РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "Математику затем учить надо, что…"

Автор: Шоймполова Юлия Юмжаповна

О методике известного калмыцкого математика П.М.Эрдниева слышала давно, когда только начала работать учителем. Плотно довелось столкнуться, когда начала вести математику, т.е.  учить математике детей.  Восприятие было неоднозначное. Поначалу показалось сложно, со временем пришло  переосмысление – это как  раз такая методика, к результатам которой стремится ФГОС нового поколения. Как отмечает сам автор, а точнее его не скажешь, - это  « методическая система, обеспечивающая «самовозрастание»  знаний учащихся благодаря активизации подсознательных механизмов переработки информации посредством сближения взаимодействующих компонентов целостного представления.  Что же эта за методика УДЕ (укрупненная дидактическая единица) и в чем ее сильные стороны на практике? Всем  известный Шерлок Холмс  при раскрытии преступлений применял дедуктивный метод: от частного к общему. В этом смысле УДЕ – это индуктивный метод исследования : от общего к частному. Сначала дается представление  о системе родственных понятий учебного материала, затем  обращение к конкретному. Так в 5 классе совместно изучаются такие понятия как прямоугольник и прямоугольный параллелепипед, или  обыкновенные дроби и десятичные дроби  объединены как дробные числа. При повторении понятия десятичная система счисления  автор методики обращается подробно к числам первого десятка, рассматривая их комплексно, как сказал бы читатель – интегрировано. Число 3. Задание. Назови два глагола в трех временах –прошедшем, настоящем и будущем . Или: если сегодня 8-е число месяца, то как5ое число было вчера,? Какое число будет завтра? (Заполни  пустые клетки)

вчера

Сегодня

завтра

5-е

6-е

7-е

 

8-е

 

Такого рода задания приобщают детей не только к понятиям «предыдущий- «меньше на 1», последующий- «больше на 1», но и дают представление «целостного»  всего изучаемого по  отдельным предметам.

Когда речь идет о законах арифметических действий объединяются в одно Переместительные законы умножения и сложения, сочетательный законы сложения и умножения, задания и примеры даются параллельно: слева – сложение, справа – умножение. Такие аналогии позволяют учащимся  легко запомнить суть законов и сущность их применения в заданиях аналогах:

Найти следующие суммы и произведения простейшим способом, применяя сочетательный закон: 69+3+7;  и, с другой стороны, 37*5*2*2

Геометрический материал объединен по другой логической связке:  измерения ( плоскость –пространство; площадь и объем; прямоугольник и прямоугольный параллелепипед; площадь квадрата и объем куба и др.). В отличие от автора, прямоугольник мы определяем УДЕ многоугольники.    Когда-то мой учитель физики, от которого я узнала о методике П.М.Эрдниева, учил нас школьников давать определения понятиям. «Физика – это наука (УДЕ), которая   изучает …(признаки). Береза –это дерево (УДЕ) признаки ( к какому семейству относится) … и т.д.  

Еще одна особенность методики: самонаращивание знаний учащихся, как отмечает автор, «усилиями самого ученика». Это открытие им и формулировка признаков делимости не на 3, 5, 9,  которые мы изучаем с учащимися, а, например, на 45. Учитель дает возможность ученику творчески мыслить. Здесь можно возразить, разве при решении любых задач ученик не мыслит творчески. В основном предлагаемые нами на уроках задачи имеют вполне определенное чаще одно единственное решение. Творчество  (по определению)– это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. На такое способны единицы учеников. Тогда, возразите, такие задания надо давать на занятиях математического кружка. Я думаю, все ученики должны соприкоснуться  к  такому виду творчества. Пусть это будет коллективным творчеством. И еще. В учебнике автор предлагает учащимся составить к решенным задачам обратную задачу. Вот это уже скажем творчество в массовом понимании. Наконец, приведу аргументы автора в позиционировании данной методики.» Эффективность и доступность методики УДЕ объяснима научно: она основана на противопоставлении парных суждений (И.И.Павлов) и структурировании в мышлении циклических связей».

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены