РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие коммуникативной компетентности в начальной школе

Развитие коммуникативной компетентности в начальной школе

Скорик Светлана Владимировна,
учитель высшей категории

Чем глубже пропасть между разными типами
знаний нужными для жизни и теми, которые
дает школа, тем меньше влияние школы на
будущую жизнь учеников.
София Русанова

Школа – простор жизни ребенка, здесь он не готовится к жизни, а полноценно живет, и поэтому вся деятельность школы строится так, чтобы способствовать становлению личности как творца и проектировщика собственной жизни. О желании приблизить образование к современным жизненным запросам, о путях решения проблемы, которые стоят на пути компетентностно - ориентированного подхода в обучении мы с вами сегодня и говорим.

Одной из основных целей начальной школы является формирование у школьников коммуникативной компетентности. Для чего же это надо?
Прежде всего это взаимодействие с людьми, навыки работы в группе, в коллективе.

Коммуникативный подход обеспечивает формирование и развитие готовности к общению, сохранение этикетных норм, умение жить в обществе, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Коммуникативный подход изменяет статусно-ролевые функции учитель – ученик, предусматривает сотрудничество, в результате чего изменяется эмоциональная тональность общения, создается атмосфера взаимодоверия.

Коммуникативная мотивация связана с удовлетворением, которое получают ученики от общения. Обеспечению этой мотивации способствуют:

  • Добродушная атмосфера на уроке.
  • Позитивный эмоциональный климат
  • Доверительные отношения между учителем и учениками, между самими учениками.

Важным показателем коммуникативной мотивации является ролевая игра. Она развивает интерес к общению, помогает определить личный опыт учеников путем проигрывания ролей людей разных профессий и характеров.

Особое внимание уделяю одновременной коллективной работе небольшими группами – парами, четверками. Для работы групп использую опоры, схемы, таблицы. Конечно, это большая работа. Однако, как писал Л.Толстой « чем легче учителю учить, тем сложнее ученикам учиться. Чем сложнее учителю, тем легче ученикам.»

Дети должны испытывать радость от проделанной работы. Еще В. Сухомлинский сказал: «…Радость успеха – это огромная эмоциональная сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим. Заботьтесь о том, чтобы эта внутренняя сила ребенка никогда не исчерпывалась. Если ее нет, не помогут никакие педагогические хитрости.»

Нельзя научить ребенка понимать другого человека, не вступив с ним в личный контакт. Ребенок имеет природное стремление к коммуникации, стремится понять других и быть понятым. Развитие коммуникативной компетентности начинается с умения устанавливать контакт с партнером по общению. Поэтому действенным методом в овладении коммуникативными компетенциями являются диалоги.

В чтении коммуникативная компетентность – это способность вести диалог с текстом.

  • ставить вопросы и находить на них ответы;
  • прогнозировать развитие событий;
  • выдвигать гипотезы;
  • оценивать текст;
  • составление сказок.

Предлагаемые задания дают возможность преодолеть недочет изучения предметов «в чистом виде», отдаленном от реальной языковой деятельности учеников.

При таком подходе коммуникативная инициатива учеников опирается на единство языкового и фактического жизненного материала. В реализации таких заданий комплексно соединены все функции языка: быть средством познания, общения, самореализации и саморазвития личности.

Скорик Светлана Владимировна03.11.2015 6260 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar