РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мастер-класс по теме: "Войди в себя без стука!" (Рефлексия собственных достижений и затруднений)

Мастер-класс по теме: "Войди в себя без стука!" (Рефлексия собственных достижений и затруднений)

Автор: Гордейчук Ольга Валерьевна

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вспомнить слова Ф.М.Достоевского, который говорил: "Человек есть тайна». Он считал, что её, эту тайну, надо разгадывать, разгадывать всю жизнь и не говорить, что теряем время. Только тогда мы сами можем считать себя людьми. Разгадывать себя, познавать себя не менее интересно, но, может быть, более сложно. И всё же давайте сегодня войдём в себя, войдём в себя без стука, без страха и сомнений.

Именно так я назвала сегодня свой мастер-класс и буклет, который выдам вам после его окончания. Напомню, что я веду речь о рефлексии. «Познай себя, и ты познаешь весь мир…», - говорил Сократ, подчёркивая важность этого процесса.

Мы с вами уже говорили об обилии определений понятия РЕФЛЕКСИЯ, о разных подходах в его изучении. Как говорила Тамара Николаевна Воронова, у каждого рефлексия своя, потому что это РЕФЛЕКСИЯ.

Я покажу вам, с какими видами педагогической рефлексии работаю я, а чтобы наша работа была осмыслена, отражена (т.е. отрефлексировна), предлагаю обратиться к ромашке, которую вы видите на экране.

Для меня рефлексия – это, прежде всего, модель деятельности, направленной на результат и его коррекцию. Чтобы отследить этот результат, я выделяю разные виды рефлексии. Вы видите те, что пригодятся нам в работе сегодня.

  1. По форме речевого оформления выделяют устную и письменную. Подчеркну, что устная – на показ, следовательно, не всегда достоверная. Письменная же предполагает обдуманность, некоторую закрытость, протяжённость во времени, поэтому ей я стараюсь уделять больше внимания.
  2. По типу урока (т.е. когда проводится): после объяснения материала, на итоговом уроке или уроке контроля, может она быть и промежуточной.
  3. По способам проведения рефлексия достаточно разнообразна, некоторые из способов вы видите на экране.
  4. По форме деятельности рефлексию провожу индивидуальную, групповую, коллективную (весь класс в целом).
  5. По функциям: эмоциональная (отслеживает настроение, помогает установить контакт); деятельностная (осмысление способов и приемов работы, поиск наиболее рациональных, помогает оценить активность каждого на разных этапах урока, эффективность решения поставленной задачи); содержательная (выявляет уровень усвоения).
  6. И ещё я выделяю виды рефлексии, если можно так сказать, по сфере человеческой сущности: физическая (успел - не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно-дискомфортно); интеллектуальную (что понял, осознал, какие испытывал затруднения); духовную (стал лучше – хуже, созидал - разрушал себя, других. Последнюю, считаю можно проводить лишь письменно, индивидуально, без огласки).

Я не случайно прокомментировала все эти виды рефлексии: работать мы будем с этой ромашкой, поэтому каждой группе я выдам эту схему.

Подмечено, что «педагог – это определенный тип сознания. Быть педагогом – значит уметь так изменять любую текущую ситуацию, чтобы твой партнер получал в ней какой-то импульс к развитию – становился умнее, добрее, смелее. Любая ситуация может быть педагогически преобразована – и ни одна ситуация не является заведомо педагогической. В том числе и урок» (Сидоркин, 1992, с.52).

Знать - «Значит уметь изменять …» – в основе этого умения и лежит таинство педагогического мастерства, скрытое для внешнего наблюдения. Психологическим ключом к нему является рефлексивная способность учителя планировать свои действия, учитывать необходимость этого процесса. А Д.Дьюи

Рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи, "вечный ученик своей профессии" с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хоть криво, да сами. Г. Лессинг, немецкий философ.

Гордейчук Ольга Валерьевна24.10.2015 8120 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar