изучить новые правила и приемы
Б) повторить безопасные приемы и методы труда, повысить уровень знаний
В) проверить умения и навыки работника по профессии
Г) изучить сырье и материалы для работы

15) Решите задачу и выберите верный ответ:
Студент профессиональной образовательной организации в возрасте 17 лет приступил к прохождению производственной практики на предприятии общественного питания. Рассчитайте продолжительность его рабочего дня для шестидневной рабочей недели.
А) 8 часов, Б) 7 часов, В) 6 часов, Г) 4 часа

Эталон ответов к тесту.

1 уровень.
1. – Б.
2. – А.
3. – В.
4. – Б.
5. – В.
6. – Г.
7. – А.
8. – Б.
9. – Б.
10. – А.

2 уровень.
1 – В.
2 – А.
3 – А.
4 – А.
5 – Г.
6 – В.
7 – А.
8 – Б.
9 – Б.
10 – Б.
11 – А.
12 – В.
13 – Б.
14 – Б.

3 уровень.
1 – Б.
2 – В.
3 – Б.
4 – Б.
5 – А.
6 – А.
7 – В.
8 – А.
9 – Б.
10 – Г.
11 – В.
12 – А.
13 – А.
14 – Б.
15 – В.

II этап. «Теория»

1 группа.

  1. Составьте вопрос из пройденных тем и задайте его другой команде. 
  2. Вы, проработав на предприятии несколько лет, назначены начальником подразделения (заведующим производством или главным поваром). В ваш коллектив поступил молодой работник. Какой вид инструктажа вы должны использовать для его инструктирования в первый день работы? Назовите цель инструктажа. Каковы ваши дальнейшие действия.
  3. По схеме с опорными сигналами определите меры предупреждения ожогов и запишите их.

2 группа.

  1. Составьте вопрос из пройденных тем и задайте его другой команде.
  2. Вы, проработав на предприятии несколько лет, назначены начальником подразделения (заведующим производством или главным поваром). Какие виды инструктажей вам необходимо использовать во время работы вашего коллектива, чтобы предотвратить производственный травматизм? Назовите цели этих инструктажей.
  3. По схеме с опорными сигналами определите меры предупреждения порезов и запишите их.

3 группа.

  1. Составьте вопрос из пройденных тем и задайте его другой команде.
  2. Вы, проработав на предприятии несколько лет, назначены начальником подразделения (заведующим производством или главным поваром). Работа идет успешно. В один из рабочих дней к вам установили новое оборудование – электрическую мясорубку. Какой вид инструктажа необходимо вам использовать в данный момент для инструктирования работников? Назовите его цель. В каком ещё случае применяется этот вид инструктажа?
  3. По схеме с опорными сигналами определите меры предупреждения ушибов и запишите их.

III этап. «Проблемная задача».

1 группа.

Вы директор кафе. После просмотра этой презентации, какими будут ваши действия по утилизации твердых бытовых отходов деятельности вашего кафе?

2 группа.

Вы являетесь заведующим столовой. После просмотра этой презентации, какими будут ваши действия по утилизации твердых бытовых отходов деятельности вашей столовой?

3 группа.

Вы – директор ресторана. После просмотра этой презентации, какими будут ваши действия по утилизации твердых бытовых отходов деятельности вашего заведения?

Схема с опорными сигналами.

Вопросы для подготовки к зачету по учебной дисциплине «Охрана труда и окружающей среды» на тему: «Законодательные положение по охране труда и производственной экологии»

  1. Назовите основные документы, регламентирующие охрану труда?
  2. На каких работах законодательством Р.Ф. запрещено применение труда лиц моложе 18 лет?
  3. Какова нормальная продолжительность рабочего времени?
  4. Что означает понятие сокращенная продолжительность рабочего времени?
  5. Какова продолжительность рабочего времени, для работников, не достигших 18 лет? В возрасте: от 16 – 18 лет; от 15 -16 лет; от 14 – 15 лет;
  6. Допускаются ли законодательством РФ сверхурочные работы? Если да, то, в каких случаях?
  7. Назовите допустимое количество сверхурочных работ в год?
  8. Какое время называется «рабочим временем»?
  9. Какое время в Т.К. относится к «времени отдыха»?
  10. Какие виды работ по охране труда на предприятии проводит работодатель?
  11. Каковы обязанности работника по охране труда?
  12. Дайте определение, понятиям «охрана труда», «опасный производственный фактор», «вредный производственный фактор», «производственная травма», «несчастный случай на производстве».
  13. Назовите виды ответственности работодателей за нарушение законодательных и нормативных актов по охране труда?
  14. Назовите виды контроля за охраной труда на предприятии?
  15. Кто и когда проводит ведомственно-общественный контроль за охраной труда?
  16. Расскажите о формах обучения безопасности труда?
  17. В чем заключается вводный инструктаж, кто его проводит?
  18. Расскажите об инструктажах на рабочем месте, кто их проводит?
  19. Назовите причины загрязнения окружающей среды?
  20. Каковы пути разрешения экологической проблемы?
  21. Что вы знаете о методах работы предупреждения производственного травматизма?
  22. Как происходит расследование и учет несчастных случаев на производстве?
  23. С какой целью на предприятии проводят стажировку?
  24. Что такое курсовое обучение?
  25. Кто и как проводит общественный контроль за О.Т?
Смирнова Наталия Юрьевна24.10.2015 20730 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar