РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация воспитательного потенциала уроков литературы посредством творчества учащихся

Реализация воспитательного потенциала уроков литературы посредством творчества учащихся

Урок родного языка и литературы ... Каким он должен быть сегодня? Что может стать первым шагом на пути к глубокому взаимопониманию между учителем и учеником? Эти вопросы заставляют педагогов задуматься и искать ответы.

Перед учителем- филологом стоит ответственная задача научить детей вдумчивому, выразительному, быстрому чтению, привить интерес к книге, суметь донести каждое слово наглядно, красочно, чтобы оно побуждало детскую душу к труду, благородным действиям и поступкам. Каждый урок должен быть воспитывающим, то есть реализовывать воспитательный потенциал, заложенный в замечательных произведениях русских писателей, в культуре русского народа. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности», - писал В.А. Сухомлинский.

Каждый ребенок – мир совершенно особый, уникальный, и только тот учитель, который пони мает это умом и сердцем, обладает умением устанавливать тонкие духовные отношения с учеником, понимать его, способен воспитывать.

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высшей квалификацией. Ведь именно способность к творчеству и созиданию, в первую очередь, считается атрибутом одаренности, таланта, гения. Творческий процесс учит ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их.

Уроки литературы всегда были и остаются местом, где можно использовать различные виды творческой деятельности, дающей возможность каждому ребенку по-своему и самому познавать мир, максимально раскрыть свой интеллектуальный, творческий потенциал, свои умственные способности, духовные возможности.
В течение нескольких лет работы я использую различные виды творчества учащихся на своих уроках.

Так в 5-6 классах после прочтения художественного произведения наряду с другими заданиями предлагаю нарисовать картины природы, изобразить героев произведения, места происходящих событий. В эту пору дети рисуют охотно. Иногда достаточно бывает самого легкого стимула: выставка работ, созданных детьми, возможность высказать свое мнение по поводу написанного или изображенного. Главная задача - сформировать у учащихся умение выделить из прочитанного произведения интересные детали и передать их в рисунке, показать в цвете, выражая свои эмоции.

Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Подготовка инсценировок требует времени, но результат того стоит. Во-первых, осуществляются принципы педагогики сотрудничества. Совместное творчество – от отбора до интерпретации материала – никого не оставляет равнодушным, это повышает интерес к предмету. Во-вторых, подготовка к таким занятиям приучает школьников к углубленной самостоятельной работе с произведением. В-третьих, именно на таких уроках выразительное чтение, как результат анализа текста, становится основным приемом постижения художественного произведения. В-четвертых, подготовка к ним позволяет вывести ребят на новый уровень осмысления прочитанного: через творчество увидеть нравственные, духовные, эстетические аспекты произведения.

В 11 классе, изучая жизнь и творчество М. Цветаевой, А. Ахматовой, провожу литературные гостиные. Изучая «Войну и мир» Л. Н. Толстого, предлагаю ребятам почувствовать себя кинорежиссерами и создать сценарий к эпизоду «Первый бал Наташи Ростовой» или, разбирая произведение Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание», прошу проинсценировать эпизод «Семьсот тридцать шагов Раскольникова от каморки до старухи-процентщицы». Конечно, работа над подготовкой к данным урокам ведется во внеурочное время, но, по моим наблюдениям, учащиеся получают огромную пользу от таких занятий.

Необходимо учить детей работать с вспомогательными справочными и литературными источниками - и не просто воспринимать информацию, а аргументированно выражать собственное видение проблем, убедительно отстаивать свои взгляды.

Урок-диспут по литературе является одной из форм активизации детей, средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции. Например, особый интерес у ребят вызывают вопросы: «… так кто ж ты, наконец?» - по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»; «Всякая любовь - великое счастье» - по рассказам «Темные аллеи» И.А. Бунина.

Словесное творчество - это мощный стимул духовной жизни ребенка, эффективное средство умственного развития школьника, источник вдохновения в овладении культурой связной речи, способ развития познавательных интересов. В связи с этим предлагаю задания по развитию речи: написать сочинение-эссе, ответить на проблемный вопрос.
Поэтическая разминка на уроке – лучший способ создания проникновенной, лирической атмосферы и динамичной проверки выученного дома к уроку. Побуждают к чтению следующие задания: «Продолжите строчки…», «Вспомните поэтические строки о любви» (например, по творчеству С. Есенина), «Определите по началу и продолжите произведение». В итоге учащиеся создают произведения собственного сочинения.

Интересны учащимся и такие задания, как написать монолог Онегина после встречи с Татьяной на балу в высшем свете, монолог Максима Максимыча и Печорина на могиле Белы или составить монологи вещей о своих хозяевах: «О чем могут рассказать халат Обломова, гармонь Василия Теркина?» Такие приемы помогают учителю следить за личностным восприятием учащихся при изучении художественного произведения.

Свидетельством эффективности воспитания через творчество являются результаты. С 2004 года в школе выпускается журнал поэтических работ учащихся «Светлячок». В течение нескольких лет обучающиеся становятся лауреатами регионального этапа НОУ «Поиск» в номинации «Стихотворение», призёрами и победителями областного конкурса риторов, успешно сдают государственные экзамены.

Литература - предмет особый, он предусматривает напряженную работу не только мысли и памяти, но и души и сердца. Каждый ребенок имеет в душе золотое зерно, которое, попадая в плодородную почву, дает побеги добра, правды, достоинства, справедливости, чести, гордости, человечности. Надо только найти его, коснуться того единственного колокольчика, что наполнит жизнь одухотворенным содержанием.

Литература

  1. Зепалова Г.С. Уроки литературы и театр. – М.: Просвещение, 1982
  2. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг,1992
  3. Методина преподавания литературы. – М.: Просвещение, 1995
Васильева Марина Викторовна30.10.2015 7870 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar